Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
07:22, 24 апреля 2015

Добро пожаловать в «Оверлук»! Рецензия на фильм «Сияние» (The Shining). Режиссер: Стэнли Кубрик, 1980 год.

«Одиночество само по себе может оказаться губительным.»
Стивен Кинг. «Сияние»

Blog post imageКраткое описание. Преподаватель литературы Джек Торренс соглашается на работу смотрителем в роскошном отеле «Оверлук». Отель находится в живописных местах, но в конце осени начинается мертвый сезон и отель остается в заточении снега. Джеку с женой и маленьким сыном требуется следить за «Оврелуком» до весны, пока не отступят снега. Но история отеля скрывает страшную тайну которая ждет своего часа, чтобы выплыть на поверхность, когда семья останется в одиночестве, тем более мальчик Дэнни Торренс наделен сверхъестественным даром, он умеет «сиять».

Итак, после одноименной экранизации первого романа «короля ужасов» Стивена Кинга «Кэрри» в 1976 году на автора обратили внимание как читатели, так и именитые режиссеры. Информация о том, что за экранизацию третьего по счету романа возьмется сам Стэнли Кубрик взбудоражила общественность. Существенно переработав материал и отвергнув сценарий автора романа Кубрик поставил в фильме совершенно другие акценты. Конечно для лучшего понимания некоторых моментов желательно прочесть первоисточник, но тогда складывается интересное ощущение, что роман и фильм находятся в разных измерениях. Кубрику не интересен приобретенный дар предвидения и телепатии маленького Дэнни (для Кинга распространенная тема) или замкнутые пространства наполненные привидениями, он пытается задаться вопросом о природе возникновения безумия.

Бывший алкоголик Джек Торренс который лишился работы в учебном заведении соглашается провести с семьей мертвый сезон в отеле «Оверлук». В спокойной обстановке он планирует завершить пьесу в надежде, что весной закончится его дежурство в отеле и начнется новая жизнь. Дэнни сын Джека имеет уникальный дар и чувствует враждебность отеля, а постепенный приход холодов высвобождает страшные тайны прежних постояльцев отеля и семья Торренсов погружается в мир «великого» безумия из которого нет выхода.

Blog post imageВ романе большое внимание уделено живым изгородям – оживающим кустам в виде животных. Кубрик заменил их лабиринтом около отеля недвусмысленно проводя аналогии с лабиринтом бесконечных комнат которые изучает Дэнни. И его поездки на трехколесном велосипеде по пустому отелю действительно заставляют придумывать тревожные мысли о приближающемся страшном событии, которое почему-то не наступает. Сильнейшая режиссура и великолепная операторская работа создает ощущение настоящего присутствия в некомфортном мире бесконечных комнат (тем более название отеля «Вид сверху» намекает на наблюдение за событиями в ракурсе в котором герой Николсона смотрит на миниатюру лабиринта). Все выполнено в лучших традициях великого Хичкока. И при всем этом, создатели премии «Золотая малина» додумались номинировать на нее именитого режиссера.

Blog post imageАктерская игра. Если рассматривать фильм отдельно от книги, то играет Джек Николсон просто потрясающе. Так сыграть человеческое безумие сможет только по настоящему выдающийся актер. Претензия Кинга к Николсону заключается в том, что ощущение безумия исходит от него практически с первых кадров, что в целом верно, хотя книжный Джек Торренс должен был сходить с ума постепенно. К игре Шелли Дювалл и Дэнни Ллойда (жена и сын Джека соответственно) у некоторых зрителей имеются открытые претензии или даже раздражение, но стоит признать в их глазах чувствуется истинный страх, а это многого стоит.

Blog post imageПоследующие экранизации романа. Стивену Кингу совершенно не понравилась экранизация и в 1997 году при его непосредственном участии выходит одноименный минисериал следующий очень близко к тексту. Вэнди – жена Джека снова стала блондинкой, Дэнни использует свой дар на полную катушку, живая изгородь в виде животных вернулись на место, главный герой обезумев использует деревянный молоток, а не топор. Но сериал «Сияние» кажется таким посредственным и самое главное не тревожит совершенно зрителя, как это делает первоисточник и Джек Николсон с топором. Желание четко соблюдать события книги сопровождаемое слабым исполнением, привело к тому, что экранизация не имеет какого-либо кинематографического очарования и превращается в долгую серию «Сумеречной зоны» нежели в произведение в котором одержимости и безумию выделено почетное место.

 

«Сияние» - история необыкновенного безумия от Стэнли Кубрика.

3
1747
0