Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-4
00:51, 19 декабря 2014

Казахстанские технологии

Я ранее обещал писать о научно-технических проектах казахстанских ученых и разработчиков, которые участвуют в коммерциализации технологий. (Каучук из одуванчиков)

Недавно были объявлены победители второго раунда грантовой программы проекта «Коммерциализация технологий». Из 200 заявок со всех регионов Казахстана - были рассмотрены 57 интересных решений, и только 17 проектов стали победителями этой программы. Я хочу вам рассказать про четыре проекта, которые будут реализовываться.

Сразу хочу оговориться, что все заявки прошли жесткий отбор. Были выбраны именно те технологии, которые отвечали критериям инновации и уровню коммерциализации. Данные заявки рассматривали зарубежные специалисты, имеющий громадный опыт в продвижении технологических новинок на мировой рынок. Теперь, казахстанские проекты, прошедшие отбор, могут конкурировать не только на отечественном рынке, но и выйти со своими технологиями на мировой рынок.

Первый проект: «Создание промышленного образца металлургического коксобрикета с использованием отечественного структурообразующего наполнителя»

Blog post image

В Казахстане ежегодно используется в металлургии до 1 млн. тонн разнообразного кокса. Это основная статья расходов при формировании себестоимости металлургической продукции. Из-за некачественного кокса, который в основном привозят из России и Китая, наши комбинаты несут значительные потери, снижая прибыль и качество продукции. Почти весь привозной кокс имеет низкую прочность и металлургам приходится использовать почти в разы больше кокса, при выплавке металла. Плюс, к этому можно добавить потери при транспортировке кокса - до 15%. Кокс рассыпается на коксовую мелочь, которую просто выкидывают, нарушая нашу экологию.

Нашими учёными создана технология, которая на основе коксовой мелочи (пыли) делает брикеты. Это коксовые брикеты можно использовать в литейных цехах, где требования к коксу очень высокие. Например, привозимый российский литейный кокс, при стоимости в 500 долларов, имеет прочность в два раза меньше, чем коксобрикеты, которые имеют стоимость не более $300 за тонну.

Сейчас проектом на первом этапе предусматривается изготовление и монтаж пилотной установки мини-линии по производству коксобрикета мощностью до 2 000 тонн в год.

Blog post image

Если данный проект состоится и будет в дальнейшем развиваться, то предприятие сможет покрыть расходы кокса для всей металлургической отрасли Казахстана, поставлять продукцию для Китая и России и самое важное - это продавать технологии иностранным корпорациям.

 

Второй проект: «Производство огнезащитной биологической пропитки на водной основе «SGT»»

Для уменьшения пожарной опасности применяются различные способы огнезащиты: от обычной воды до химических пропиток. К сожалению, для большинства огнезащитных пропиток используются экологически небезопасные вещества, такие как бром- и фосфорсодержащие фреоны. В связи с ужесточением требований к защите окружающей среды в мире, задача разработки заменителей становится исключительно актуальной.

Предпосылками к разработке проекта является идея создания огнезащитной пропитки, которая одновременно могла бы решить следующие задачи: создание биологически чистого  и стойкого средства огнезащитного состава для обработки материалов, тканей и древесины, решение проблем малой эффективности предотвращения и тушения пожаров; точечная ликвидация очагов возгорания; достижение десятикратной эффективности, чем обычный пенный огнетушитель.

Blog post image

Нашими учеными была разработана экологически безвредная огнезащитная пропитка SGT (является аббревиатурой от Successful Green Technology), которая превосходит  требования степени огнезащиты, прочно сохраняет огнезащитные свойства после многократных водных обработок.

В момент разложения пропитка SGT  под воздействием высоких температур не выделяет вредных веществ и создает толстый пенный теплоизолирующий слой, изолирует материал от нагрева и не допускает развитие пламени.

Пропитку SGT можно использовать в следующих целях:

  • в химической, нефтяной, газовой промышленности.
  • в строительстве (обработка деревянных конструкций,  тепло- и звукоизоляционных материалов)
  • обработка тканей из различных материалов для мест общественного и массового назначения (театры, рестораны, гостиницы, интерьеров и мебели)
  • обработка укрытий из тканей шелка (парашютов), хлопка (брезент, палатки), используемых в экстремальных условиях
  • обработка внутренних салонов автомобилей, военной техники, самолетов
  • блокировка мест лесных и торфяных пожаров
  • обработка амуниции военных.
 

Следующий проект: «Система продажи электронных билетов AparuBus»

AparuBus – это единая система бронирования, продажи и возврата электронных билетов на междугородние автобусные рейсы. С помощью Aparubus'а пассажиры могут забронировать билет на проезд автобуса междугороднего сообщения и купить билет в ближайшей агентской кассе или совсем скоро прямо на сайте aparubus.kz. Кроме того, если пассажиру понадобится вернуть билет, то сделать это он сможет так же в ближайшей кассе, независимо от места приобретения билета.

Сейчас пассажирам в Казахстане доступны системы продажи билетов, действующие на каждом автовокзале отдельно. Например, пассажир обратился на сайт автовокзала Астаны. Он легко сможет забронировать билет на рейсы, отправляющиеся с этого автовокзала, но купить билет на рейс другого автовокзала он не сможет. Другими словами, чтобы купить обратный билет, пассажиру придётся обратиться на сайт того автовокзала, откуда следует необходимый пассажиру рейс. AparuBus должен исправить текущее положение. Blog post image

 

По своему опыту скажу, что в наших казахстанских реалиях это очень сложно сделать. Здесь надо объединить системой все разные кассы автовокзалов на основе единого протокола обмена данными. А еще более сложная проблема - административные и бухгалтерские препятствия, которые надо обойти и преодолеть.

Blog post image

На данный момент ребята ведут переговоры с автовокзалами страны. Если система наладит обмен данными, то выиграют не только пассажиры, но и сами автовокзалы, которые получат возможность продавать свои билеты через сети агентских касс и через свои кассы билеты других автовокзалов.

   

И последний проект (предпроект), который я охотно опишу, это: «Организация мелкосерийного производства 3D-принтеров»

Ребята из Алматы собираются производить 2 модели 3D-принтеров с технологиями печати FDM (печать расплавленным пластиком) и SLA (фотолитографическая печать). Сейчас это перспективное направление, которым занимаются многие научные и технологические институты мира. Ведутся работы по совершенствованию принтеров, по их точности изготовления деталей и по снижению себестоимости. Наши ребята будут не просто собирать очередные 3D-принтеры, а будут разрабатывать новые конструктивные и программные решения, которые позволят достойно конкурировать с аналогичным оборудованием, производимым западными лидерами в данной отрасли. Будет учитываться в их подпроекте мельчайшие особенности технологий печати и, улучшив механические компоненты и программное управление, разработчики получат снижение себестоимости продукции и повысят качество печатаемых деталей.

Blog post image

Со слов разработчиков,  главная задача подпроекта – это обеспечить простоту использования оборудования, которое можно будет с легкостью эксплуатировать без наличия специальных технических знаний и даже в домашних условиях. Тем более, в этом году уже истекают сроки патентов,   контролирующих процессы лазерного спекания, что открывает новые возможности для домашних 3D принтеров.

 

Скоро я планирую описать еще несколько проектов, которые заходят на рынок с новыми казахстанскими технологиями.

 
-4
511
3