Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
4
06:36, 24 апреля 2015

Ты веришь в Тенгри, в молнии и Лело...

После прихода в Венгрию кыпчаки начали ощущать сильное давление со стороны Папы Римского относительно своей древней веры. Тенгрианство - одно из древнейших монотеистических религий мира - было для христианских мракобесов средневековья (хотя время для иных христианских деятелей в оценке чужих культур и веровании и сегодня как бы остановилось, см. J. J. Saunders. «The History of the Mongol Conduests») всего лишь азиатским шаманизмом. Папа, подобно Шамхат из «Глиняной книги» Олжаса Сулейменова, уговаривающей Ишпакая предать веру отцов («Ты иноверец,- молвила Шамхат,- Ты веришь в Тенгри, в молнии и Лело, вот если б твои книги поломать... Тогда б другое дело...»), обратился к кыпчакам с призывом отказаться от веры в единого Бога Небесного – Тенгри и принять «самую правильную веру – католицизм», и заодно «перестать жить в шатрах» и переселиться в каменные дома. Хочешь напугать свободного номада, пообещай ему, что запрешь его в каменный дом - абакты. Пообещай ветру стены. Именно папство возвело в принцип: Guisus regio, eius reliqio (Чья власть, того и вера).  Ни Аттила, ни Чингисхан никогда не требовали от своих подданных смены веры или образа жизни. В их империях существовал другой принцип: живи в согласии со своей верой и традициями, и служи Мне. Это то, к чему пришла христианская цивилизация сегодня, и что совершенно правильно зовется «свободой совести».

 Действие рождает противодействие. Когда «епископы и бароны провели закон, требующий от куман,  чтобы они были приведены в христианство» (Чамберс), кыпчаки подались в Золотую Орду и, объединившись там со своими единоверцами, днепровскими казаками, вернулись назад и осадили крепость Пешт. После этого события рвение по поводу обращения «язычников-куман» в «истинную веру»  у последующих за Белой и Ласло Четвертым новых королей Венгрии из француской династии Анжу (Ангевинов) поубавилось. Только спустя столетия венгерские кыпчаки стали принимать христианство, и только в  своеобразном, синкретическом понимании его. Себя они сегодня называют «реформатами», выбрав едва ли не самое «еретическое» направление в христианстве - кальвинизм. При этом многие делают сыновьям обрезание, при исполнении некоторых обрядов читаются суры из Корана на венгерском. Много тенгрианского в обрядах, обычаях до сих пор. Мандоки в своем интервью Казахскому радио на наивный вопрос ведущего, «являются ли венгерские кыпчаки мусульманами», скажет: «У нас до сегодняшнего дня сохранились множество так называемых шаманских обрядов и обычаев. Ислам оказал слабое влияние на наших предков, он, если можно так сказать, проглядывается издали, слабо, хотя у нас сохранились сильно измененные аяты из Корана, которые мы читаем, правда, на венгерском языке.  Детям делаем обрезание».

Отец Небесный для венгерских кыпчаков - Тенгри. Вот как звучит на кыпчакском «Отче наш»: -bizin atamiz kim-sin kokte / sentlensin senin adin / dushsun senin konlun/ nechik kim jerde alay kokte/bizin ekmegimizni ber bizge but- butun kunde/ ilt bizin minimizni / nechik kim biz de iyermiz bizge otru kelgenge/ iltme bizni ol jamanga / qutqar bizni ol jamannan/ sen barsin bu kuchli bu cin iygi tenri amen - «Біздің атамыз кім-сін көкте – Сентілесің сенің адың - Дүшсің сенің көңлүң - Нечік кім йерде алау көкте - Бізің екмегімізні бер бізге бүт - бүтүн күнде  - Ілт бізің міңімізді - Нечік кім біз де ійерміз бізге өтрү келгенге - Ілтме бізні ол йаманға - Қутқар бізні ол йаманнан - Сен барсің бү күчлі бу чын ійгі – Тенри, Амен»  -Отче наш на небесах - Да святится имя Твое - Един ты на Земле и на Небесах - Дай нам в Твоем цельном Мире пожнать то, что мы посеяли - Спаси нас от всего плохого - Ты есть, Могущественный, Ты есть, Истинный, Ты Хозяин всего Сущего – Тенгри, Аминь. (Реконструкция Мандоки И.К)

Свой язык, так понятный для любого казаха, венгерские кыпчаки сохранили до ХVIII века.

Карта миграции кыпчаков в Венгрию

Blog post image

Map of Cuman migration and settlement.  The black solid line marks the eastern and southern borders of the Russian principalities.  The shaded area denotes the territory of other Turkic tribes referred to in Russian as the "Chernye Klobuki," a melange of people including remnants of Pechenegs (pronounced Pawt-zi-nok), all of whom usually allied themselves with Kievan Russia against the Kipchaks.  They were known for their black cowls/caps/headgear with gave them their name.  It is also noted in the Song of Igor's Campaign that they would enter battle with nothing but a dagger.  This reference may actually apply to the short sabre/enlarged dagger that some Turkic warriors wore horizontally across their belly, similar to the Anglo-Saxon "seax".  The statues illuminate the central Kipchak settlement areas and locations of their statues.  From Andras Paloczi-Horvath, Pechenegs, Cumans, Iasians:  Steppe People in Medieval Hungary.  Budapest:  Corvina/Kultura, 1989, 40-41.

Карта перемещения и расселения Cuman. Черная твердая линия отмечает восточные и южные границы российских княжеств. Заштрихованная область обозначает территорию других тюркских племен, упомянутых по-русски как "Chernye Klobuki". Смешение людей, включая остатки Pechenegs (Pawt-zi-nok), которые обычно объединялись с Kievan Россией против Kipchaks. Они были известны их черными капюшонами/заглавными буквами/головным убором, что дало им их название {имя}. Это также отмечено в Песне Кампании Игора, что они вошли бы в сражение только с ножами. Это короткие ножи,   которые некоторые Тюркские воины носили горизонтально поперек их живота, подобного Англо-саксонскому "seax". Статуи освещают центральные Kipchak области их расселения. От Andras Paloczi-Horvath, Pechenegs, Cumans, Iasians: Люди Степи в Средневековой Венгрии. Будапешт: Corvina/Kultura, 1989, 40-41.

Карта заселения кыпчаками Венгрии

Blog post image

Кыпчакские захоронения в Венгрии

Blog post image

Cuman Hungarian Light Cavalry

Blog post image

Illustration by Angus McBride in David Nicholle, Hungary and the Fall of Eastern Europe.  London:  Osprey Publishing, 1988, 29. Легкая кавалерия венгерского короля.

Kipchak Warrior

Blog post image

Drawing by Angus McBride in David Nicholle, Attila and the Nomad Hordes.  London:  Osprey Publishing, 1990, 44. Всадник тяжелой кавалерии венгерского короля.

Кыпчакские женские каменные изваяния, найденные в Венгрии.

Blog post image

Когда расцветет, сверкая, /Звезда Сумбуле,/ Косяки кобылиц /Отдадут свое белое молоко,/Тонко — длинные гуси над степью моей /пролетят,/ И угрюмо печально в ночи прокричат/ Мои бедные белые гуси./ Это значит — трава постарела/ на пастбищах. /Поднимайся, кипчак… /Пусть умрет у меня на руках, сверкая,/ Звезда Сумбуле. (Олжас Сулейменов. "Кочевье перед зимой...")

4