Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
25
23:36, 02 июня 2015

Как управляют воздушным движением. День на вышке авиадиспетчеров

Этот репортаж я на самом деле подготовил ещё зимой, но так как практически каждые весенние выходные я старался куда-то вылететь, то руки не доходили окончательно оформить свои мысли в блоге. Но каждый раз, вылетая из алматинского аэропорта или прилетая в него, я искал глазами диспетчерскую вышку, выражая мысленно благодарность людям, присутствие которых многие никогда и не заметят, хотя именно от них зависит многое и при взлёте, и при посадке самолёта.

У меня было давнее желание посмотреть на воздушное движение не со стороны пассажира, а глазами авиадиспетчера. Наконец, благодаря разрешению Казаэронавигации я посетил автоматизированный центр управления воздушным движением в алматинском аэропорту. Новую вышку высотой 45 метров здесь поставили несколько лет назад. В здании располагается и аэродромный диспетчерский центр (АДЦ) на вышке, так и районный диспетчерский центр (РДЦ), который управляет полётами в нескольких областях Казахстана.

Blog post image

Наряду с пилотами и врачами, эту профессию называют одной из самых ответственных, потому что диспетчер всё время несёт ответственность за жизнь людей, которые находятся в самолётах. Работа соответственно и хорошо оплачиваемая, но и требования к персоналу здесь строгие - хорошее здоровье, прохождение психологического отбора, высшее образование, знание английского языка на уровне не ниже 4 по шестибалльной шкале. Английский - основной язык авиации, есть чёткий справочник, в котором указана вся допустимая фразеология, чтобы ни одна фраза не была понята двусмысленно.

Blog post image

Многие привыкли считать авиадиспетчерский пункт зависящим исключительно от техники (мне сразу вспоминается фильм "Крепкий орешек-2"), но несмотря на то, что центр действительно автоматизирован, авиадиспетчеры полагаясь на оборудование, следят с вышки за объектами и невооружённым глазом. Если бы всё было только на автомате, то и кабинах пилотов не было бы необходимости в стёклах.

Blog post image

Работают авиадиспетчеры в три смены - с 8:00 до 15:00, с 15:00 до 22:00, с 22:00 до 8:00.

Blog post image

В аэродромном диспетчерском центре работа делится на несколько фронтов:

1) диспетчерский пункт руления, который координирует движение воздушных судов по территории аэродрома, выдаёт разрешение на буксировку, запуск двигателей, руление;

2)  диспетчерский пункт старта и посадки, который контролирует движение на взлётно-посадочной полосе и предпосадочной прямой, разрешает взлёт и посадку;

3) диспетчерский пункт круга, контролирующий движение самолётов в зоне взлёта и посадки до 2100 м и в радиусе 50 км от аэродрома;

4) диспетчерский пункт подхода, который контролирует область воздушного пространства  в радиусе 90-120 км от аэропорта на высотах 2100-5700 м и решает задачи по определению очерёдности захода на посадку.

Blog post image

Вот так, например, выглядит один из экранов диспетчерского пункта подхода для Алматы. На юге, понятное дело, горы, поэтому форма области не круг, а сектор круга.

 

Blog post image

Рабочее место.

Blog post image

С новой вышки видна старая. С одной стороны - фото сделано зимой и ВПП выглядит не так красиво, как сейчас, с другой - хорошо демонстрирует, в каких метеоусловиях происходят взлёты и посадки в Алматы.

Blog post image

Взлетел борт "Эйр Астаны".

Blog post image

Приземлился очень интересный борт Ту-204 из Благовещенска.

Blog post image

Так как в Казахстане в учебных заведениях долгое время не производилось обучение авиадиспетчеров, подготовка специалистов проводится и в собственном обучающем центре, который полностью соответствует международным требованиям, а также в Латвии, Чехии и Англии. Также раз в три года диспетчеры проходят переподготовку и подтверждают свои знания, медкомиссия - чаще, раз в полгода.

Начальник районного диспетчерского центра РГП "Казаэронавигация" Виктор Околелов - один из ветеранов отрасли. Рассказал, что раньше многие выбирали профессию лётчика, но не прошедшие часто становились авиадиспетчерами. При этом совершенно в последствии об этом не жалели - и работа интересная, и условия.

Blog post image

Современное оборудование в обучающем центре, на котором можно моделировать различные ситуации, в том числе кризисные.

Blog post image

На доске - список нестандартных ситуаций, которые разбирают с диспетчерами на тренажёрах.

Blog post image

В районном диспетчерском центре

Blog post image

Здесь происходит управление воздушным пространством над несколькими областями Казахстана.

Blog post image

Непривычно, что в РДЦ нет вида с вышки, которая чаще всего ассоциируется с авиадиспетчерами.

Blog post image

Территория на экране значительно больше той, что можно было видеть на вышке.

Blog post image

Почему-то работа авиадиспетчера считается больше мужской профессией, но есть и девушки, выбравшие для себя эту работу.

Blog post image

Роза Хамраева окончила Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, увидела объявление о наборе диспетчеров. Профессия показалась интересной и через некоторое время она уже училась в британском колледже Рудлоу за счёт предприятия. Их выпуск был первым экспериментальным в 2004 году, когда британцы приезжали проводить обучение в Казахстан. С тех пор Роза продолжает работать в Казаэронавигации.

Blog post image

Рамиль Босжанов окончил университет "Туран" по специальности менеджер туризма и ресторанного бизнеса. С 2005 по 2010 года работал бортпроводником в "Эйр Астане", потом узнал, что идёт набор в Казаэронавигацию. Решил попробовать, прошел отбор, 9 месяцев учился в Англии в городе Шорхэм-бай-Си, через три года работы проходил курсы повышения квалификации в Риге.

Blog post image

Иван Фёдорович Пархоменко - ещё один ветеран отрасли. 7 февраля 2015 года ему исполнилось 60 лет, но он всё так же успешно работает в Казаэронавигации, соответствует всем требованиям наряду с молодыми.

Blog post image

Малая авиация региона от Алматы до Балхаша обслуживается здесь. Без разрешения авиадиспетчера не взлетит ни одно воздушное судно, хоть про алматинцев и начали ходить шутки, что они в любой момент запрыгивают в свой вертолёт и мчатся в горы. Исключение - форс-мажорные случаи (стихийные бедствия, пожары, спасения людей), когда можно вылетать без заявки.

Blog post image

Всего в отрасли Иван Фёдорович работает 41 год - с 1974 года после окончания института в Риге, с 1982 года - в Алматы.

Blog post image

Blog post image

Помимо управления воздушным движением в автоматизированном центре, Казаэронавигация также осуществляет информационно-консультативное обслуживание по типу "брифинг", предоставляя экипажу все необходимые данные - метеорологические, аэронавигационные, необходимые для выполнения рейса.

Метеорологи.

Blog post image

Окончательное решение по выполнению подъёма в гражданской авиации принимает только пилот-командир воздушного судна, поэтому пилоты в обязательном порядке знакомятся с метеоданными.

Blog post image

Blog post image

Пилот авиакомпании Scat проходит медосмотр перед полётом по рейсу Алматы - Кокшетау.

Blog post image

Ознакомление с метеоданными.

Blog post image

От чистого сердца хочу пожелать всем сотрудникам Казаэронавигации, чтобы количество взлётов всегда было равно количеству посадок.

Blog post image

Полное или частичное копирование материала запрещено.

П. С. Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на меня также:

в Твиттере@YakovFedorov

в Фейсбуке: Яков Фёдоров

25