Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
4
06:30, 21 декабря 2014

Безработица в Казахстане и способы снижения уровня безработицы

Введение

Согласно Министерству труда и Социальной защиты Казахстана 9140, 1 тысяча людей имели пред пенсионный возраст с 1 января этого года. То есть в Казахстане согласно неофициальным данным теперь доля безработных составила 12, 8%. Даже во время нефтяного кризиса в США доля безработных составляла 9, 4% от общего количества занятого населения. В 1989 году в Советском Союзе 4,4% людей были безработными и незанятыми. Для Казахстана безработица остается угрожающей проблемой.

Я знаю людей, которые хотят работать, но не могут найти работу. Например, в 2009 году моя мать, госпожа Елмира была уволена. Она не могла найти работу  2 года. Странно, что она не могла найти работу в течение такого длительного периода.

Для расширения круга исследования я встретился и обсудил проблему безработицы с председателем Южно-Казахстанского филиала НДП ''Акжол'' и директором ТОО “Водные ресурсы-Маркетинг” Анарбеком Орманом. Также я обсудил важность данной проблемы и с председателем шымкентского филиала партии “НурОтан”, депутатом Мажилиса парламента РК Умирзаком Мельдехановым. Кроме того я записал мнение Якова Федорова по решению этой проблемы.

В данное время я интересуюсь чтением книг известного экономиста, лауреата Нобелевской премии Мухаммада Юнуса. Его работы и проекты, которые имели отношение к решениям проблемы безработицы и бедности в мире могут помочь мне найти способы сокращения уровня безработицы в Казахстане.

Контекст

Безработица происходит, когда человек активно ищет работу, но неспособен найти ее. Безработица часто используется в качестве меры показателя развития экономики. Наиболее часто цитируемая мера безработицы - уровень безработицы. Это - число безработных, разделенных на число людей пред пенсионного возраста. (Investopedia)

Граждане, которые достигли 14 лет имеют право работать, но только с разрешением родителей согласно Трудовому кодексу РК, статья 30, пункт 1. Хотя с 16 лет подростки имеют право работать без разрешения родителей.

Если кампании объявляли о вакансиях, то в основном, в газетах. Сейчас успешно работают и биржи труда в Интернете. У нас биржи труда это центры занятости. В принципе, безработный это тот человек, который зарегистрировался в органах занятости согласно программе “Занятость 2020” Казахстана.

Комитет статистики РК представил информацию о безработице в Казахстане. Диаграмма ниже показывают уровни безработицы в течение прошлых 13 лет.

Blog post image

Мы видим, что число безработицы постепенно уменьшалось. Теперь уровень безработицы составляет 5.2.

По мнению экономиста Мухаммада Юнуса все люди - бизнесмены по природе. Сейчас господин Юнус активно распространяет тип бизнеса, который называется как социальный бизнес. Социальный бизнес - это новый вид бизнеса. Все бизнесы всегда концентрировались на себе и имели единственную одну цель – получать как можно больше прибыли. А социальный бизнес находит прибыль, решая социальные проблемы и помогая обществу функционировать эффективнее. Профессор Юнус также описал 7 принципов социального бизнеса, некой идеальной модели, к которой в глубине души стремится каждый социальный бизнесмен. Одним из принципов является предоставление рабочим достойную зарплату и оптимальные условия труда.

Также г-н Юнус, предлагает разработать систему микрофинансирования в разных странах. Микрофинансирование — это предоставление финансовых услуг, как правило, начинающим владельцам малого бизнеса. Цель микрофинансирования заключается в создании высоко-динамической и эффективной системы кредитования малых предприятий. Юнус говорит, что микрофинансирование поможет при решении проблемы безработицы. Например, безработица среди молодежи. Вместо того, чтобы жить и ничего не делать, молодые люди, по крайней мере, могут запустить бизнес и размышлять над собственным бизнесом, который принесет доходы. Сегодня в мире важность микрофинансирования увеличивается в условиях роста безработицы, когда государственные пособия распределяются между людьми, у которых нет дохода.

Цели

Моими целями являются изучение проблемы безработицы в Казахстане, нахождение путей решения проблемы безработицы и выхода из кризисной ситуации рынка труда.

Вместо работы над последствиями проблемы, необходимо найти корни проблемы. Таким образом, я хочу распознать причины безработицы. Суммировав всю информацию о причинах, необходимо искать способы решения проблемы безработицы.

Я думаю, что проблема безработицы появилась из-за несбалансированного рынка труда. Таким образом, я хочу узнать предпочтение профессий среди граждан Казахстана.

Ниже я провел цели данного исследования

  • Выбор профессий среди молодежи.
  • Каковы причины безработицы в Казахстане?
  • Что нужно сделать для сокращения количества безработных?
 

Методы исследования

Для исследования я должен использовать мнения экспертов. Я не эксперт и я решил спросить мнения опытных людей, которые понимают в сфере экономики.

Я встретился с опытными политиками и экономистами, которые могут ответить на мои вопросы. 24 июля этого года я встретился с Мельдехановым и я провел 30-минутное интервью. Мы разговаривали о проблеме безработицы в Казахстане в здании филиала партии “НурОтан”. Я задал ему вопросы, которые имели отношение к проблеме безработицы. Немного позже, 28 июля я встретился с Орманом. Наш разговор был о том, что нужно предпринять стране для уменьшения уровня безработицы. Также я хотел спросить мнения у эксперта Якова Фёдорова. Таким образом мой первый метод сбора информации и мнений заключается в обычном интервью.

Вторым методом сбора информации является проведение опроса, среди граждан, живущих в различных областях Казахстана. Для опроса я выбрал людей всех возрастов, потому что каждый взрослый человек имеет или имел работу. Но в наше время у большинства подростков нету работы, но их то родители работали или работают. Больше всего мне нужны были люди зрелого возраста, потому что у людей этого возраста есть достаточный опыт работы.

Ниже я написал главные вопросы моего анкетного опроса:

  • Возраст респондента
  • Выбор профессии среди молодежи Казахстана
  • Каковы барьеры между людьми и работой?
  • Бизнес или высокооплачиваемая работа?

Результаты

Результат 1

Здесь я написал основные идеи и мнения экспертов.

В первую очередь, по мнению Умирзака Мелдеханова, проблема безработицы происходит из-за менталитета казахов. “Мы всегда говорим, что у нас нет работы, дома или машины. Мы жалуемся на нашу жизнь слишком много. Больше 11 миллионов казахов живут в Казахстане, и мы составляем огромную часть населения. Работа есть, вакансия есть, но люди не ищут работу, а жалуются и ленятся. Лень, пассивность, иждивенчество - все эти качества в менталитете казаха. Если изменить наш менталитет, то ситуация будет лучше” – г-н Мелдеханов сказал.

Blog post image

"Кроме того, в наше время выбор профессий среди молодых людей это - политология, экономика, международные отношения и т.д. Никто не хочет быть сварщиком, поваром или водопроводчиком, однако, правительству нужны эти виды профессий. Мы всегда хотим сидеть в больших кабинетах, хотим командовать. Если все хотят быть дипломатом, кто будет работать на заводе." - добавил господин Мелдеханов.

Во-вторых, воспитание хорошего, благородного гражданина начинается со школы. “Дети каждый день идут в школу, тратя половину своего дневного времени. Ученики проводят это время со своими учителями. Хороший учитель воспитывает хороших граждан. Поэтому правительство должно увеличить зарплату учителей. Хочет ли учитель воспитать чужих детей, если он не может прокормить своего ребенка? Если деньги будут недостаточны для жизни учителя, то его настроение будет плохим. Представь, нервный учитель вместо того, чтобы провести урок кричит на тебя. Естественно, никому это не понравится” – сказал Мелдеханов.

В продолжении, я хочу написать основные моменты интервью с опытным политиком и экономистом господином Анарбеком Орманом. Он рассказал и предложил мне несколько способов решения этой проблемы.

Blog post image

Во-первых, студенты после окончания вуза остаются без работы в большинстве случаев. Они выбирают специальности, на которые потом не могут найти соответствующую работу. Государство должно помочь студентам. Этим он подразумевает, что правительство должно управлять балансом профессий в Казахстане. Например, студенты 11-го класса заканчивают школу каждый год. При этом представитель государства должен прибыть в школу в течение учебного года. Его миссией является убедить учеников выбрать профессии, в которых государство нуждается. Представитель правительства лично должен поговорить с учеником о его выборе профессии. Если выбор студента не относится к потребности правительства, (например юрист) то сотрудник должен показать ему список профессий, где государство испытывает недостаток. Но все равно выбор стоит за учеником

Во-вторых, колледжи и вузы должны быть тесно связаны с фабриками, больницами, школами, потому что уже получивший знания студент может быстро устроиться на подходящую ему работу благодаря этому тесному взаимодействию.

В-третьих, по мнению г-на Ормана, молодежь Казахстана слишком зависима от своих родителей или родственников. В Европе каждый 14-летний подросток уже работает и одновременно учится. В итоге уже взрослый молодой человек имеет опыт в работе и в состоянии жить без родителей. Если спросить подростка из Европы, почему он работает, да еще учится, он ответит: "Я учусь, потому что я должен создать свою жизнь”. Чувство чести мы должны пробудить у нашей молодежи” - сказал г-н Орман.

А Яков Федоров предложил мне еще один способ решения проблемы безработицы. По его мнению нужно открыть центры переквалификации рабочих и это снизит уровень безработицы в Казахстане.

Результат 2

В моем опросе приняло участие 66 человек, живущие в разных областях страны.

Blog post image

Диаграмма №1 показывает результаты к вопросу: ‘Представьте, что Вы руководитель компании, и Вам нужен новый работник. На Ваших руках 2 резюме. Первое принадлежит молодому человеку, который недавно закончил с отличием вуз, а второе принадлежит человеку 45 лет, у которого есть большой опыт в сфере, в которой занимается ваша компания. Кого Вы примете на работу? ’ Теперь мы видим, что люди предпочитают принимать на работу молодого человека. Этот результат может объяснить то, почему моя мама не могла найти работу 2 года.

Blog post image

Диаграмма №2 показывает результаты ответов на вопрос: ‘Представьте что перед вами стоит выбор между высокооплачиваемой работой и занятием своим бизнесом с нуля. Что Вы выберете? ’ Вы можете увидеть, что половина людей предпочитает заниматься бизнесом, а другая половина хочет работать на работе с высокой зарплатой.

Blog post image

Диаграмма №3 показывает результаты ответов на вопрос, который относится только подросткам. Я хотел узнать выбор профессий среди молодежи. С помощью опросника я узнал самый популярный выбор профессии среди молодых людей. Меньше людей хотят работать в технических сферах, а это может оказаться проблемой в будущем. К сожалению, на первом плане у нас гуманитарные специальности.

Blog post image

Круговая диаграмма 'Барьеры' представляет мнения людей о барьерах между гражданином и работой. Так, 27% людей думают, что самый большой барьер между человеком и работой это образование. На втором месте расположился барьер под названием "зарплата не устраивает".

Blog post image

Заключение

  • Каковы причины безработицы в Казахстане?

Результаты опросов показали, что самый большой барьер между людьми и работой - образование. Многие жалуются на образование, что вузы и колледжи стали готовить неквалифицированных специалистов, стали выпускать теоретиков, а не практиков.

Работодатели. Быстро меняющийся мир, высокий показатель жизни, технологии, конкуренция заставляют работодателей оптимизировать персонал к высокой эффективности, забывая о моральных ценностях. Результаты опроса показали мне, что люди предпочитают брать на работу молодых людей. 62% людей предпочитают принять на работу молодого человека, даже если у другого 45-летнего кандидата на эту же вакансию есть большой опыт в данной сфере.

Чрезмерное попечительство детей их же родителями. Суммировав мой собственный опыт и опыт Анарбека Ормана, очевидно, что родители не позволяют несовершеннолетним становиться независимым, не позволяют работать неполный рабочий день (чтобы заработать дополнительно) во время школьного периода. Это задерживает у подростка процесс развития интереса и адаптации к взрослой жизни.

  • Выбор профессий среди молодежи.

Человеческие ценности резко изменились. Все хотят ничего не делать и получать за это большие деньги, хотят быть боссами, приказывать другим что-либо делать. Поэтому люди выбирают престижные специальности, такие как таможенное дело, банковское дело, финансы, экономика, юриспруденция, но рынок труда Казахстана уже “сыт” сотрудниками этих специализаций. Меньше людей хотят быть специалистами в технической сфере. Результаты опроса показали еще одну причину безработицы. В Казахстане слишком много специалистов гуманитарной сферы наук и между ними происходит сейчас большая конкуренция при нахождении работы.

  • Что нужно сделать для сокращения количества безработных?

Можно снизить количество безработных, если задействовать следующие меры:

  1. Переквалификация рабочих. Правительство должно поддержать людей, которые хотят изменить собственную профессию. Это дает гражданину возможность обучиться новой профессии, затем после обучения, он будет готов к новой профессии. Например, прежний военный гражданин был переобучен на водителя подъемного крана.
  2. Социальный бизнес. Надо поддерживать увеличение количества социального бизнеса, потому что социальный бизнес эффективно повлияет на уничтожение не только проблемы безработицы, но также и проблемы бедности. Например, один завод в Бангладеше производит качественный йогурт и продает на рынке с очень низкой ценой.
  3. Микрофинансирование. Выше я привел преимущества микрофинансирования. Женщины во многих обществах не работают, а микрофинансирование может сделать для них много важных вещей. Микрофинансирование помогает людям заняться делом, стать бизнесменами. Вместо того, чтобы искать работу, мы можем сами стать работодателями. Это такая финансовая система, которая дает людям шанс жить лучше. Кроме того, результаты моего опроса показали, что 50% респондентов предпочитают делать бизнес. Нужно открыть организации, которые будут давать кредит с мизерным процентоми и банкам следует заниматься микрофинансированием.
  4. Взаимодействие колледжей и вузов со школами, больницами, заводами и другими организациями. Учебные заведения должны быть тесно связаны с фабриками, школами, больницами и т.д. Органы занятости должны быть посредниками между ними и за этими органами лежит ответственность при регулировании баланса профессий страны. Например, в медицинском университете прошел очередной выпуск студентов. Центр занятости обратился к городской больнице с тем, какие работники нужны больнице. Больница привела список вакансий и критерии нового сотрудника. Центр занятости получив этот список, отправляет его в университет, а те в первую очередь выбирают по критериям нового сотрудника больницы из числа студентов.

В заключении хочется сказать, что я привел хорошие и веские доводы. В целом, я ответил на все вопросы и цели были достигнуты.

При создании опросника я испытывал трудности. Опросник сделал свое дело, а процесс опроса завершился без возникновения проблем. Данное исследование не изменило мой собственный взгляд на проблему – я все еще полагаю, что безработица - серьезная проблема для Казахстана. После этих выводов, все-таки, у меня остались следующие вопросы: причины увольнения рабочих их руководителями и почему работники увольняются по своей воле? Надеюсь в дальнейшем я отвечу на эти вопросы.

Спасибо вам за внимание! Оставляйте свои комментарии, делитесь знаниями и подписывайтесь на меня.

 
4