Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
07:23, 18 декабря 2014

Отголоски прошлого. Почему итальянскому футболу еще далеко до прошлого величия

Blog post image
Добрый вечер, любители футбола. Вот уже долгое время, итальянский футбол пребывает в крутом пике: команды не блещут на европейской арене, популярность чемпионата падает, а лучшие игроки уезжают в другие чемпионаты за славой и победами. В этом материале, я постараюсь выявить проблемы итальянского футбола и возможные пути решения.


Blog post image

Говоря о итальянском футболе, многие сразу вспоминают скандал кальчополи, отголоски которого еще эхом отдаются по всей Италии и не только. Если вернуть время на 10 лет назад, то мы увидим подлинный рассвет Кальчо: на Апеннины приезжали лучшие игроки мира, итальянские клубы побеждали в европейских кубках, а уровень конкуренции в был очень высок. Таким образом, Итальянский чемпионат был по праву лучшим чемпионатом Старого Света. Но 22 апреля 2006 года все рухнуло. Обнародование записи телефонных разговоров владельцев клубов и судейского комитета Италии всколыхнуло страну: Ювентус сослали в Серию Б, Милан, Фиорентина и Лацио начали чемпионат с очковым дефицитом. И в этом необъятном хаосе стал безраздельно править Интер, у которого просто не было соперников. Игроки с мировым именем перестали приезжать на Апеннины, разве что минуя пик своей карьеры, а количество болельщиков на стадионах неумолимо падало.

Blog post image
В это время, итальянские клубы прозевали момент, когда надо было менять структуру клуба, что клуб должен быть самодостаточным. То, к чему пришел английский футбол, а после него немецкий, где клуб живет не только на деньги владельца, а сам зачастую приносит ему прибыль. К сожалению, Италия была далека от этого, и с каждым годом, пропасть становится все больше и больше. Но, если разобрать проблемы на отдельные составляющие, то можно увидеть, что мешает развитию Кальчо.

Во-первых, это неуместное распределение доходов от телевизионных трансляций, которые составляют львиную долю доходов некоторых клубов.

Во-вторых, отсутствие должной системы маркетинга, клубы в Италии плохо контролируют продажи футболок и клубной атрибутики. В то время, как условный Реал Мадрид, выбивает деньги с каждой проданной футболки условного Роналду или Бэйла, то в Италии, зачастую от продажи футболки Тотти, клуб не получает ничего.

Ну, и в-третьих, отсутствие собственных спортивных арен. Это довольно старая тема, потому как почти все стадионы в Италии принадлежат городским муниципалитетам.
Blog post image
Говоря о спортивных трансляциях, нельзя не упомянуть то, что кроме распределения денег, итальянский футбол страдает еще от одной вещи - он не может продать свой футбол за хорошую цену. Для сравнения, Кардифф Сити, который вылетел из Премьер-Лиги в 74,5 прошлом сезоне, получил миллионов евро, только за продажу телевизионных прав. В то же время, победитель Серии А Ювентус получил 94 миллиона евро. Во многом, разница между этими двумя цифрами лежит в том, что на данный момент Премьер-Лига самая дорогая в плане просмотра лига. Но есть одно большое "но" - также разница между доходами в Англии и Италии делятся по-разному. В Италии действует, так называемый, "Декрет Меландри", система распределения которого сложна: она учитывает достижения клуба за последние 5 лет, историческую значимость, количество болельщиков, а также количество жителей города, в котором выступает команда. Изменение данной системы, которое на данный момент лоббирует президент Ювентуса, поможет более качественно разделить деньги между клубами, основываясь на принципе: больше побед и больше инвестиций в клуб - больший процент от телевизионных трансляций. Пока трудно утверждать, поможет ли это, но в перспективе, эта система выглядит довольно заманчиво.
Blog post image
Перейдя на вторую проблему, то тут хочется сказать, что многие владельцы клубов в Италии, которые покупали свои клубы в 1980-1990 годах, не рассматривали футбольный клуб как средство зарабатывания денег. Отнюдь, они видели клуб как новое увлечение, которым они увлекались всей душой. А деньги на свою забаву, они зарабатывали другими способами. Именно поэтому доходы от маркетинга очень малы в Италии. Вот здесь, хочется показать Баварию, как яркий пример того, как зарабатывать на маркетинге. Учитывая, что этот клуб на данный момент является самым прибыльным клубом в Европе, это неудивительно. Конечно, доходы от маркетинга не составляют львиную долю в доходах, но система мерчандайзинга баварского клуба находится на очень высоком уровне. В Италии же, вовсю развито пиратство. Атрибутика изготовленная в цехах Поднебесной, которые, даже учитывая перевозку, остаются намного дешевле оригинальной продукции. Также, на Апеннинах есть еще две проблемы, которые, в принципе, вытекают одна из другой: нежелание местного населения покупать атрибутику, а вторая, довольно слабая организация отвечающая за маркетинг. На данный момент, множество клубов задумалось об этом, а некоторые уже перешли к решительным действиям в этом направлении. Как например Милан, построив новый центр "Casa Milan", привлек огромное количество болельщиков, за 4 месяца с момента открытия заработав около 1,5 миллиона евро.
Blog post image
Ну а стадионы - это довольно старая, и наверное, самая больная тема для разговоров. Дело в том, что почти все стадионы в Италии не принадлежат клубам. Наверное, единственное исключение - новенький Ювентус Стэдиум в Турине. Отсутствие полного контроля над ареной, часто ограничивает клубы. Зачастую, ремонтом и реконструкцией стадиона занимается именно муниципалитет, а клубы лишь арендуют стадион, что довольно часто бьет по карману. Примечателен момент, когда Милан поехал на ответный матч Лиги Чемпионов в Лондон, чтобы сыграть с Арсеналом на стадионе Эмирейтс, Адриано Галлиани и дочь патрона, Барбара Берлускони были поражены увиденным, и идея построить собственный стадион, из категории "идея" перешла в "ближайшие планы". Но, вот тут есть множество подводных камней, которые мешают клубам из Италии построить собственные арены. Самая главная проблема - покупка участка земли под стадион. Проекты новых стадионов есть почти у каждой команды из верхней половины таблицы Серии А. Но получить разрешение на его строительство не может пока никто. Мало того, что земля довольно таки дорогая, при наличии должного количества средств, нужно собрать множество справок и разрешений. Но беда в том, что правительство Италии отказывается упрощать систему получения разрешения, что ставит под большой вопрос постройку новых арен в Италии. Другой вопрос, который мешает итальянским клубам обзавестись собственными аренами - отсутствие инвесторов, желающих вложиться в это дело. Дело в том, что в последнее время, чемпионат Италии не сильно привлекателен, что сильно отражается на спонсорских соглашениях и т.д. Таким образом, поиск инвесторов превращается в довольно-таки тяжелый процесс. В идеале, все эти проблемы можно было бы решить проведением крупного футбольного турнира, как Чемпионат Мира или Европы. Но принимать такой турнир Италии доведется не скоро.
Blog post image
Взгляд в прошлое: финал Чемпионата Мира в Италии 1990 года

Таким образом, проблемы итальянского чемпионата хоть и кажутся довольно ясными, но решение этих проблем содержит в себе дополнительные сложности. Как болельщику чемпионата Италии, мне очень больно видеть Кальчо в таком состоянии. Хочется вновь увидеть весь его блеск и величие. Надеюсь, что эти радужные времена наступят уже очень скоро.

Любите футбол!

4