Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
13
20:20, 06 апреля 2015

Автоматизация историй болезни — проблемы врача и их решения

Недавно в ВК ко мне обратился один пользователь с просьбой опубликовать статью об его проекте, связанным с медициной. Он полностью сам занимается этим проектом и очень более им. В общем, поможем раскрутить проект. Ниже статья о проекте.

---

Говоря о проблеме врача, тут я не буду затрагивать финансовые, т.к. об этом говорится везде. Я бы хотел поговорить о другом – проблема нехватки времени из-за загруженности историями в стационаре. Кого это, счастливым образом, не коснулось, можно далее не читать, ибо Вы этого не поймете.

Еще в недавнем 2012 году, когда начал активно вести на интернатуре пациентов, я задумывался об автоматизации многих рутинных действий врача. Ниже  приведу проблемы и их решения на  примерах. Оговорюсь, что решения уже воплощены в реальность и активно работают, принося пользу врачам.

Проблема №1: Заполняем первичный осмотр – данные из него практически каждый раз переносятся в обоснование, предоперационный, этапный и выписку. То же самое из обоснования, этапного… и когда мы доходим до выписки, нам приходится заниматься тем, что копируем все данные, которые были внесены нами же. Это реально бесит!
Решение: Используем тонко настроенный программный продукт, где есть поля для каждого значения (Ф.И.О., место работы, анамнез заболевания, жизни и т.д.). Далее настраиваем его так, чтоб нужные нам поля из первичного осмотра появлялись в обосновании. И ВСЁ!

Проблема №2: Каждая новая история требует внесения Ф.И.О. и даты рождения, а ведь бывают случаи, что врач ошибочно набирает их.
Решение: у каждого пациента в Казахстане есть ИИН, в России ИНН, почему бы по нему из базы не выходили такие данные как Ф.И.О., дата рождения - это позволит правильно безошибочно сохранять данные пациента. Врач просто набрал ИИН – а данные о Ф.И.О. и дате рождения набраны за Вас. (решение пока что только для Казахстана)

Проблема №3: Врач занимается тем, что постоянно заменяет данные анализов из шаблона. Часто приходится делать так, н-р написано: гемоглобин 128 г/л, тромбоциты 300,0x109/л, п/я 3% – имея такой шаблон, нам приходиться вручную удалять значение гемоглобина, менять его, удалять значение палочкоядерных, менять его, а если не определены тромбоциты, то приходиться тратить время на удаление всей строки тромбоцитов, кроме того если добавились лейкоциты, приходится допечатывать их. Все это конечно на примере.
Решение: Почему бы не сделать форму для основных анализов (общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, коагулограмма), куда бы вносили только числовые показатели анализов, а при нажатии на кнопку вставить, все данные вставлялись бы в форму… и не надо ничего удалять, дополнять.

Проблема №4: Постоянно теряются документы с обоснованием, первичкой… или делается так – пишется первичка, затирается сверху обоснованием, обоснование в свою очередь затирается предоперационным и так далее до самой выписки. А если подкорректировать данные в первичке надо? Заново что ли перебирать? Ну или другой случай, когда начинают врачи плодить дубли всех своих документов и путаются в них. Еще хуже – теряют все свои документы, прогорает флешка, прогорает компьютер и т.д.
Решение: Сделать единую базу данных, где бы врач хранил записи о пациентах. Учитывая доступность Интернета, все это хранить онлайн, чтобы получать доступ, где бы то ни было.

Проблема №5: У врачей связь с пациентами зачастую односторонняя. Взял выписку, ушел и забыл. А проблему истинную по основной патологии знает только лечащий врач. Даже поделившись с контактами, не факт что данный контакт у Вас будет постоянно.
Решение: Имея онлайн базу, свой личный онлайн кабинет, можно в выписке оставить ссылку в личный кабинет, где была бы постоянно актуальная информация о враче (контакты, где работает, как найти, как записаться на прием). Данная проблема остается спорной, потому что, на мое удивление, многие врачи не желают, чтоб с ними в дальнейшем пациенты вели какую-то связь. Быть может это обусловлено тем, что многие названивают и надоедают. Тогда как решение можно не указывать основной контакт мобильного, а указать только телефон лечебного учреждения. Это дополнительная консультация и дополнительные деньги.

Проблема №6: После выписки, участковый, засучив рукава, приступает к тому, что перепечатывает или переписывает данные последних анализов из выписки. Опять трата времени, сил… в общем не нужные действия.
Решение: Сделать в самой выписке qr-код, где зашифрована ссылка на электронную версию выписки. Тем у кого нет qr-код reader’а указываем в выписке адрес сервиса, где достаточно внести номер записи и секретный ключ, чтоб получить доступ к данным. Почем секретный ключ? Ну не можем ведь налево направо разбрасываться данными о пациентах – врачебная тайна.

Проблема №7: Как же жутко и обидно, когда выключают свет, когда кто-то закрыл и не сохранил Ваш документ. Всё то время, что Вы печатали, ушло в одно место. Пусть даже в Word есть такая функция как автосохранение, но она не сохранит данные, если закроет документ Ваш коллега, нажав кнопку нет!
Решение: сделать функцию автосохранения на сервисе, которая в независимости от того будет закрыт документ или нет сохранит все введенные данные.

Проблема №8: Как часто Вы теряете флешку? Как часто чужой человек садится за общий компьютер в ординаторской? Как много людей имеют доступ к данным Вашего пациента? На постсоветской территории еще не сильно задумываются о конфиденциальной информации больного, но уверен придет и это время.
Решение: В системе доступ к данным пациента имеет исключительно лечащий врач и сам пациент, т.к. при выписке ему в выписном эпикризе выдается ссылка на электронный вариант. Тут опять-таки назвать супер решением нельзя, в связи с тем, что есть вещь как ссылка в выписке пациента – перейдя по которой можно получить доступ. Но тут уже все зависит от пациента, а не врача. То есть врач перед собой снимает ответственность за потерю данных.

Проблема №9: Вы не сталкивались с ситуацией, когда нужно сохранить историю пациента, снимки в электронном виде и быть может какое-то видео пациента (это может операция, манипуляция и т.д.) Сложность иногда бывает в том, что просто напросто не удобно все это разместить по полочкам и в дальнейшем вести какой то учет.
Решение: В системе у каждого пациента есть возможность загрузить дополнительные файлы - это и видео, и фото, и аудио материалы. В любое время Вы можете через поиск найти пациента и просмотреть, прослушать необходимую Вам информацию.

Это еще не весь список проблем, которые можно решить. Сервис разрабатывался, тестировался, дорабатывался в течение года и вот как месяц в финальном релизе работает в сети как часы и успел сэкономить более 1200 минут за 200 историй. Подсчет делали, опираясь на то, что врач на одну историю для первичного осмотра, обоснования, предоперационного и этапного эпикриза, выписки тратит от 100 до 120 минут в общем (это само минимально ИМХО), а через сервис получается от 40 до 50 минут в общем. Т.е.  врач, имея у себя 5 больных, может сэкономить от 200 до 250 минут в среднем.
---
Ссылка на проект

13