Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
9
18:58, 17 апреля 2015

Лучшие кинотрилогии. Часть 3. «Доллары» Серджо Леоне.

Когда мы говорим и слышим слово вестерн, то наше воображение рисует картину, в которой изображены бескрайние пустынные ландшафты Дикого Запада, где расположены небольшие поселения. В них в основном обитают скачущие на лошадях и стреляющие друг в друга по поводу и без ковбои, чаще всего проводящие время за выпивкой в баре, точнее, салуне, а также грабящие банки или поезда. Остановить плохих парней, как известно, может лишь хороший, будь то доблестный шериф (чаще всего в исполнении Джона Уэйна) или же загадочный герой-одиночка (об этом ниже). Именно так по большей части показывают в голливудских фильмах период в истории Америки второй половины 19 века.

Хотя вестерны ассоциируются в массовом сознании с основательницей жанра США, их производили в большом количестве не только в Голливуде. Популярность вестернов в середине 20 века была настолько высокой, что их снимали даже в политически враждебных Америке в те годы странах восточного блока, в том числе СССР (например, знаменитые истерны "Неуловимые мстители" и "Белое солнце пустыни"). В 1960-х также появились спагетти-вестерны, как можно судить из названия, создаваемые итальянскими кинематографистами. Они использовали элементы классических американских вестернов и в то же время отличались собственным стилем и атмосферой.

По содержанию спагетти-вестерны, несмотря на определенную привязку к историческим событиям, не придерживаются строгих временных рамок и реалистичности в целом. Одной из характерных особенностей спагетти-вестернов является фантастическая меткость и живучесть главных героев в сражениях с врагами. Как и американским вестернам, им присуща неспешность в повествовании. Однако в них намного больше действия и особенно насилия, которое было запредельным на экране по тем временам. Классикой спагетти-вестернов являются горячо любимые мною фильмы "За пригоршню долларов" (1964), "На несколько долларов больше" (1965) и "Хороший плохой злой" (1966), составляющие долларовую трилогию и снятые основателем жанра и одним из лучших режиссёров в истории кино Серджо Леоне.

Долларовая трилогия является крайне самобытным произведением искусства. Все три фильма были сняты совместными усилиями интернациональной съёмочной группы из Италии, Германии и Испании (в этой стране, отличающейся живописностью, и проходили съёмки), при участии тамошних, а также американских актёров. В художественном плане "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой" имеют схожие черты, но сюжетно не связаны друг с другом, кроме присутствия в каждом из фильмов главного героя, Человека без имени в исполнении Клинта Иствуда. Съёмки в Долларовой трилогии принесли актёру не только славу, но и статус легенды и символа жанра вестерн.

Запоминающийся персонаж Иствуда можно охарактеризовать как собирательный образ в вестернах и в то же время его личность представляет собой загадку. Мы ничего не знаем о прошлом странствующего охотника за головами, которого зовут Джо в "За пригоршню долларов", Одноруким в "На несколько долларов больше" и Блондинчиком в "Хорошем, плохом, злом". Несмотря на то, что он неизменно одет в пончо и носит шляпу, а также держит в зубах сигару, нельзя с уверенностью утверждать о том, что это один и тот же человек. Возможно, потому у него и нет имени, а его образ является во многом мифическим, ведь он всегда появляется словно из ниоткуда и в итоге исчезает в никуда.

Его нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным, такова уж натура этого героя, точнее, антигероя. Персонаж показан немногословным и нелюдимым, циничным и беспощадным стрелком, действиями которого движет отнюдь не борьба за справедливость, а жажда наживы. Он живет по своим правилам в жестоком мире, где все только и делают, что стараются убить друг друга, поскольку человеческая жизнь имеет ценность лишь в материальном плане (из-за этого трилогия и получила своё неофициальное название).

Человек без имени хитёр и расчётлив, потому умеет без труда договариваться на выгодных для него условиях с кем угодно. Многие его поступки противоречивы и даже аморальны, но порой он способен проявить сострадание и прийти на помощь слабым и беззащитным в трудный момент. Этим он отличается от многих других действующих лиц долларовой трилогии, в большинстве своём отъявленных негодяев, а также вызывает симпатию зрителя. Может, именно поэтому Человек без имени прямо указан "хорошим" в начальных титрах "Хорошего, плохого, злого".

Также по задумке режиссера в каждом новом фильме становится на одного главного героя больше. Если в "За пригоршню долларов" Клинт Иствуд действует в одиночку, то в последующих фильмах к нему присоединяется ещё один американский актёр Ли Ван Клиф, сыгравший противоположных персонажей: положительного в "На несколько долларов больше" и "плохого" в "Хорошем, плохом, злом". Настоящим же украшением последнего фильма трилогии стал смешной и в то же время опасный бандит, "злой" Туко в исполнении Элая Уоллака, который своим комедийным талантом затмил всех остальных, даже Иствуда и Ван Клифа.

Обычно в третьей или даже во второй части история выдыхается. Однако долларовая трилогия является редким, а потому уникальным случаем в кино, когда каждый последующий фильм становится лучше предыдущего благодаря чему они добились коммерческого успеха у зрителей и признания у критиков. По мере увеличения бюджета увеличивался и хронометраж. "За пригоршню долларов" длится 99 минут, "На несколько долларов больше" два часа, а "Хороший плохой злой" целых три, что в духе Серджио Леоне, чьи фильмы отличаются эпичностью (особенно его поздние работы "Однажды на Диком Западе" и "Однажды в Америке").

Стоит отдать должное мастерству режиссёра, который применил множество технических находок, позволивших удерживать зрителя так, что я не мог оторвать от происходящего на экране. Помимо ярких и харизматичных персонажей отмечу приемы, использованные в фильмах долларовой трилогии и ставшие фирменными, особенно долгие и крупные планы, фокусирующиеся не только на красивых пейзажах, но и прежде всего лицах персонажей и во всей красе отображающие их эмоции (особенно запоминается невозмутимый взгляд Иствуда с характерным прищуром).

Также выделю изобретательно и эффектно поставленные сцены перестрелок (особенно напряженная финальная дуэль в "Хорошем, плохом, злом"). Единственным их недостатком, бросающимся в глаза, является отсутствие крови на телах убитых (возможно, по причине экономии скромного бюджета). И конечно, долларовую трилогию трудно представить не только без Клинта Иствуда, но и гениальной музыки Эннио Морриконе, которая играет не менее важную роль в фильмах.

Я знаю, кто-то может сказать что "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше" и особенно "Хороший, плохой, злой" немного затянуты, из-за чего действие в них местами провисает. Но на мой взгляд, неторопливое течение и придаёт этим шедеврам истинное величие, ведь буквально в каждом кадре фильмов долларовой трилогии чувствуется особый стиль и вкус. Поэтому я в полной мере смог насладиться этим зрелищем. Я очень ценю и чту долларовую трилогию как нестареющую классику, которая и сегодня смотрится на одном дыхании.

9
615
7