Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
23:03, 22 марта 2015

Печальный опыт трагедии в Казани. Что важно всем остальным

Blog post imageВсе слышали о том ужасе, который произошел в торговом центе «Адмирал» в Казани. Пожар унес жизни вероятно более 30 человек, пострадали физически более 55 чел,  тысячи лишились рабочих мест, большое число людей понесли огромный для каждого из них материальный ущерб, а моральное потрясение перенесли все, кто читал и смотрел про эту трагедию.

Возможно, это еще один повод поговорить на тему пожарной опасности и готовности людей адекватно реагировать на нее. Возможен ли такой печальный сценарий в других аналогичных местах, например, в Казахстане?

Не претендуя на всю полноту освещения этого вопроса (а она огромна и многогранна), хочется очень коротко затронуть только несколько важных (а есть ли неважные, если речь идет о жизни людей? – вопрос риторический) аспектов:

  • Роли и ответственности владельцев здания
  • Роли и ответственности тех, кто управлял повседневной жизнью торгового центра (директор, охрана и т.д)
  • Задачах и ответственности арендаторов
  • Готовности посетителей к действиям в экстремальных ситуациях
  • Об ответственности контрольных органов в области пожарной безопасности говорить не будем – об этом все написано в соответствующей законодательной и нормативной базе каждого государства

Разумеется, прежде всего, всех интересует сама пожарная безопасность здания, за которую отвечает владелец, когда его строит, вводит в эксплуатацию. А она состоит из множества вопросов, к наиболее очевидным и важным можно отнести:

  • качественный проект с точки зрения заложенных по ПБ требований. В частности, согласование проектно-сметной документации теперь не требует участия технических экспертов государственных органов пожарной безопасности. Все эти вопросы являются ответственностью самого проектанта
  • соответствие проектной документации функциональному назначению здания. Известно, что в Казани ранее заводские корпуса были переоборудованы под торговый центр. А это должен быть отдельный проект, который тоже учитывает требования по ПБ, исходя из его нового назначения. Например, интересно было бы знать -  металлические колонны, которые после пожара скрутились в спираль,  были ли обработаны огнезащитным составом, который предназначен для увеличения огнестойксти металлоконструкций. Как мы понимаем, пожарная загрузка такого типа сооружений, когда все пространство по максимуму разделено на огромное количество бутиков, которые без всякой меры от пола до потока набиты горючим товаром, и при этом с бесчисленным количеством посетителей требует очень пристального внимания.
  • наличие необходимых запроектированных и встроенных конкретно для этого сооружения систем автоматического управления пожарной безопасностью: оповещения, пожаротушения, путей эвакуации, конструктивных элементов здания, предотвращающих быстрое распространения огня и пр. пр. Например, в Казани только после трагедии начали разборки на тему: кто отвечает за работоспособность пожарных гидрантов, которые не позволили прибывшим пожарным расчетам работать в полную мощность из-за отсутствия воды.
  • и множество других важных компонентов пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с нормативно-правовой базой страны

Все это, конечно, должен обеспечить владелец. И отвечать за это должен он, также как и за незаконную перестройку, различные конструктивные изменения. И за выбор компании и/или конкретных людей, которые будут осуществлять повседневное обслуживание, эксплуатацию здания, заключение договоров с арендаторами,  а также должен был контролировать их деятельность.

Кстати, несколько слов о договорах аренды. В этом важнейшем документе в подавляющем большинстве своем ничего не сказано о безопасности, кто и за что отвечает как с позиций пожарной безопасности, так и задач по управлению людьми в экстремальных ситуациях. А поскольку юридически не закреплено кто отвечает, то и выполнение всех требований и само управление ставится под сомнение. Посмотрите свои договора, и вы убедитесь в этом. Однако ответственность за все это вовсе не шуточная, ведь речь идет о жизни людей.

Теперь давайте коснемся эксплуатирующей организации. Принимая на себя управление повседневной деятельностью такого типа здания, руководитель компании или уполномоченное лицо владельца (назовем его директор), должен заботиться не только о постоянно растущей прибыли, но и о безопасности людей, которые там работают, покупают или просто выбирают товар. Именно он должен обеспечивать работоспособность всех систем, продумать и внести в договора аренды требования по пожарной безопасности и следить за ее выполнением, давать разрешения на ведение огневых работ и контролировать их, организовывать грамотную парковку машин, чтобы обеспечить подъезд пожарной техники и многое другое. Не будем обсуждать, как решаются вопросы с контрольными в этой области органами. У каждого есть на этот счет свои убеждения и опыт.

Вопрос: в полной ли мере понимает ли руководитель, что это он, в случае любой экстремальной ситуации (пожар, террористический акт, землетрясение, да и просто человеку плохо стало в торговом зале), до прибытия государственных служб (а это минимум 15-20 минут, заметьте, самых важных минут!) должен вместе со своими работниками организовать адекватные действия по управлению находящимися в здании людьми, предотвратить панику и постараться не допустить усугубления обстановки.

А это значит,  работники эксплуатирующей организации должны иметь вполне актуальные и жизнеспособные инструкции. Все они должны быть обучены, и натренированы на неблагоприятные сценарии, включая охрану, техперсонал, менеджеров и т.д. И в первую очередь, все они должны четко понимать, что любое возгорание в таком набитом горючем материалами здании очень быстро превращается в неконтролируемое горение - пожар. И что вызывать пожарных нужно немедленно даже, если это грозит в дальнейшем штрафными санкциями. Согласитесь, что  потери, которые понесли теперь все в Адмирале, во много тысяч раз превосходят любой штраф

Теперь об арендаторах - попросту торговцев всем тем, что люди покупают. Среди них есть магазины крупных торговых компаний, есть частники, которые работают на себя. Главное, что их в подобных торговых центрах огромное число и меняются они, можно сказать, «как перчатки».  При этом большинство из них считают, что если они платят за аренду, то и больше они ничего не обязаны. И тут тоже несколько ключевых моментов, о которых хочется поговорить:

  • Только в последние годы хоть как-то стали запрещать различные плитки и незащищенные обогревательные приборы в бутиках. Однако, все ли следуют этим строгим правилам? Каждому кажется, что он-то такой умный и у него точно ничего не случится. При этом бросая включенными все эти приборы, уходя с рабочего места.
  • Если он затеял какие-то усовершенствования в своем рабочем пространстве, зачастую (вопреки правилам) сам приглашает знакомца, который что-то отпилит, приварит, покрасит и т.д. А это все пожароопасные работы, между прочим
  • Ну а поставить у себя в бутик огнетушитель стоимостью 3-5 тысяч тенге – это запредельные траты, конечно! Это же обязан арендодатель! Конечно, только сгорит-то твой товар….
  • И еще – когда загорелось что-то у соседа, то зачем помогать ему тушить, лучше спасать свое добро! Только ведь вряд ли успеешь. А если бы сразу набежали несколько соседей со своими огнетушителями, ничего бы и не произошло. Например, на Славянском базаре – смотри видео: вот так он начался, вот так он закончился.
  • Да и вообще помочь человеку,  когда ему нужно, мы уже не хотим. Сейчас у нас в тренде новые тенденции (регулярно замечаю на наших тренингах) – это опасно для меня, это меня не касается. Идея взаимовыручки в наше время не популярна. Но никто и не призывает бездумно рисковать жизнью, но подумать о ближнем все-таки стоит. Ведь следующий раз на его месте можешь оказаться ты. Поэтому действия должны быть рациональными, адекватности опасности

И наконец, о нас, покупателях. Конечно, мы не японцы, и в нашей культуре не доминируют вопросы безопасности, почти, как национальной черты. Но и каждый из нас не застрахован от неприятностей. Никто из нас, заходя в здание, не заметит важные знаки, запасные выходы, и уж тем более, не обратит внимание его работников на вопиющие нарушения, даже когда они очевидны. Это же не наша ответственность! Но это же тоже до поры до времени. Я через 5 минут уже ушел, но ведь приду же еще, дети мои придут, близкие…. Это не значит, что нужно быть параноиком и видеть сплошные опасности кругом. Это значит, что нужно изживать в себе безразличие – вот оно точно опасно.

И еще один моментик – это собственная готовность к действиям в экстремальных ситуациях и готовность помочь другому. Большая и важная тема, но слишком большая. Почитайте подборку здесь, может что-нибудь сгодится.

Что-то длинно получилось. Но может хоть кому-то полезно. Конечно, эта статья рассчитана на обычного обывателя. Профессионалы должны смотреть на подобные случаи другими глазами. Просто хотелось внести хоть какие-то ориентиры в головы людей, особенно, когда читаешь и слышишь обсуждение подобных трагедий.

 
4
723
1