Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
16
01:50, 12 апреля 2015

Последние заметки из книжного магазина

У меня спрашивали про стихи, отвечаю: со стихами все нынче плачевно. Может потому что в книгах поэзии не пишут «БЕСТСЕЛЛЕР»? Есть стихи казахских классиков, например, Шәкәріма Қудайбердиева, или Абая. А зарубежных или российских нету. Даже Бродского не хотят ставить на полки. Спроса нет.

Сегодня одна милая пенсионерка, которая не поленилась рассказать мне о своей жизни, в частности о том, как она много лет проработала в книжной торговле, была разочарована, что в магазинах сейчас нет и следа поэзии. «Как, нет даже Ахматовой?», - удивлялась она. Я с искренним сожалением, и даже немного стыдясь, ответил, что нет, и никто до вас не спрашивал.

Не читают стихи. Может, потому что их нельзя экранизировать? Нельзя подписать «ЧИТАЮТ ВО ВСЕМ МИРЕ!», нельзя поставить на обложку Леонардо Дикаприо, нельзя писать громкие, пестрящие хвальбой рецензии в модных журналах и газетах.

Не читают стихи. Потому что всем нужен острый сюжет, никому не нужны слова из растерзанной души.

Ой, что-то меня занесло…

Нынешних поэтов, конечно, жаль. В наше время, если уж браться за перо, то лучше сочинять либо детективы, как Стиг Ларсен, либо фантастику, как Джордж Мартин или Сьюзен Коллинз. Ну, или любовные романы… тут главное, чтоб мозгов у вас было поменьше, тогда всё получится.

А от Довлатова есть «наши», от Веллера «баллада о бомбере». Ни тот ни другой никому не нужен. К Довлатову за весь день, по-моему, только я сегодня подходил, читал.

Из российских прозаиков наиболее популярны Дина Рубина, Людмила Улицкая (кстати, неплохо пишет, пролистал несколько страниц «священного мусора» и, знаете, понравилось), Антон чиж (кто это?), Юрий Поляков и еще какие-то даже не помню.

Таких персон как Толстой, Достоевский, или хотя бы Набоков вниманием не балуют. Есть даже «Лолита» (которую в основном покупают девочки-подростки… кажется, в этом есть некая странность и парадоксальность), но в основном люди все равно проходят мимо. Кажется, его спасет только новая экранизация.

Кстати, об экранизациях и девчачьих странностях. Все девушки тут шепчутся, хихикают около  Э. Л. Джеймс с её «50-ю оттенками всякого». Гадают, кто же сыграет главные роли, а главное, кто сыграет главную мужскую роль. Вот так загадка! Был бы рядом Зигмунд Фрейд… (если вам интересно, загляните в кинопоиск: все роли давно утверждены, у фильма сейчас пост-продакшн. Не то чтобы я интересовался…)

О привычках при выборе книги:

Достаточно весомое количество книголюбов, заходя в книжный магазин и выбирая для себя что-нибудь почитать, имеют одну вредную, и я убежден в этом, неправильную привычку. Или это у них правило такое в выборе книги, не знаю. Словом, читают последнюю страницу.

Не расчленяйте, не режьте, не топчите, не убивайте, пожалуйста, мою чувствительную любовь к литературе. Не читайте последнюю страницу произведения. Беритесь всегда за первую. Если прочитав первую страницу, вам не хочется останавливаться, то покупайте. Смело покупайте, ибо последняя вам ничего не скажет, уж поверьте.

А еще есть привычка выбирать по обложке. Но это скорее дилетанты, нежели книголюбы. Берут, значит, книгу, смотрят впечатлит ли их название и слоганы типа «Бестселлер года!» или «Читают во всем мире!». На эти сраные слоганы вообще везтись нельзя.  Сейчас еще стало модно впихивать хвалебные отрывки, цитаты из рецензий якобы крутых журналистов-критиков. Читайте первую страницу – это лучший способ. Аннотацию, конечно, можно пробежать глазами, но чаще всего она ни о чем не скажет. Аннотация полезна только беллетристике, таким жанрам как детектив, фантастика, Ахерн…

В общем, художественную литературу надо оценивать по первой странице. Это не гарантирует хорошую книгу, но более лучшего способа в выборе, на мой взгляд, нет.

Закончим на этом о привычках.

Я раньше любил говорить, что молодежь не читает, мол, все деградируют, а сейчас язык не поворачивается такое сказать. Интеллектуально развитая молодёжь всё же есть. Слышу я разговор молодых людей у прилавка. Один начинает критиковать Чака Паланика, другой начинает его защищать, оба весьма живо друг друга оспаривают. Молодежь может дискутировать на тему литературы, это не может не радовать. А Чак Паланик, к слову, писатель, простите, охуенный. Так что я был на стороне того рыжего казаха, который защищал Паланика от нападок своего оппонента.

Молодежь читает, правда, иногда это полный Ахерн, но все-таки читает. Есть еще надежда, как говорит Бегбедер.

P.S. Заметки годичной давности, когда посчастливилось поработать в книжном магазине.

Предыдущие заметки:

Заметки книжного магазина #1

Заметки книжного магазина #2

16