Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:34, 22 сентября 2015

МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ НЕДОРОГОГО ТЕНГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ – ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

«Я много лет занимался наукой, изучал великую депрессию. Может она и началась с краха фондовой биржи, но основной удар по экономике нанесла недоступность кредитов. Простые люди не могли брать ссуды на свои нужды, чтобы купить дом, открыть свое дело, закупить товары. На кредитах строится современная экономика. Отсутствие кредитов способно уничтожить ее быстро и до основания. Если не предпринять быстрых и решительных действий, мы получим депрессию как в 1930-х, только на этот раз все будет гораздо хуже» (18 сентября 2008 года, через три дня после краха Lehman Brothers / цитата присваивается Бену Бернанке, экс-Главе ФРС, согласно экранизации книги Росса Сорина “Too Big To Fail” при защите в Конгрессе США программы по спасению активов, Troubled Asset Relief Program, TARP).

Blog post image

Кредиты в современной экономике являются основным источником инвестиций и экономического роста. Восстановление экономики является одною из наиболее важных целей в экономической политике.

В 2015 году, именно кредитование оказалось под ударом из-за девальвационных ожиданий. Население страны перевело значительные средства из тенговых депозитов в долларовые депозиты. Следствием стало крайне неблагоприятные последствия в экономике, на финансовом рынке.

В частности, описанные выше тенденции привели к тому, что тенговая база фондирования банков превратилась в валютную (преимущественно в долларовую). В банковском секторе наступил дефицит тенговой ликвидности. Подавляющее большинство банков было вынуждено прекратить кредитование в тенге вовсе.

Для банков стоимость тенговых ресурсов находилось на уровне около 17% годовых. Чтобы выдать кредит в тенге, банки привлекали доступные долларовые ресурсы (по ставке 3% годовых), заключали свопы доллар/тенге (стоимостью около 14% годовых), чтобы превратить ресурс с долларового на тенговый. В итоге стоимость новых тенговых ресурсов, сконструированных за счет долларовой базы фондирования, для банков составляла 17% годовых. Более того, свопы доллар/тенге были доступны не во все периоды. В итоге, банки вынуждены были выдавать ресурсы по ставке свыше 20% годовых реальному сектору.

Как следствие сложившейся ситуации, бизнес не решался брать кредиты в долларах, так как ожидал девальвации, которая в конечном итоге и случилась. Бизнес также не мог брать кредиты в тенге, так как кредитование в тенге ограничилось. Доступные же тенговые кредиты предлагались по ставке, как правило, выше 20% годовых.

В итоге, кредитование оказалось под ударом вследствие девальвационных ожиданий.

 

В одном из недавних интервью Заместитель Председателя НБРК Кожахметов отметил, что в отличие от предыдущих девальваций, ослабление тенге в августе 2015 года не имело следствием аналогичный переток депозитов из долларовых в тенговые. Что свидетельствует о том, что население продолжает ожидать дальнейшее ослабление тенге. Такого рода продолжающиеся ожидания населения будут приводить к негативным следствиям для экономики как описано выше.

 

В настоящее время, крайне важно вернуть кредитование, являющееся одним из наиболее важных элементов экономического роста, а также одним из основных источников финансирования новых инвестиций в экономике.

Для этого необходимо подавить девальвационные ожидания в стране – необходимо, чтобы население сберегало средства в банках на тенговых депозитах. Для этих целей предлагается следующие действия изложенные в двух вариантах ниже.

 

ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВ

Вариант 1

1. Оперативно проводится запланированное ослабление тенге до таргетируемых уровней – ориентировочно до 300 тенге за доллар.

2. Государство гарантирует индексацию для всех тенговых депозитов в полном объеме для всех юридических и физических лиц резидентов Казахстана. Индексация будет производится с базового курса, 300 тенге на дату начала программы. В последующем каждый месяц базовый уровень будет возрастать на 0,5% в месяц, чтобы возмещать разницу в ставках между тенговыми и долларовыми депозитами. Таким образом базовый уровень через год будет составлять 318,5 тенге и именно с него будет рассчитываться возмещение по индексации в случае если курс доллара окажется выше 318,5 тенге.

 

Вариант 2 (альтернативный и более правильный)

1. Оперативно проводится запланированное ослабление тенге до таргетируемых уровней – ориентировочно до 300 тенге за доллар.

2. НБРК делает доступным для всех банков в неограниченном объеме свопы тенге/доллар стоимостью 6% годовых. При наличии таких свопов банки смогут преобразовывать долларовые депозиты стоимостью 3% в тенговую базу фондирования стоимостью около 9% годовых. Коммерческие банки должны заключать свопы с НБРК, как минимум, в размере депозитной базы физических лиц. Свопы должны быть доступны сроком до 5 лет.

Указанные мероприятия приводят к образованию недорого (и справедливо оцененного) тенгового фондирования для кредитования бизнеса и населения в тенге.

При Варианте 2 (альтернативном) нет необходимости призывать население к конвертации долларовых депозитов в тенговые. У банков за счет свопов возникает возможность сделать это самостоятельно.

НБРК в целях избежания убытков, сможет предлагать такие свопы рынку после того как будет достигнут таргетируемый курс, то есть после выполнения пункта 1.

РЕЗУЛЬТАТ

В итоге, описанные инициативы приведут к образованию у банков тенговой базы фондирования, стоимость которой будет находится на уровне до 10% годовых. Это позволит банкам восстановить тенговое кредитование по ставке ориентировочно 10% и выше.

Кредитование вновь вернется в экономику и больше не будет являться одним их факторов замедления экономического роста.

ОПИСАННАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНА НАЧИНАЯ СО СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ. НАСТОЛЬКО БЫСТРО ДАННАЯ ВАЖНАЯ МЕРА МОЖЕТ БЫТЬ ВНЕДРЕНА.

 

Вместо послесловия – Сравнение двух вариантов.

Оба варианта позволяют достигнуть поставленной цели – вернуть кредитование в тенге по ставкам от 10% годовых.

Два варианта различаются лишь в том, что при Варианте 1 государство теряет больше, так как по сути дарит вкладчикам «опцион колл» на доллары:

  • Если доллар подорожает, государство (под государством понимаются государственные структуры, вовлекаемые в операции) возместит долларовые убытки вкладчикам, вкладчики ничего не потеряют в долларовом эквиваленте,
  • Если доллар подешевеет, то рядовые вкладчики выиграют, что конвертировали тенговые депозиты в долларовые (по курсу 300 тенге/доллар), государство же не получит выгоду.
 

Выводы:

Вариант 1 помимо положительного влияния на кредитование, позволяет населению «дополнительно заработать за счет государства», получая от государства бесплатный «опцион колл» на доллары.

В варианте 2 домохозяйства сами определяют валюту вкладов и выигрывают, либо проигрывают от курса тенге – такой вариант предпочтителен, так как у домохозяйств остается стимул конвертироваться в тенговые депозиты, когда по мнению населения тенге станет достаточно сильным. Поэтому при варианте 2, объем необходимых форвардов будет меньше, чем объем опционов согласно варианту 1. То есть степень вовлечения государства в деривативные операции будет меньше, при варианте 2.

Вариант 2 можно рассматривать в качестве достаточной необходимой меры для восстановления недорогих тенговых кредитов в экономике. При варианте 2 государство не дарит бесплатные «опционы колл» (дарение «опционов колл» является убытком, так как такие опционы для выписывающей стороны не приводят к прибылям, но могут привести к убыткам), государство в меньше степени будет вовлечено в деривативные операции.

 

Финансирование инициативы

В случае приведения национальной валюты к справедливому уровню, девальвационные ожидания будут равняться нулю. Следовательно, дальнейшее ослабление тенге сверх 6% годовых не будет ожидаться при базовом варианте. Поэтому ожидаемый финансовый результат для государства равняется 0, а вероятность убытков равняется вероятности прибылей.

Тем не менее негативный результат для государства вероятен и предположительно не может превысить 2 млрд долл (при предполагаемом объеме необходимых деривативов согласно Варианту 2 на уровне около 10 млрд долл). Такие расходы могут образоваться лишь при неблагоприятном сценарии, вероятность которого составляет гораздо меньше, чем один из четырех (¼). Размер таких потенциальных расходов (до 1,5% от ВВП) не является из ряда вон выходящей величиной и, соответственно, может финансироваться в обычном режиме из стандартных источников.

Вероятность положительного результата для государства такая же, как и вероятность отрицательного результата. Соответственно, необходимо быть готовым и к сценарию, когда у государства напротив образуется прибыль в аналогичном размере.

Также необходимо учитывать, что данные операции нельзя рассматривать в качестве расхода для экономики! Так как с точки зрения экономики убытки не образуются – образуется лишь переток стоимости от одного экономического агента к другому экономическому агенту (от государства к вкладчику, либо от вкладчика к государству), то есть убытки для экономики не образуются вовсе.

 

По аналогии можно привести программу спасения ипотечных агентств Funnie Mae и Freddie Mac в США. Государство выкупило акции в данных агентствах, дав рынку понять, что будет финансово поддерживать агентства перед кредиторами в дальнейшем. С одной стороны, правительство приняло на себя риск дальнейшего ухудшения финансового состояния агентств, с другой стороны правительство получило возможность заработать от восстановления стоимости активов агентств. В итоге дивиденды государства превысили размер помощи агентствам.

Вывод и мировая практика: государство может вступать в справедливые операции (с заранее неизвестным результатом) с другими экономическими агентами в стране, если это необходимо для стабилизации ситуации и если это имеет положительные следствия для экономики.

В настоящем документе, предлагается, государственным структурам принять участие в справедливых экономических операциях (с заранее неизвестным результатом), которые положительно скажутся на экономике за счет позитивного влияния на тенговое кредитование.

Клуб интеллектуальной молодежи "Алматы Трендс"

0
675
2