Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
12
11:02, 16 февраля 2015

Мое кредо

Несмотря на официально объявленную смену общественно-экономической формации и политической ориентации, речи нынешних политиков, в моем восприятии, мало отличаются от докладов парторгов недавнего прошлого, читавших по бумажке, какой жизнь должна быть в идеале, т. е. теоретически. Но никогда не применявших необходимых  поправок с учетом реалий. Из чего следовало, что надо принимать желаемое за действительное и жить в иллюзорном мире. Чтобы оставаться при этом адекватным, совок приноровился к двойной арифметике: два пишем, семь в уме, или наоборот. Покажу на примере тезисов российского президента из пресс-конференции – «Есть люди богатые и бедные, есть люди здоровые и больные, но они все равны перед страной, перед законом». Искушенный в иносказании сметливый обыватель сразу же продуцирует в своем мозгу антитезис: «Ага! Это по теории, по идее, значит; а на самом деле, при могуществе чистогана, никакого равенства нет – все взаимно продаются, но по разной цене». О господстве чистогана имели счастье еще раз убедиться, узнав про экстренное, в связи с кризисом, совещание «трех толстяков» (популярная сказка Юрия Олеши времен соцпропаганды), – ну, если угодно, совещание «рыцарей круглого стола».

Закоренелый совок, вроде меня, с дипломом о высшем образовании советского образца (который без экзаменовки по теории научного коммунизма никому не выдавался), с запрограммированным мышлением иначе и думать не может, как только категориями исторического материализма.  А именно:  социально-политическими и политико-экономическими процессами должны управлять самые мудрые и самые достойные ученые-аналитики, а не самые жадные. Последнее, к сожалению, приходится признавать как не зависящую от нашего сознания, и уж тем более желания, объективную реальность.  В дополнение к сказанному замечу:  каждый из «рыцарей», перефразируя Грибоедова, и «золотой мешок», и метит в президенты. «Самый страшный вид тупоумия – это жадность, свойство зоологическое» – изящно сформулировал общеизвестную истину пролетарский писатель Горький.

К сожалению (или к счастью – не знаю), мы, советский народ, на своем печальном опыте убедились в правоте Маркса о невозможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. Раньше других это понял его задиристый и тщеславный оппонент Ленин, в растерянности поделившийся своими соображениями, уже после того, как заварил кашу: «Пока существуют деньги, социализм мы не построим». Потому что деньги – такой уж хитрый предмет! – изобретение дьявола, не иначе. Язвительный предмет надменно пренебрегает своим предназначением – справедливое измерение человеческого труда (деньги по сути всего лишь условный эквивалент товара, т.е. продукта труда). Более того, идол капитализма, опять же деньги, коварно стремится всех запутать. И вот уже с дьявольским ехидством опрокидывается Божеский императив: «Кто не работает – да не яст!». Кто не работает – ест за троих, за десятерых, за сотню и так далее по возрастающей; в зависимости от аппетита – чем богаче, тем жаднее, тоже известная истина.

Об эфемерном достоинстве денег популярным языком говорит Даниэль Дефо в романе «Робинзон Крузо». Деньги и сокровища вмиг обесцениваются на необитаемом острове, где их не у кого выменять на продукты жизнеобеспечения человека. «Признаться, когда я (Робинзон) собирался на этот корабль (потерпевший крушение вблизи безлюдного острова), я думал, что найду в нем гораздо больше полезных и ценных вещей. Правда, я разбогател на довольно крупную сумму, но ведь деньги были для меня ненужным мусором!».

В народе говорят: «Деньги – это зло», и большинство с ходячей мудростью соглашаются, но никто против всеобъемлющего зла не ополчается. «Что касается так называемых спекулянтов. Это не уголовно-правовое понятие – спекулянты на валютном рынке…  Это вполне соответствует практике любой рыночной экономики» (из ответов Путина на пресс-конференции). А вы как думали? Это же непреложный закон капитализма. Богатство, извлекаемое из пустоты, из воздуха.  Состояние, сколоченное на спекуляциях, мошенничестве, грабеже, скрытом и явном.  При этом, как правило, честным трудом не только не разбогатеешь, но и из нищеты не выбьешься – гримаса дьявола. Каким-то мистическим  образом, посредством лукавых механизмов происходит перераспределение материальных благ. Допустим в результате замены разумной схемы: деньги–товар–деньги на порочную: деньги–пустота–деньги (схема валютных спекуляций) – и происходит обман. «Пустота» изворотливому дельцу восполняется за счет честного производителя материальных ценностей. Маркс, конечно же, объясняет это лучше меня. Великий маг политэкономии раскрывает все фокусы, уловки и ухищрения алчных буржуев в деле нетрудового, паразитического обогащения. Начинающие капиталисты изучают «Капитал» в качестве методического пособия, как можно разбогатеть быстро и без особых усилий. Предвосхищая ехидный вопрос: «Что же Вы, имея на вооружении такую мощную теорию, не разбогатели?». Сразу отвечу: к этому нужна предрасположенность – чичиковский, к примеру, склад ума и подходящий моральный облик, который мне, мало сказать, несимпатичен, а прямо-таки омерзителен.

Однажды я стала свидетельницей любопытного разговора в такси двух случайных попутчиц. За моей спиной, голосом человека, знающего себе цену, рассказывала одна другой о том, как всей многочисленной родней собирали для родственника деньги, пришлось даже кредиты в банке брать, чтобы купить для него высокую должность. Зато теперь семейный клан обеспечил себе привилегированное положение в обществе. Агашка, конечно же, обязан покровительствовать всем сородичам-пайщикам. Само собой, он обложит данью своих подчиненных – надо же кредиты выплачивать, – а те, в свою очередь, как разбойники с большой дороги, станут жестоко вымогать взятки с клиентов. Что уж тут говорить о рациональном управлении государством, когда на уме только «мани-мани», причем в своем кармане? Гнусное племя йеху!

Если бы у меня вдруг спросили: «Верите ли Вы в несокрушимость глобальной социальной иерархии?», из глубины моей истерзанной души вырвался бы вопль негодования. Напротив, я искренне разделяю выстраданное убеждение одного нашего ученого-обществоведа: «Наверное, нам суждено было хлебнуть этого волчьего капитализма, чтобы затем начать строить социализм по-настоящему». Уже без перекосов между базисом и идеологической надстройкой: идеология социализма, а производственные отношения по сути были капиталистические. Прогрессивные, гуманистические, светлые идеалы почему-то симулировались. Скорее всего, причиной тому явился «человеческий фактор», порочная сущность людская. Справедливый принцип социализма «Кто не работает – тот не ест» атеисты-большевики, оказывается, тайком стянули из Библии.  В общественном мнении, так же как в Писании, хотя и не афишируя это обстоятельство,   порицались стяжательство, бездуховность, мещанство, тунеядство, пьянство. Что в настоящее время как раз является нормой: обогащение любыми средствами, в т. ч. и аморальными, предпочтение материальных ценностей духовным. Но при этом с высоких трибун общественность заверяют, что мы якобы вернулись к своим истокам, к духовности, к религии – фарисейство!

Но пусть никто не смеет думать, будто я брюзга. И за меня кто-нибудь вступится, как Ницше за Шопенгауэра – «Какой же он пессимист, если он играл на флейте?».  Однако я всерьез верю в марксистскую теорию, что социализм – имманентный, диалектический признак капитализма. И чем чаще, чем яростнее кризисы, сотрясающие уродливую систему, тем сильнее вера в грядущий социализм. Не обманывайтесь на тот счет, что я жажду возвращения советского государственного капитализма, прикрывающегося маской лже-социализма, – избави, Боже! Я имею в виду другой, классический, предсказанный гениальными социалистами. Я блаженно верю и в то, что сознание человечества медленно, но верно прогрессирует.

12