Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
11:21, 23 марта 2015

О краже

Казахский Адат, это письменный документ, который принимался и редактировался съездом биев. Документ был написан на джагатайском/старотатарском языке.

 

Есть несколько переводов его на русский язык сделанные Маковецким, Торгаем, Александровым и другими.

 

Так как изначальный текст на джагатайском языке, вся казахская терминология далее в джагатайской транскрипции, в рамках джагатайской грамматики.

 

Для начала, предлагаю отрывок из предисловия к Адату под редакцией Маковецкого. Маковецкий это сделал, что бы не шокировать цивилизованную публику.

 

«Низкая сравнительно степень культуры, на которой находятся киргизы, объясняетъ не только общій ихъ взглядъ на дЬяніе преступное, но и отношеніе ко многимъ дЬеяніямъ, преслЬдуемымъ цивилизованными обществами, у киргизовъ же являющимся вполнЬ закономЬрными. Не говоря уже о множествЬ полицейскихъ правонарушеній, о которыхъ киргизы понятія не имЬютъ, здесь нельзя не отмЬтить ихъ отношенія къ такимъ дЬеяніямъ, какъ изгнаніе плода, умерщвленіе новорожденнаго ребенка, оставленіе человЬка въ опасности (оставление детей в степи), мошенничество и самоуправство, которыя признаются за дЬянія или вовсе непредосудительныя или же, какъ мошенничество, за дЬянія, служащія основаніемъ гражданскихъ исковъ. Самоуправтво въ видЬ баранты даже составляетъ род подвига».

 

У киргизов нет особых слов для выражения понятий воровства и грабежа. Урлык - воровство или грабеж, уры - вор, разбойник и вообще преступник, урламак - красть, тартыб алмак - отнимать, грабить. Грабеж судиться не строже простой кражи.

 

Грабеж у киргизов выражается в следующих формах;

1)    Ограбление всякого рода путников, как то: купцов и путников из сартов.

2)    Отгон лошадей ночью из табуна.

Blog post image

Похищать и не отдавать дозволяется:

1)    Отцу и деду у сына и внука сколько угодно раз и сколько угодно имущества; даже можно продать все, что есть у сына; да и самого сына позволительно продать в службу, т.е. отдать на год в службу и истратить полученные деньги. (баланынг узин кызметке сатыб жесе хам халлаль)

2)    сыну у деда и отца - до 3-х раз. В четвертый раз полагается штраф.

3)    Родственнику у родственника до третьего колена (двоюродные).

4)    Джиен просит подарка у дядей (старших и младших братьев своего отца) и если не получит такового, то может красть до 3-х раз. Если украдет слишком много, у него отнимают лишнее. При краже в 4-й раз ему говорят: "ты лишаешься права племянника" (джиен диктен кеттинг)

 

Жена, которая поссорившись, уходит от мужа, не должна ничего унести с собою. Это было бы воровство.

 

У родни дальше 3-го колена дозволяется воровать, с обязательством отдать по мере возможности, в следующих случаях:

1)    для уплаты калыма, или умножения потомства есть дело похвальное

2)    для уплаты долга

3)    во время голода

4)    для нужной поездки или преследования воров

 

Допускается отнятие лошади у заведомого вора, отправляющегося на воровство, если на это есть доказательство. Но если отнять лошадь без доказательств, хотя бы и у человека, изгнанного из общества за воровство или лишения доброго имени (муттахам), то платится айб.

 

Отнятие пойманной беркутом дичи не есть воровство, а насильственное взятие подарка, «чиларга», поэтому присуждаю к возврату без айба.

 

Дозволяется похищать в ответ на похищение, т.е. баранта.

 

К концу 19 века была изменена норма, которая разрешала кражу у сына. За кражу у отца было наказание, а для отца при краже у сына айб и посрамление перед аулом.

 

Общественное осуждение воровства, по пословице "вор подобен ложке, народ подобен морю: легче первому (вору) погибнуть от воровства, чем последнему (народу) от вора" - "уру касык эл тенгиз, ол урлук кылыб узи куруйди онынг ушун эл курумайды"

 

О порядке сыска при краже.

 

Иногда, если в ауле случится пропажа, то ставят по средине бакан (шест, служащий для поднятия шанырака при постановке кибитки) и просят вора положить пропавшее под бакан, грозя иначе пригласить муллу для обнаружения его.

 

У муллы есть разные приемы для обнаружения вора:

1)    пекут лепешку, дуют на нее (дем салады) и дают всем всем по кусочку, вор проглатывая кусок поперхнется

2)    дают всем по очереди в руки пузырь (куук), у вора он распухает (кебеди)

3)    дуют на кунган (кувшин-чайник для умывания), называя по очереди имена всех, при имени вора начинает кружиться

 

Вор часто бывает приписан к другой волости, и в случае жалоб, волостной управитель отказывается найти украденное на том основании, что вор не подчиняется ему. Управитель же той волости, где вор прописан, по дальности, не в состоянии знать что нибудь.

 

Украденное имущество, по нахождению его, отбирается в пользу владельца, хотя бы оно перешло уже в чужие руки посредством продажи или дара. Тот, у кого оно отыскалось, должен в известный срок представить лицо, от которого получил его. Не выполнивший это требование, сам считается вором.

 

Если ответчик не может указать, откуда получил украденное или путается в показаниях, то он считается вором.

PS/// Запись посвящена уважаемому оппоненту Rauan_40lvl, как продолжение дискуссии начатой здесь http://yvision.kz/post/455876

0