Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:54, 24 мая 2010

История в учебниках

Изучая историю Казахстана меня не покидает ощущение подмены понятий. Не в плане трактовки исторических фактов, нет. А в том, что мы так подробно изучаем древний мир. Все эти стоянки бегазы-дандыбаевской культуры, которых огромное кол-во на территории Казахстана. Мы изучаем подробно мельчайшие особенности государственного устройства саков, гуннов, кангюев. Мы обязаны изучить все каганаты, со всеми канагами и сборщиками налогов. А также территориальные особенности каждого каганата. Не забыть про монгольский период, Ак орду, Золотую, ханство Абулхаира и Могулистан. В подробностях узнать о Джанибеке и Керее и всех их детях - последующих правителях. Запомнить биев и батыров каждого жуза. Знать какой жирау, что сочинил и когда, а также где он родился и где умер. Отдельный вопрос -джунгарское нашествие и последующее присоеденение младшего жуза к России. Какой посол ходил в первый раз к Петру I, какой был у Анны Иоановны, какого русского посла хотели убить и кто его спас, кто был против, сколько месяцев уговаривались султаны и т.д.. Затем, конечно, колонизация всей оставшийся территории Казахстана, строительство крепостей. Безусловно восстания: пугачевское, Сырыма Датулы, Кенесары Касымулы, в Букеевской орде, на Мангышлаке, восстание 1916 года, участие казахов в гражданской войне России. Партия "Алаш", как она то за белых, то за красных. В общем, приехали мы к СССР. По верхам проходим первую мировую и гражданскую, по верхам опять же политику военного коммунизма, НЭП, первых председателей всяческих организаций. Спросить у школьников: А кем был Троцкий? Скорее всего не ответят. Затем всякие индустриализации, коллективизации и вторая мировая война. Потом целина, сколько кто пудов собрал, какое место по добыче каракуля занимал Казахстан и пр., потом все скользь. И бабах. Мы уже при Кунаеве и то, все так быстро проносится, вот уже и Назарбаев замаячил. Мы вообще не поняли, что такое там произошло в 80-х, что мы стали независимым. Кто такой Горбачев, я уж не говорю о его предшественниках. Казахстан в годы независимости более-менее нормально проходится.

Зачем мне знать каких-то там правителей какого-нибудь жуза? Зачем мне знать какой жираю, что там насочинял? Если я закончив школу, не знаю кто такой Сталин. Если я вообще не знаю о ГУЛАГе, цензуре, стукачестве. Это очень печально, что с точки зрения министерства образования средние века кажутся важнее, чем новое и новейшее время.

Книга Александра Исаевича Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" есть в программе по русской литературе, поставлена она на 4 четверть 11 класса. Сомневаюсь, что кто-нибудь ее читает или разбирает. Но и на этом спасибо.

0