Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
13
03:25, 25 апреля 2015

Первый год обучения на психолога в Австрии. Часть 1: Зимний семестр, или что такое STEOP?

По просьбам интересующихся делюсь информацией о первом годе обучения на психолога в Австрии. В этом посте разберу первый зимний семестр. Дополнительно хотела бы уточнить, что все описанное здесь действовало прошлый семестр (т.е. зимний семестр 2014 года). В Венском университете все часто меняется: к примеру, начиная со следующего года, у нашего факультета немного изменится формат экзаменов.

Blog post image

Как известно тем, кто хоть немного разбирается в теме, психологов в Венский университет набирают один раз в год в количестве 500 человек. Обучение длится в идеальном случае 6 семестров, за которые нужно набрать 180 ECTs (кредитов): 150 – по профильным предметам, 30 – по предмету/-ам по выбору. Все профильные предметы подразделяются по модулям. У психологов их 8: от A до Н.

В первом семестре главная задача всех студентов почти всех венских университетов сдать блок экзаменов по лекциям с инициалами, которые будут обсуждать все окружающие вас первокурсники – STEOP. Правда, тут есть поблажки: изучению этих предметов можно посвятить 3 семестра вместо одного, а психологам позволено сдавать его 3 раза вместо 2 (т.е. можно 2 раза провалить экзамен). Теоретически, можно провалить и третий, но в четвертый раз экзамен будет принимать комиссия – если и он не будет сдан, то тогда провалившему студенту больше не позволят изучать психологию в Венском университете. Вот почему все иностранные студенты так его боятся. Хотя ничего страшного в этом нет.

Итак, что же такое STEOP?

Blog post image

Расшифровывая инициалы это «Die Studieneingangs- und Orientierungsphase», переводя приблизительно с немецкого – «Фаза ориентирования и вхождения в учебу». Предназначен для того, чтобы Вы смогли определиться, насколько психология (статистика, политология, др. –  нужное подчеркнуть) – Ваш предмет, и, как понятно из названия, влиться в учебу. У психологов данная фаза состоит из двух модулей: А и В. Разберем их по порядку.

Модуль А.

Вес: 16 ECTs (кредитов, пунктов).

Количество предметов: 4.

Метод проведения: лекции.

Как засчитывался? Сдачей одного экзамена по всем четырем предметам (в виде теста).

Что нужно было выучить для подготовки к экзамену? Все лекции, домашние задания и заданные главы книг.

Что примечательно: все эти предметы - вводные, и поверхностно затрагивают многие направления психологии. Не будет одного определенного профессора, ведущего все лекции какого-либо предмета. Клинические психологи будут рассказывать вам о своем предмете, психологи сферы труда и маркетинга будут рассказывать о своей области исследований. Но будет один, если можно так выразиться, руководитель-преподаватель всего блока, который будет вести вводную и заключительную лекции фазы ориентирования. Во вводной понятное дело, о чем будет речь, заключительная посвящена экзамену и подготовке к нему.

Расскажу пару слов о каждом предмете этого модуля (перевод приблизительный и смысловой).

1. Einführung in wissenschaftliches Denken – Введение в научное мышление.

Здесь разбирались такие темы, как гипотеза и её выдвижение, различные методы психологии, оценка научной информации и т.д.

2. Paradigmengeschichte und Rahmenbedingungen der Psychologie – История парадигм  и общие условия психологии.

Как я люблю описывать такие предметы – одна болтология (при всем уважении к философам и их трудам). Здесь нам рассказывали о влиянии философии на становление психологии. Однако тут также разбирались этические вопросы исследований (на примерах экспериментов Мильграма и Зимбардо) и юридические аспекты нашей профессии.

3. Einführung in die Grundlagenfächer  der Psychologie – Введение в основные предметы психологии.

На этих лекциях нам рассказывали о психологии развития, психофизике, дифференциальной психологии и т.д.

4. Einführung in die Anwendungsfelder der Psychologie – Введение в области применения психологии.

Клиническая и психология труда, психология потребления, образования, диагностика – темы довольно увлекательные.

Примечание: Лекции и тексты для изучения почти по всем предметам выкладывают на учебной платформе под названием Moodle.

Модуль В.

Вес: 8 ECTs.

Количество предметов: 1, под названием SOT.

Метод проведения: туториум.

Как засчитывался? Сдачей желательно всех заданий, посещаемостью и заключительной работой.

Supervised Orientation Tutorium, или просто SOT – одна из отличительных черт программы обучения психологов. Вроде как этот туториум есть только у нас.

Здесь мы учились по группам: были так называемые занятия «большой группы» и «маленькой группы», которые чередовались. Впрочем, всем нам выдали расписание. Большой группой из 40 человек занимается faculty advisor (в моем случае Анна Эксель – да, прямо, как программа MS, о чем она упомянула на вводной лекции), маленькой из 8-10 – student advisor (у меня это был немец-магистрант).

По-моему, очень полезный предмет и модуль: разбираются такие темы, как тайм-менеджмент, работа в группе, методы обучения, работа с научной литературой, направления психологии. Почти каждую неделю нам давался пласт информации, с которой нужно было хорошо ознакомиться, сдать тест (онлайн, ничего сложного), сделать задание. Сложно узнать кого-то хорошо, когда на лекции ходит 480 человек, а здесь, как ни крути, знакомишься с однокурсниками, потому что пришлось сделать пару презентаций в команде. Эдвайзерам можно задавать все волнующие вопросы касательно учебы, магистратуры, профессии, дальнейшей карьеры. На последней встрече маленькой группы мы вообще сидели и играли.

Пара слов о заключительной работе: у нас было два варианта сдачи. Первый – эссе о каком-либо эксперименте, монографии, научном тексте. Второй, который выбрала я – участвовать в экспериментах, общей продолжительностью 10 часов, и в заключительной работе описать какой-нибудь из них и поразмышлять над его аспектами, пользой и недостатками.

В целом, этот туториум очень легкий. Все, кого я знаю, закрыли его на 1 (высший балл), несмотря на неидеальную посещаемость или не очень хорошо сделанные задания – faculty advisor, видимо, решила не портить нам оценку за весь STEOP.

*****************

Как Вы уже, наверняка, поняли, оценка за STEOP была средним арифметическим между оценками за оба модуля. За успешную сдачу в первом (или другом) семестре Вы закроете уже 24 кредита, что не так мало, по сравнению с другими специальностями (у экономистов и политологов, к примеру, всего 15).

Начала я готовиться к экзамену по всем 4 предметам первого модуля по разным причинам поздно: за 2-3 недели до него. Сдала на 4 (“genügend“). На тот момент мне было достаточно просто сдать его, чтобы продолжить изучать предметы в летнем семестре. Советую не делать, как я: лучше посещать все лекции по возможности (я посетила где-то половину из всех). Пусть не все поймете, но в памяти что-то отложится на подсознательном уровне. Хотя по опыту других моих знакомых скажу, что даже те, кто начал готовиться заранее, сдали его максимум на 3. В первый раз (в конце января) ни у кого не было 1. Где-то 40% всех сдали на 4, где-то 30 на 3, единицы сдали на 2, остальные не сдали. Во второй раз, в середине февраля, картина оценок была лучше.

Почему важно сдать STEOP в первом семестре?

Во-первых, в летнем семестре не будет ни одной лекции или туториума этих модулей. Во-вторых, без его сдачи, вы не можете сдавать экзамены по предметам из модулей D-H. Однако, можете брать и сдавать предметы из модуля С, что тоже дает нам преимущество перед другими специальностями. Например, многие уже в первом семестре взяли предметы из этого модуля: биологическую и когнитивно-эмоциональную психологию.

Я тоже взяла в прошлом семестре ещё когнитивно-эмоциональную психологию (Kog-Emo I), который вел профессор Ледэр (Leder) – великолепный преподаватель. Здесь, как понятно из названия, шла речь об эмоциях и высших нервных функциях человеческого мозга. Правда, в первой части Kog-Emo I нам больше рассказывали о мотивации, эмоциях (Экман тоже упоминался), психологии искусства, эстетики, музыки – мои любимые темы, в общем. Засчитывается этот предмет тоже сдачей экзамена в виде теста, весит 4 ECTs.

Если владеете немецким, то можете прочитать все документы, выложенные на сайте факультета и университета. Скорее всего, после того, как будут известны результаты вступительных, успешно сдавшие его создадут группу в ФБ. Вступайте, там однокурсники делятся важной информацией, помогают друг другу в учебе и не только, создают группы по обучению, и т.д.

К чему нужно быть готовым?

Blog post image

1. Поток в минимум 400-450 человек. Вывод: на первые лекции нужно приходить заранее (лучше за 10-15 минут), чтобы занять удобное место. Потом людей уже будет меньше. Если в Auditorium Maximum главного корпуса и Hörsaal C1 кампуса (вход в него на картинке;) мест достаточно для потока в 500 человек, то в Auditorium Maximum Центра Переводческих наук (ZfT) и Hörsaal D того же кампуса нужно приходить заранее, иначе придется сидеть на ступеньках или стоять всю лекцию.

2. Вас не будут учить манипулировать людьми. Вас будут учить, как заниматься наукой. Об этом говорится на первой лекции и повторяется раз за разом.

3. Почти 25-30% материала, что проходят в первом семестре, Вы уже выучили при подготовке к вступительному экзамену.

4. Иностранцев в потоке очень мало. Да и те, родились и выросли либо в Австрии, либо в Германии.

5. Да, первое время, вполне возможно, Вы мало будете понимать, что вообще происходит. Но потом вольетесь.

6. Не все лекции и лектора будут интересными.

7. Лекция может начаться на 5-10 минут позже. Австрийцы вообще неторопливые люди.

8. Здесь студенты тоже списывают. Они тоже ленятся учиться, также откладывают все на последний момент, опаздывают со сроками. Так что не думайте, что европейцы, в частности, немцы и австрийцы, совершенно отличаются от нас, и вообще, идеалы для подражания в плане учебы. Они такие же люди, как мы: есть и заучки, и раздолбаи, и середнячки.

**************

Вот, вроде все. Про второй семестр расскажу в следующем посте.

Благодарю, что уделили внимание! Буду рада комментариям =)

Всем продуктивных выходных!

13
2601
2