Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
13:34, 22 февраля 2015

«Евгений Онегин» в ГАТОБ

В Алматы незаметно прошел фестиваль, посвященный 175-летию Петра Ильича Чайковского. Такие культурные события проходят тихо, без особого promo-тывания в прессе, не то, что всякие попсовые забавы типа ретро-фестиваля «Алматы моя первая любовь». Вот «Деловой Казахстан»: http://dknews.kz/i-tol-ko-muzy-ka-vechna/.

Я посетила оперу «Евгений Онегин». В репертуаре ГАТОБ есть еще две оперы Чайковского – коротенькая «Иоланта» и «Пиковая дама», которую уже несколько лет сняли из репертуара. Слышала, что после смерти Султана Байсултанова некому петь Германна, нет такого выносливого голосистого лирико-драматического тенора.

Blog post image

Сейчас «Евгений Онегин» входит в список моих особо любимых опер, но я ее не сразу поняла. Сшиблись два гения, Пушкин и Чайковский, и поначалу Пушкин мешал воспринимать эту оперу. «Евгений Онегин» написан умно, блестящим слогом, и главное, насквозь пронизан иронией. А либреттист Шиловский, взяв Пушкинские строфы, расставил их не особенно уместно там и сям, разбавив своими тяжеловесными и патетическими строчками. Другие оперы поются на иностранном языке, или являются неуклюжими переводами, поэтому на либретто особого внимания не обращаешь, а тут «Евгений Онегин», русский язык и детская любовь к Пушкину. Но поскольку гениальная музыка действует мимо коры головного мозга, да еще Чайковский оказался не так уж прост, у меня все встало на свои места. Даже выспренный текст Шиловского уместен, опера такой жанр, что мелодраматические преувеличения к месту, вызывая неконтролируемое слезотечение, а в других местах  – это новая ирония: «Ви роза, ви роза, ви роза belle Tatiana!». Густое страстное контральто Ольги:

Я беззаботна и шаловлива,

Меня ребенком все зовут

- карикатура на приземленную мечту поэта, это будущая дебелая матрона ̶с̶ ̶а̶р̶б̶у̶з̶н̶ы̶м̶и̶ ̶г̶р̶у̶д̶я̶м̶и̶.

Blog post image

Прошло уже две недели после посещения этой оперы, я уже и на «Фауста» сходила, но эта музыка до сих пор звучит у меня голове, поэтому решила написать очередной познавательный пост о том, что есть в репертуаре ГАТОБ.

Опера на момент написания казалась новаторской, да и сейчас ничего подобного нет, все-таки в двадцатом, не говоря уже о текущем веке, шло снижение и  культурная деградация. Невозможно описать музыку, ее надо слушать, но скажу, что это на редкость «русская душой» опера, и такого проникновения во внутренний мир героев еще не было и уже не будет. Опера не особо театральна, сюжет в разговорах и письмах, недаром Чайковский написал в письме одному музыканту

«Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров, прежде чем она не пойдет в Консерватории. Я ее писал для консерватории потому, что мне нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностью, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и роскошной постановкой, с ее махальными машинами вместо капельмейстера и т. д. и т. д. Для Онегина мне нужно вот что: 1) певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и твердые, 2) певцы, которые вместе с тем будут просто, но хорошо играть, 3) нужна постановка не роскошная, но соответствующая времени очень строго; костюмы должны быть непременно того времени, в которое происходит действие оперы (20-е годы), 4) хоры должны быть не стадом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими участие в действии оперы, 5) капельмейстер должен быть не машиной... <...> Я не отдам Онегина ни за какие блага ни петербургской, ни московской дирекции, и если ей [опере] не суждено идти в Консерватории, то она не пойдет нигде»

 

Потом, конечно, Чайковский дописал оперу, вставил бальные сцены с экосезом и полонезом, превратил ее в постановку для большой сцены, в таком виде она идет в нашем театре и во всех театрах мира.

Поставлена опера Борисом Рябикиным, советско-российским режиссером, он у нас еще «Аиду» поставил. Постановка, как и просил Чайковский, традиционная, это пушкинский утраченный мир расцвета дворянско-помещичьей культуры, с березками, усадьбами, с российским летним и зимним пейзажем. Проходят два разных бала под блестящую танцевальную музыку Чайковского, деревенский, с гостями в гороховых сюртуках и кумушками в ротондах, и великосветский, со сногсшибательными туалетами дам и кавалеров во фраках и мундирах. Есть на что посмотреть. Одного не пойму, деревенский бал сопровождает небрежный несинхронный балетный номер. Это так задумано, танцуют Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, уездный франтик Петушков с перезрелой девицей Харликовой? Или это типичная для ГАТОБ халтура с балетным ногосуйством? Думаю – второе, потому что, когда делают пародию, то пародисты всегда более виртуозны и техничны чем те, кого они пародируют. Куда Гульжан Туткибаева смотрит?

Blog post image

Онегина в первый раз с успехом исполнил Дулат Токанов. Я привыкла к ярким образам, создаваемыми Александром Сметаниным и Андреем Трегубенко. А у Дулата игра была сдержанной, как в кино, не хватало театральности. Я уже который раз за ним наблюдаю, что он расслабляется и ловит актерский кураж на десятом от дебюта исполнении. Он не типичный  оперный баритон, ведет двойную жизнь. Днем сидит в офисе, занимаясь каким-то бизнесом, связанным с сертификацией чего-то, а вечером он Дон Жуан или Бекежан. У людей, сидящих в кабинетах и людей, лицедействующих на сцене – разные психотипы. Мне кажется, Дулат, сидя на двух стульях, зажимает свою актерскую сущность. Но голос у него красивый, он очень хорошо поет, поэтому я всегда с удовольствием хожу на представления, где он заявлен.

Blog post image

Татьяну исполняет Клавдия Потемкина, эта лучшая Татьяна, которую я видела в ГАТОБ. Она очень подходит на эту роль даже внешне, не говоря о голосе и проникновении в роль.

Blog post image

Ленского сыграл приглашенный тенор из Московской Новой Оперы Георгий Васильев. Он всем понравился, но мне показался никаким, пел скучно. Нормальное исполнение, крепкий профессиональный тенор, самое его сильное место не дуэль, где традиционно плачут, а сцена на балу:

Я узнал здесь, что дева красою

Может быть, точно ангел, мила

И прекрасна, как день, но душою... но душою...

Точно демон, коварна и зла!

Это вирши Шиловского.

Ольгу в очередной раз испортила Сара Ищанова, в ее исполнении музыка просто убивается, не звучат ни арии ее, ни ансамбли с ней. Вот отрывок письма Чайковского Танееву, оставлю без комментария:

Никогда я не найду артистов, могущих хотя бы приблизительно отвечать моим требованиям. Казенщина, рутина наших больших сцен, бессмыслица постановки, система держать инвалидов, не давая хода молодым, все это делает мою оперу невозможною на сцене.

Была сильная няня Филипьевна, Ляззат Бримгазина. Гремина исполнил бас Кирилл Борчанинов из Ташкентского ГАБТ. Алматинская публика его очень любит и горячо принимает, но я скажу, Гремин не его партия, у него плохие низы. Он обладатель подвижного баса-кантанто.  Однажды пел Спарафучиля в Алматы, нижнюю ми взял в октаву, что является оперным шулерством, после этого я к нему отношусь предвзято. Мефистофель в Фаусте его коронная партия. Очень хорош был Тахауи Рахметов в роли мосье Трике.

В последнее время мне стали попадаться интересные теории и даже просто спекуляции на тему героев Пушкина. Михаил Казиник в своих лекциях рассказывает,  например, о том, что Лиза из «Пиковой дамы» на самом деле целую интригу завела, чтобы убить графиню руками Германна, и выйти замуж за сына управителя графини, укравшего ее состояние.

Или, что Ленского не существует, это фантом, безжизненный собирательный образ пиитов. Мне его аргументы не показались убедительными, выходит, что весь пантеон героев романа или оперы общаются с фантомом, Ольга себе придумала воздыхателя, Онегин - друга. Пушкину ничто не могло помешать создать карикатурный образ поэта без сюрреалистической иллюзии его присутствия при отсутствии. В этом произведении и так много символических слоев. Читала я большую самиздатовскую работу о том, что Татьяна на самом деле не положительная прекрасная героиня, а просто душевнобольная. Ссылку давать не буду, не нравится мне это. Тем более что автор не имеет психиатрического образования в отличие от меня, и диагноза придумать не сумела. Я сама попробовала поиграть с диагнозом шизотипического расстройства и надергать цитат. «Неадекватный сдержанный аффект, больные выглядят эмоционально холодными и отрешенными» - пожалуйста:

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

«Чудаковатое, странное или эксцентричное поведение или внешний вид» - вуаля:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива;

«Плохой контакт, тенденция к социальной отгороженности» -

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

«Странные убеждения или магическое мышление» -

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь

«Необычные феномены восприятия, включая соматосенсорные (телесные) или другие иллюзии, деперсонализация или дереализация» - вот:

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах

Можно дальше изгаляться. Пришлось перечитать сам роман, к которому оказывается, я не обращалась со школьных лет. Заявляю с высоты прожитых лет и жизненного опыта, что у Пушкина, в отличие от романов Достоевского, нет клинических сумасшедших в «Евгении Онегине», Татьяна интроверт, книжная барышня. Онегину с его английским сплином или русской хандрой тоже прозак не нужен.

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

Чайковский тоже любил Татьяну, он писал брату: «…я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет».

И еще он написал:

«Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал как мог».

Blog post image

7
1726
2