Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:02, 11 мая 2015

В поисках объединяющего.

В поисках объединяющего.

Все вы знаете про притчу о том, где отец рассказывает сыновьям, что одна веточка сломается под силой, а сотни таких веточек не сломать. Нынешнее Казахстанское общество также разделено на множество частей, каждый из которых, как одна веточка, легко ломается под внешним воздействием. 
Есть очень много примеров такого разделения. Один из таких глубоких разломов нашего общества – русскоязычная и казахоязычная медиа-сферы. Мало кто это осознает и замечает, но это два параллельных мира. Две очень разные по содержанию, интересам, дискуссиям пространства. Невозможно описать, насколько они разные. Для этого нужно сознательно (русскоязычным) посмотреть каналы, послушать дискуссии на этих каналах, посмотреть развлекательно-юмористический контент, почитать журналы, посмотреть сайты и паблики в социальных медиа, все на казахском языке. Ну и соответственно, наоборот, для казахоязычной аудитории. А как известно, медиасфера формирует идеологию, и очевидно, что формируются две разных идеологий у одного и того же общества.

Общество также сильно разделено и в других идеологических планах. Есть соотечественники, которые скучают по СССР. Есть те, которые относятся к этому нейтрально, и есть те, которые его откровенно презирают. Очевидно, что это мнение сильно влияет на отношение к действиям соседнего государства. Особенно это разделение стало заметно по отношению к действиям соседнего государства на Украине. Появились мнения, начиная от откровенной гордости, заканчивая страхом и осуждением.

Общество также разделено по отношению к социальным классам. Есть как защитники классовой разрозненности, считающих капитал заслугой за содеянный труд. Как есть и те, которые считают, что капитал был заработан в свое время нечестным путем, и продолжается зарабатываться на незаконных привилегиях и правах. Такое отношение стало заметно по субъективности разных сторон по отношению к недавно нашумевшему делу Алиби.

Титульная нация также разделена на куски. Очевидно, делится на шала и нагыз-казахов. Делится также на традиционных консерваторов, на религиозных консерваторов, на почитателей своих Ру и Жуз, на пантюркистов, на либералов, на космополитов, и др. Причем самым важным является то, что большинство из них не разделяют взгляды других и не может с ними объединиться по идейным соображениям. Например, казахи, придерживающиеся религиозного консерватизма, не могут объединиться с казахами, которые придерживаются традиционно-национального консерватизма. Одни могут не принимать некоторые древние обычаи и традиции как Жети Шелпек, Наурыз, поклонение и почитание Аруахов, традиционно свободное одеяние и в какой-то мере свободные права казахских женщин. Другие не принимают излишний отход от своей казахской культуры в пользу религии, и могут ссылаться на вековые традиции и особый путь казахов. Другой пример, казахи-либералы не понимают, и открыто боятся стремительного ухода большой части населения в разного рода консерватизм; или этого попросту не замечают, живя у себя в столицах или в Европах.

Остается все меньше и меньше сакральных праздников, так называемой «Гражданской религии». Даже Новый год не может объединить все население – религиозные консерваторы не приемлют данный праздник. Другие праздники с массовыми гуляниями и празднествами – 8 марта, Наурыз, 9 мая, также не приемлются разными частями общества в силу разных идейных соображений. Государственные праздники, почему-то не пользуются особым спросом у населения. Что говорить об остальных праздниках, которые каждый раз празднуются разными частями общества, но очень редко – всем целым обществом.

История показывает, что государства, которые имеют сильно раздробленное общество, не могут противостоять внешним угрозам, не могут объединиться в случае опасности государственности. Очень много несостоявшихся государств, которые раздроблены по разного рода идеологиям – Ливия, Ирак, Афганистан, Сирия, государства Африки. Из государств, которые держатся и противостоят центробежным тенденциям разделенного общества – авторитарные государства с жесткой центральной властью, или либеральные государства. Очевидно, что путь в авторитаризм – путь в никуда. Поэтому единственным путем, которым можно сохранить Казахстанское общество является здоровый либерализм. Это толерантность по отношению к другим культурам и идеологиям, хорошо развитое критическое мышление общества, и другие ценности либерального и просвещенного общества. Не зря либерализм и просвещение возникли после больших религиозных войн в Европе, когда Европа была сильно разделена идеологически.

Власть хорошо осознает данную проблему и пытается решить ее с помощью государственной идеологии «Мангилик Ел». Данная идеология является очень хорошим примером для объединения, пытается объединить наше общество. К сожалению, такая проблема не решается сверху вниз. Очень сложно образовать идеологию таким образом. В этом не помогут ни всевселенские форумы, ни флэшмобы с каражоргой впридачу, ни разного рода рекламы на билбордах, ни всякие государственные патриотические комитеты и департаменты.

Так что, это все не то. Нужна реальная инициатива снизу вверх. Нужна настолько мощная идея, чтобы Казахстанец мог ассоциировать себя с ней. Как если бы это была Американская мечта, или Русский медведь помнящий про свое имперское прошлое, или потомки Поднебесной Империи. Необходимо чтобы все население объединилось под одни знамена ради этой идеи, чтобы ради защиты этой идеи люди могли сложить головы, защищая нашу общую Родину. Чтобы, несмотря на все различия, при упоминании этой идеи, люди понимали друг друга и обнимались. Либерализм будет являться лишь небольшой смазкой к этой большой идее. Необходимо помочь нашей власти консолидировать созревшее для этого Казахстанское общество. Какая это идея ?! Что же это ?!

 
0
281
0