Напомню, в ноябре 2014 года я озвучивал
предложение о создании нового сквера на месте бывшего государственного трамвайного парка расположенного на улице Момышулы между Жубанова и Маречека. В итоге в апреле этого года территорию бывшего трамвайного парка огородили 6-метровым забором. Был вывешен паспорт объекта из которого выяснилось, что на этом месте будет построен большой жилой комплекс состоящий из 11 многоэтажных домов. Нужно отметить, что эта территория в советское время не была застроена жилыми многоэтажными домами по причине прохождения там тектонических разломов. Подробная
схема с указанием местоположения разломов города размещена на сайте
АлматыкалаЖер. Республиканские строительные нормы РСН-10-83, принятые в 1983 году на основе карты сейсмического микрорайонирования 1982 года,
запрещали строительство ответственных объектов в зонах разломов и зонах повышенной сейсмической опасности (10 баллов) на территории города Алматы. По обоснованному запрету застройки в зоне разломов, Алматы тогда был первым городом в бывшем СССР. В 1995 году Министерством строительства РК был выпущен документ «Застройка города Алматы и прилегающих территорий с учетом сейсмического микрорайонирования» (
СН РК Б. 2.2-7-95), в котором появился пункт «В исключительных случаях строительство и реконструкция зданий и сооружений в этих зонах может быть допущена по разрешению Минстроя Республики Казахстан». Позже в 2001 году вышел новый документ (
СН РК 2.03-07-2001), по которому в зонах возможного проявления тектонических разломов на дневной поверхности, отнесенных к сейсмоопасным, размещение новых и реконструкция существующих зданий и сооружений не допускается. В исключительных случаях строительство и реконструкция зданий и сооружений в этих зонах может быть допущена по разрешению Уполномоченного органа по делам строительства РК. Таким образом многие разломы в городе за последние десятилетия были
застроены. Однако в природе разломы остались, но их не видят и не хотят видеть нынешние строители. Многие живут сегодняшним днем и не думают, что будет в будущем на этих разломах.
Поэтому, исходя из вышеперечисленного, в советское время было запрещено строительство на участках прохождения разломов. В зонах разломов предпочтительно располагали парки и другие нежилые строения. Однозначно было бы правильным создать на этом месте сквер, тем более Ауэзовский район самый густонаселенный в городе и емкость его превышена, следовательно экология находится не в лучшем состоянии. Дальнейшая застройка и изменение уже существующей сложившейся проектной инфраструктуры района усугубит как транспортные, так и экологические проблемы.