Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:12, 14 ноября 2014

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 — 2017 годы

Госпрограмма по противодействию экстремизму и терроризму на 2013-2017 гг утверждена в Казахстане

АСТАНА, 2 окт – ИА Новости-Казахстан. Указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева утверждена государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013–2017 годы.

Соответствующий указ президента опубликован в официальной прессе в среду.

Согласно документу, государственная программа разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным 14 декабря 2012 года в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Основной целью программы является обеспечение безопасности человека, общества и государства по средством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Достижение этой цели будет обеспечено совершенствованием мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, повышением эффективности выявления и пресечения указанных проявлений, а также совершенствованием системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности.

При этом особое внимание программой уделено широкому привлечению общественности к профилактической работе и модернизации информационно пропагандистской работы среди целевых групп.

Большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены программой, будут реализованы впервые и рассчитаны на активную гражданскую позицию жителей страны, что в совокупности позволит укрепить в обществе толерантное религиозное сознание и иммунитет к радикальной идеологии

Введение

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в числе приоритетных задач определено противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма.

При этом особое внимание уделено необходимости усиления профилактики религиозного экстремизма в обществе, прежде всего, в молодежной среде, а также формирования у населения религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным ценностям светского государства - Республики Казахстан, где царят межконфессиональный мир и согласие, уважаются и соблюдаются права как верующих, так и граждан, придерживающихся атеистических взглядов.
Вместе с тем, на современном этапе процессы глобализации и рост конфликтного потенциала в мире оказали существенное влияние на состояние международной и национальной безопасности.

Угроза религиозного экстремизма и терроризма приобрела глобальный характер, повышая зависимость уровня защищенности национальных интересов каждого государства от состояния международной безопасности.

В этих условиях действующая система требует совершенствования для эффективного устранения условий (факторов), способствующих распространению радикальной религиозной идеологии, а также для пресечения экстремистских и террористических проявлений.

Настоящая Программа, рассчитанная на пятилетний срок, основана на анализе религиозной ситуации в стране, учитывает мнения и рекомендации экспертов и ученых, специализирующихся на вопросах противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

При разработке Программы был также проанализирован и учтен положительный опыт Российской Федерации, Великобритании, Турции, Израиля и США, Саудовской Аравии.

Данная Программа является нормативно-организационной основой решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

При этом, положения Программы выработаны с учетом необходимости обеспечения гарантированных законодательством прав граждан на свободу совести и уважения религиозных убеждений граждан.

Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденному Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, в основу национальной безопасности будет положено обеспечение превентивного выявления и устранения возникающих угроз.
Особое внимание уделено сотрудничеству в сфере борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, транснациональным наркобизнесом и нелегальной миграцией.

Одним из важнейших направлений трансформации системы национальной безопасности Республики Казахстан должно быть повышение эффективности прогнозно-аналитической работы, которая позволит своевременно выявлять новые угрозы и вызовы, а также вырабатывать адекватные меры реагирования.
Кроме того, в целях укрепления межконфессионального согласия и стабильности общественно-политической ситуации в стране в сферу противодействия экстремизму и терроризму необходимо активнее вовлекать население, институты гражданского общества.

Усилия государства должны быть направлены, прежде всего, на формирование в обществе чувства «нулевой» терпимости ко всем правонарушениям, в том числе связанным с любыми радикальными проявлениями.
Таким образом, необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики в данном направлении путем реализации Государственной программы, направленной на формирование и развитие эффективных организационных, пропагандистских, в том числе социально-экономических и иных механизмов профилактики религиозного экстремизма и терроризма, очевидна.

Анализ текущей ситуации

Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, прикрывающейся религией, в последнее время практически во всем мире приобретают масштабный характер.

Казахстан в силу своего геополитического положения, обусловленного изменениями внешнеполитической ситуации, в том числе нестабильности в географически близких к центрально-азиатскому региону странах Ближнего и Среднего Востока, оказался на одном из основных направлений борьбы с международным терроризмом.
В этой связи, Республикой Казахстан выработана система мер обеспечения безопасности общества от угрозы терроризма, эффективность которой последовательно повышается.

Реализуется государственная политика, обеспечивающая межконфессиональное и межэтническое согласие, защиту интересов молодежи, информационную безопасность государства.

Главой государства 18 апреля 2013 года утверждена Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года), которая в числе других содержит мероприятия, направленные на совершенствование казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия.

Наряду с этим, проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок экстремизма и терроризма.

Приняты законы Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года и «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года, которыми установлены правовые основы профилактики и противодействия экстремизму и терроризму, определены основной понятийный аппарат и компетенция государственных органов в данном направлении, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере.

Развивается научно-методологическое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
Наработана практика проведения профилактических мероприятий, в том числе в области информационно-разъяснительной деятельности.

Накоплен определенный практический опыт проведения специальных и антитеррористических операций по пресечению деятельности экстремистских и террористических групп и организаций.

Казахстан является участником всех основополагающих международных универсальных актов в области борьбы с терроризмом.
Специальные государственные службы и правоохранительные органы активно взаимодействуют с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Антитеррористическим подразделением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Антитеррористическим центром Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и Организации договора о коллективной безопасности.

Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму» создана внутренняя система координации противодействия религиозному экстремизму и терроризму под эгидой Антитеррористического центра Республики Казахстан.
Обеспечены условия вовлечения местных исполнительных органов в профилактику религиозного экстремизма и терроризма путем создания в регионах антитеррористических комиссий.

Ведется оперативная работа по установлению лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности на территории Казахстана, а также скрывающихся в нашей стране от преследования правоохранительных органов иностранных государств за совершенные террористические преступления за пределами Казахстана.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом экстремистская и террористическая деятельность становится все более организованной и в ряды таких группировок под воздействием внешних сил вовлекаются новые лица.
В частности, международные экстремистские и террористические организации, прикрывающиеся религиозной риторикой, пытаются сформировать в казахстанском обществе радикальные взгляды и убеждения.
Их целенаправленное влияние на сознание отдельных индивидов приводит к утрате ими чувства патриотизма и национального самосознания, культурно-нравственных, семейных ценностей.

Для подрыва основ конституционного строя международные экстремистские и террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, вынашивают планы и замыслы по совершению актов терроризма на территории Казахстана. Для этого они не оставляют попыток реализации планов по вербовке сторонников и созданию в нашей стране собственных структурных звеньев.

Свидетельством таких проявлений стали данные за последние 5 лет о задержании на территории Казахстана 70 иностранцев, причастных к деятельности международных экстремистских или террористических организаций.
В результате подрывной деятельности данных структур Казахстан на практике столкнулся с совершением на своей территории актов терроризма. Трагические события на западе и юге страны продемонстрировали остроту проблемы. В течение 2011-2012 годов совершено 12 насильственных акций.

При этом, данные акты терроризма в основном были направлены против сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов.
Здесь нельзя не отметить динамику увеличения количества пособников религиозного экстремизма и терроризма из числа граждан Казахстана.
Согласно статистическим данным с 2008 до 2013 года количество лиц, осужденных за террористические преступления, возросло с 27 до 171, а за экстремистские преступления - с 56 до 168 лиц.

Обеспокоенность вызывает также наблюдаемая в различных странах мира (Норвегия, Франция, США) тенденция совершения актов терроризма радикалами-одиночками и все более активного использования данной тактики международными террористическими структурами.
Это, в свою очередь, значительно повышает общий потенциал экстремистской и террористической угрозы для международного сообщества, в том числе для национальной безопасности Казахстана.

Результаты работы специальных государственных и правоохранительных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму позволили определить следующие внешние и внутренние факторы, способствующие распространению в нашей стране радикальной религиозной идеологии.

К внешним факторам относятся близость границ Казахстана к очагам вооруженных конфликтов, в том числе с участием радикальных религиозных группировок, связанная с этим уязвимость нашей страны в миграционном плане, пропаганда идей религиозного экстремизма и терроризма из-за рубежа в Интернет-пространстве, пребывание в расположенных на территории иностранных государств лагерях подготовки боевиков отдельных сограждан, ставших приверженцами террористических идей.

Отмечаются факты попадания наших граждан, проходящих обучение в зарубежных теологических заведениях, под влияние экстремистской и террористической идеологии.
К внутренним факторам, способствующим вовлечению в радикальные религиозные структуры новых адептов, относятся имеющиеся социально-экономические проблемы, низкий уровень религиозной грамотности населения, недостатки морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Одной из причин возникновения деструктивного настроя и недоверия к власти, преимущественно среди неустроенной молодежи, также являются коррупционные проявления и бюрократизм со стороны отдельных государственных чиновников на местах.

Определенные условия для распространения религиозно-экстремистской идеологии создает повсеместное распространение религиозной литературы и иных информационных материалов сомнительного содержания.
Наряду с этим, функционирование культовых зданий (сооружений) без учета фактической потребности в них и низкий уровень профессиональной подготовки священнослужителей отрицательно сказываются на проводимой профилактической работе.

Следует отметить, что на фоне увеличения количества актов насильственного экстремизма и терроризма выявление источников и каналов финансирования данной противоправной деятельности носит единичный характер.
Наблюдается тревожная тенденция сращивания религиозных радикальных общин с криминальными структурами, что наиболее выражено в условиях исправительных учреждений.

При сложившихся обстоятельствах существенно актуализировались вопросы обеспечения безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также надлежащего контроля над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и их компонентов.
Таким образом, анализом текущей ситуации в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму установлены следующие сильные и слабые стороны в этой сфере.

1. Сильные стороны:
1) реализуется государственная политика, направленная на обеспечение внутриполитической стабильности, в том числе по вопросам противодействия экстремизму и терроризму; 
2) объединенными усилиями государства и общества повсеместно ведется борьба с коррупцией, создающей условия, благоприятные для распространения правового нигилизма и антипатриотизма; 
3) государством принимаются беспрецедентные меры социально-экономического характера, направленные на повышение благосостояния всех слоев населения;
4) в обществе сохраняется религиозная толерантность, межконфессиональное и межэтническое согласие;
5) меры по противодействию религиозному экстремизму и терроризму переориентированы в сторону усиления профилактической работы;
6) создана внутренняя система координации противодействия религиозному экстремизму и терроризму под эгидой Антитеррористического центра Республики Казахстан;
7) обеспечены условия вовлечения местных исполнительных органов в профилактику религиозного экстремизма и терроризма путем создания в регионах антитеррористических комиссий;
8) накоплен практический опыт противодействия религиозному экстремизму и терроризму;
9) налажено международное сотрудничество, в том числе в рамках международных и региональных антитеррористических структур.

2. Слабые стороны:
1) сохраняющаяся тенденция увеличения количества приверженцев радикальной религиозной идеологии;
2) недостаточная эффективность информационно-разъяснительной работы; 
3) несовершенство системы противодействия распространению материалов экстремистского и террористического содержания, в том числе в сети Интернет; 
4) недостаточный уровень развития и неконкурентоспособность отечественной системы теологического образования;
5) отсутствие эффективных мер ограждения казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от проповедников радикальной идеологии; 
6) низкий уровень вовлеченности институтов гражданского общества в работу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму; 
7) недостаточность научно-методического сопровождения деятельности по противодействию религиозному экстремизму и терроризму; 
8) необходимость дальнейшего повышения профессионального уровня работников государственных органов, осуществляющих противодействие религиозному экстремизму и терроризму; 
9) слабое оснащение специальных государственных и правоохранительных органов современной техникой, вооружением и другими новейшими разработками в сфере противодействия экстремизму и терроризму;
10) недостаточная степень защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении;
11) сращивание радикальных религиозных общин с криминальными структурами, в особенности в условиях исправительных учреждений; 
12) несовершенство механизмов выявления источников и способов финансирования экстремизма и терроризма.

Цели, задачи, целевые индикаторы и
показатели результатов реализации Программы

Цель Программы: Обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Достижение цели программы будет измеряться следующими целевыми индикаторами:
1) к 2017 году население страны, в том числе 100 % молодежи и лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма; 
2) соотношение предотвращенных на стадии приготовления и покушения актов терроризма к общему числу готовившихся и выявленных таких преступлений к 2017 году будет составлять не менее 95 % к 100 %; 
3) степень готовности объектов, уязвимых в террористическом отношении, населения, сил и средств уполномоченных государственных органов к минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности к 2017 году составит 100 %.
Цель Программы будет достигнута путем решения следующих задач:
1) совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии;
2) повышение эффективности выявления и пресечения проявлений религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов; 
3) совершенствование системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности.

Степень решения задач будет оцениваться следующими показателями результатов:
1. По первой задаче:
1) к 2017 году 100 % лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены адресной профилактической работой специальных информационно-пропагандистских групп и государственных органов; 
2) к 2017 году будет обеспечен 100 % охват обучающихся организаций среднего образования, а также технического и профессионального, высшего образования освоением необходимого объема знаний о религии для осознанного отношения к окружающей реальности и критического восприятия получаемой информации радикального религиозного характера; 
3) к 2017 году в каждом населенном пункте до уровня сельского округа (100 %) будут созданы условия для надлежащего культурного, духовно-нравственного, патриотического, физического развития и воспитания детей и молодежи; 
4) ежегодно объем материалов печатных СМИ, охваченных мониторингом на предмет выявления публикаций, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, будет составлять не менее 20 718 полос;
5) ежегодно объем материалов электронных СМИ, охваченных мониторингом на предмет выявления материалов, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, будет составлять не менее 74 460 часов;
6) ежегодно количество Интернет-ресурсов, охваченных мониторингом на предмет выявления материалов, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, будет составлять не менее 10 000;
7) ежегодно будет проводиться не менее 5 000 информационно-пропагандистских, разъяснительно-профилактических мероприятий по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму;
8) с 2014 года будет обеспечено создание и функционирование Центра по реабилитации лиц, пострадавших от идеологии религиозного экстремизма и терроризма или попавших под влияние радикальной идеологии.

2. По второй задаче:
1) ежегодно будет обеспечиваться пресечение (запрещение) деятельности 100 % экстремистских и/или террористических организаций, деятельность которых процессуально установлена (подтверждена) на территории Республики Казахстан;
2) ежегодно будет обеспечиваться пресечение распространения на территории Республики Казахстан 100 % информационных материалов, в содержании которых соответствующими экспертными исследованиями установлены признаки пропаганды и/или оправдания экстремизма и терроризма;
3) к 2017 году будет усилен кадровый потенциал, а также обеспечено повышение профессионального уровня и квалификации 100 % сотрудников государственных органов, осуществляющих противодействие религиозному экстремизму и терроризму;
4) к 2017 году доля современной техники, вооружения и других новейших технологий в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму составит не менее 30 % от общего объема арттехвооружения и спецтехники специальных государственных и правоохранительных органов; 
5) к 2017 году количество граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка на добровольной основе, будет составлять не менее 30 000 человек; 
6) к 2017 году количество уличных камер видеонаблюдения центров оперативного управления органов внутренних дел будет увеличено не менее чем на 75 % по сравнению с показателем на начало 2013 года; 
7) во всех (100 %) специальных и исправительных учреждениях ежегодно будут проводиться мероприятия, направленные на недопущение и пресечение распространения радикальной религиозной идеологии в данных учреждениях;
8) ежегодно, начиная с 2014 года, государственными органами будут вырабатываться практические рекомендации по совершенствованию эффективности противодействия религиозному экстремизму и терроризму по итогам проведения научно-прикладных исследований;
9) ежегодно, начиная с 2014 года, выработка рекомендаций по использованию положительного международного опыта противодействия религиозному экстремизму и терроризму по итогам изучения этого опыта, в том числе по результатам выезда в соответствующие государства (не менее 2 стран).

3. По третьей задаче:
1) удельный вес оперативных штабов по борьбе с терроризмом, отвечающих требованиям полной готовности по проведению антитеррористической операции к минимизации и ликвидации последствий террористической деятельности, к 2017 году достигнет 100 %; 
2) обеспечение ежегодного размещения в официальных средствах массовой информации (республиканских и местных) правил поведения граждан в условиях потенциальной угрозы или совершения акта терроризма, проведения антитеррористической операции с целью информирования населения; 
3) уровень обеспеченности современными системами безопасности вновь вводимых в эксплуатацию объектов, уязвимых в террористическом отношении, к 2017 году будет составлять 100 %, а действующих - не менее 70 %;
4) к 2017 году не менее 90 % ответственных работников объектов, уязвимых в террористическом отношении, будет охвачено обучением необходимым мерам безопасности и реагирования при угрозе или совершении акта терроризма; 
5) уровень оснащенности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований необходимым современным оборудованием ежегодно будет повышаться на 1,5 - 2 %; 
6) с 2014 года всем потерпевшим от акта терроризма лицам (100 %) в соответствии с законодательством будет возмещаться причиненный имущественный вред, а также оказаны меры социальной реабилитации.

Основные направления, пути достижения поставленных целей
Программы и соответствующие меры

Достижение поставленной цели программы будет обеспечено по следующим направлениям:
1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, которое будет достигаться путем:
1) проведения научных, аналитических и социологических исследований по изучению причин и условий распространения в обществе религиозного экстремизма и терроризма, социального портрета потенциального экстремиста и террориста, оценки и выявления уязвимых сторон проводимой государственной политики в данной области;
2) разработки и внедрения эффективных форм и методов профилактики религиозного экстремизма и терроризма;
3) качественного повышения эффективности информационно-разъяснительной работы;
4) организации и проведения адресной профилактической работы среди целевых групп (лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии) на религиозной основе о чуждости и неприемлемости радикальной религиозной идеологии; 
5) обеспечения охвата обучающихся организаций среднего образования, а также технического и профессионального, высшего образования необходимым объемом знаний о религии для осознанного отношения к окружающей реальности и критического восприятия радикальной религиозной идеологии; 
6) дальнейшего развития отечественной системы теологического образования путем повышения уровня ее конкурентоспособности и доступности для населения;
7) введения практики демонстрации учащимся старших классов средних школ, первых курсов организаций технического и профессионального, высшего образования тематических роликов (фильмов), направленных на формирование у молодежи стойкого неприятия деструктивной идеологии;
8) реализации социального проекта по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, направленного на формирование в молодежной среде сознания, соответствующего традициям и культурному наследию народа Казахстана;
9) организации и проведения мероприятий, направленных на воспитание молодежи в духе казахстанского патриотизма, основанного на основополагающих морально-нравственных и культурных ценностях;
10) организации детских, юношеских и молодежных патриотических движений в учебных заведениях страны для сохранения и пропаганды историко-культурного наследия народа Казахстана; 
11) создания во всех сельских населенных пунктах до уровня сельского округа условий для надлежащего культурного, нравственно-духовного, патриотического, физического развития и воспитания детей и молодежи;
12) организации постоянного мониторинга печатных и электронных СМИ, в том числе Интернет-ресурсов, на предмет выявления материалов, пропагандирующих идеи религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем внедрения современных программ по выявлению противоправного контента; 
13) проведения семинаров (тренингов), круглых столов и других публичных мероприятий с привлечением экспертов, ученых и представителей государственных органов по профилактике религиозного экстремизма и терроризма и популяризации модели межэтнического и межконфессионального согласия; 
14) выпуска и формирования массива отечественной религиозной литературы и серии культурно-развлекательных продуктов, пропагандирующих традиционные для Казахстана духовно-нравственные ценности;
15) активного распространения через СМИ материалов, направленных на раскрытие негативной сущности радикальной идеологии, в том числе основанной на умышленном искажении истинных религиозных канонов;
16) распространение информации, разоблачающей приемы и методы вовлечения граждан Казахстана в экстремистскую и террористическую деятельность; 
17) выработки эффективных мер ограждения казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от пропагандистской деятельности приверженцев радикальных взглядов; 
18) эффективного функционирования специального реабилитационного центра для лиц, пострадавших от идеологии религиозного экстремизма и терроризма или попавших под влияние этой радикальной идеологии. 
2. Повышение эффективности выявления и пресечения проявлений религиозного экстремизма и терроризма, которое будет достигаться путем:
1) принятия мер по признанию и запрещению в установленном законодательством порядке деятельности экстремистских и/или террористических организаций, деятельность которых установлена на территории Республики Казахстан;
2) принятия мер по запрещению в установленном законодательством порядке распространения на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, в содержании которых выявлены признаки экстремизма или терроризма;
3) усиления кадрового потенциала, а также повышения уровня профессиональной квалификации кадрового состава, субъектов противодействия религиозному экстремизму и терроризму;
4) внедрения современных технологий и других достижений научно-технического развития в деятельность правоохранительных и специальных государственных органов по выявлению и пресечению религиозно-экстремистской и террористической деятельности; 
5) усиления пограничного и миграционного контроля по недопущению проникновения на территорию страны религиозных экстремистов и террористов; 
6) усиления контроля над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, в том числе материалов, используемых в качестве компонентов самодельных взрывных устройств; 
7) повышения уровня взаимодействия уполномоченных  правоохранительных и специальных государственных органов при выявлении и пресечении фактов внешнего и внутреннего финансирования экстремистской и террористической деятельности;
8) предотвращения проникновения религиозно-экстремистской и террористической идеологии в правоохранительные и специальные государственные органы, а также в среду военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
9) совершенствования отдельных механизмов обеспечения общественного порядка в населенных пунктах, в том числе за счет целевого увеличения зоны контроля камерами наружного наблюдения и расширения практики привлечения к данной деятельности граждан с активной гражданской позицией;
10) выработки и реализации эффективных мер по недопущению сращивания криминальных элементов с религиозными экстремистами и террористами, в том числе в условиях исправительных учреждений;
11) разработки и внедрения в практическую деятельность современной методической основы противодействия религиозному экстремизму и терроризму, в том числе в рамках научно-прикладных исследований; 
12) внедрения в практику положительного опыта по противодействию религиозному экстремизму и терроризму иностранных государств с учетом особенностей казахстанского общества и текущей религиозной ситуации. 
3. Совершенствование системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности, которое будет достигаться путем:
1) оснащения современным оборудованием профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в целях повышения уровня оперативного реагирования на факты совершения актов терроризма;
2) обеспечения готовности сил и средств подразделений специальных государственных и правоохранительных органов посредством проведения постоянных командно-штабных, оперативно-тактических, тактико-специальных учений;
3) постоянного доведения до населения через средства массовой информации и иные способы практических рекомендаций по правилам поведения в условиях потенциальной угрозы или совершения акта терроризма, а также в условиях проведения антитеррористической операции;
4) укрепления системы безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении;
5) проведения семинаров (тренингов) с руководителями и персоналом экстренных служб, а также объектов, уязвимых в террористическом отношении, для выработки навыков поведения при возникновении угрозы или совершения акта терроризма, способствующих минимизации его последствий, в том числе на примерах положительного зарубежного опыта;
6) внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-технические документы, положения (требования) о внедрении системы антитеррористической защиты при проектировании, строительстве и введении в эксплуатацию объектов, уязвимых в террористическом отношении;
7) возмещения в соответствии с законодательством потерпевшим от акта терроризма лицам причиненного имущественного вреда, а также оказания мер социальной реабилитации.

В Казахстане утверждена госпрограмма по противодействию экстремизму и терроризму до 2017 года

Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал указ «Об утверждении государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013–2017 годы». Указ опубликован в официальной прессе(«Казахстанская правда» № 286 (27560) 2.10.2013), сообщает ИА Zakon.kz.

Согласно, документу в Казахстане утвердят план мероприятий по реализации программы по согласованию с администрацией президента в месячный срок. Кроме того, представлять в администрацию президента информацию о ходе исполнения программы в сроки и порядке, установленные указом президента РК от 4 марта 2010 года «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования системы государственного планирования в Республике Казахстан».

Центральным и местным исполнительным органам, а также госорганам, непосредственно подчиненным и подотчетным президенту Казахстана, принять меры по реализации программы. Контроль за исполнением указа возложен на администрацию главы государства.

Указ вводится в действие со дня подписания, то есть с 24 сентября.

Экстремизм и терроризм: состояние и меры противодействия

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем современности, и  представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, захват заложников, взрывы бомб в государственных учреждениях и общественных местах и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

К сожалению, угроза терроризма и экстремизма не обошла стороной и наше государство, на территории Казахстана тоже происходили террористические акты, а в сводках новостей очень часто можно слышать о раскрытии и прекращении деятельности очередной экстремистской религиозной группировки.

Конечно же, проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок экстремизма и терроризма, выработана система мер обеспечения безопасности общества от угрозы терроризма, эффективность которой последовательно повышается.

Принята Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24.09.2013 года №648,  основной целью, которой является обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом экстремистская и террористическая деятельность становится все более организованной и в ряды таких группировок под воздействием деструктивных сил вовлекаются новые лица.

Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Павлодарской области проанализированы сведения банка данных о лицах, привлеченных к ответственности за совершение преступлений, связанных с экстремизмом, террористической деятельностью и организациях признанных судом экстремистскими и террористическими  за 9 месяцев 2013 года  в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

Анализ статистических сведений показал, что в области прослеживается тенденция роста зарегистрированных преступлений, связанных с экстремизмом и террористической деятельностью на 20%.

Судами области  рассмотрено на два уголовных дела больше в сравнении с прошлым отчетным периодом, осужденных лиц увеличилось в  четыре раза.

Кроме того, за анализируемый период Павлодарским городским судом книга Истархова В.А. "Удар русских богов" признана экстремисткой, ввоз, издание и распространение которой на территории РК запрещена.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.

Полностью искоренить опасность и угрозу терроризма и экстремизма одними лишь силовыми методами невозможно. Поэтому гражданское население также должно подключиться и принимать активное участие в борьбе за общественный покой.

Принятие программы по борьбе с терроризмом и экстремизмом решение своевременное и абсолютно необходимое. Основной упор должен делаться именно на профилактическую работу среди широкого круга населения, скоординированную между государственными органами, религиозными и общественными организациями. Принятая программа является документом способным объединить все усилия и направить их на предотвращение и профилактику причин приводящих людей в террористические и экстремистские организации.

Работа областной информационно-пропагандистской группы по вопросам религии в городе Риддер

25 сентября в городе Риддер в целях реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы отработала областная информационно-пропагандистская группа по вопросам религии. В составе группы директор центра исследования проблем религий ВКО И. Беркимбаева, заведующая отделом анализа, оценки и мониторинга религиозной ситуации центра исследования проблем религий ВКО О. Гайко, специалист центра Р. Ахметов, старший преподаватель, кандидат психологических наук ВКГТУ им. Д. Серикбаева Л. Глушкова, представители религиозных объединений и неправительственных организаций, специалисты отдела внутренней политики города Риддер.

В рамках информационно-разъяснительной работы были проведены 11 встреч с охватом 453 человек с коллективами предприятий в сфере промышленности, культуры и образования: лесхозы города Риддер, ТОО «Эталон», "Налоговое управление по городу Риддер ВКО, АО ВК РЭК, ТОО «Шығысэнерготрейд», КГУ «Водоканал», ТОО «Казцинк», Западно-Алтайский Государственный Природный Заповедник, культурные учреждения, Риддерский аграрно-технический колледж и Многопрофильный колледж г. Риддер.

Информация о ходе реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 год и за 1-ое полугодие 2014 года в Шемонаихинском районе

Во  исполнение Плана Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы в Шемонаихинском районе проводится определенная работа, которая в первую очередь направлена на обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Свобода вероисповедания гарантирована гражданам Казахстана статьей 16 Конституции Республики Казахстан (Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную или религиозную принадлежность).В связи с чем, иногда  свободный доступ граждан к религиозным учениям, а также иные объективные причины вызывают распространение среди граждан  псевдорелигиозных идей и учений, сопряженных с проявлениями религиозного экстремизма.

Главной формой  профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленной  на формирование в обществе толерантного религиозного сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма, и  воспитание иммунитета к радикальной идеологии является разъяснительная работа среди населения, организация и проведение совместных общественно- значимых и досуговых  мероприятий при активном участии представителей религиозных и этнокультурных объединений. Реализация данной задачи является основным направлением деятельности местных исполнительных органов власти по исполнению Государственной программы.

Во исполнение рекомендаций Управления по делам религий Восточно-Казахстанской области  в целях повышения качества и расширения охвата населения              информационно-разъяснительной работой  пересмотрены состав районной информационно-пропагандистской группы (ИПГ), а также с 2014 года созданы и начали   свою работу 11 информационно- пропагандистских подгрупп при акимах территориальных единиц, в которых задействовано 48 человек.    К работе привлечены специалистов из числа сотрудников государственных органов, лидеры и представители религиозных  объединений традиционных религий, молодежных и ветеранских объединений. Проработан и решен вопрос об оплате членов ИПГ, не являющихся сотрудниками государственных органов в рамках реализации социально- значимого проекта, реализуемого МОО «ШАРМиДО».

Помимо этого, 91 человек из числа членов ИПГ всех уровней, учителей религиоведов, участковых полицейских, журналистов, представителей НПО приняли участие в семинаре- конференции по вопросам религии и антитеррористической работы: «Профилактическая работа по предотвращению проявлений религиозного экстремизма и терроризма как фактор стабильности современного общества», подготовленном отделом внутренней политики при поддержке Управления по делам религий, УБЭ ДВД ВКО, ВКГУ им. Аманжолова, областной мечети, ОО «Единство» (45 человек получили сертификаты, буклеты, видеоролики и фильмы. Приложение 1); более 30 представителей государственных органов и членов ИПГ разных уровней приняли участие в двух обучающих семинарах, организованных Управлением по делам религий при содействии Центра исследований проблем религии  Восточно-Казахстанской области  (24 получили сертификаты).  За 2013 год всеми видами информационно- разъяснительной работы  проведено 671 мероприятие с охватом 6365 человек ( Приложение 2). В 2014 году в районе разработан и реализуется  план работы ИПГ на первое полугодие, в том числе выездная работа, с учетом  целевых и разновозрастных групп.

Аналогичным образом построена работа с волонтерами из числа учащейся молодежи. В двух колледжах созданы группы по  углубленному изучению  религий, которые, как волонтеры работают  по принципу    «равный- равному» (8 тем за год, охват в КГУ «Шемонаихинский колледж»-569 учащихся (1 полугодие-284, 2-е полугодие-285 учащихся, Гуманитарно- технический колледж-1 полугодие 650 человек,2- е полугодие-1555  учащихся).

Подростковая преступность и деструктивные течения являются на сегодняшний день актуальными в молодежной среде. Поэтому, особое  внимание уделяется молодежи, неподверженной влиянию радикальной религиозной идеологии и иных деструктивных воззрений. Так, с начала текущего года проведено  три семинара-совещания с учащимися колледжей, направленные на выработку иммунитета против экстремизма в молодежной среде, профилактику подростковой преступности  с участием представителей отдела внутренней политики, Шемонаихинского РОВД, МОО «ШАРМиДО»,  членов районной ИПГ (задействовано более 100 человек). 
Информационно-разъяснительной работа проводится и среди военнослужащих срочной службы и контрактной формы -пятая стрелковая рота воинской части 6699-
в 2013 году 5 встреч  с охватом 132 военнослужащих), за отчетный период 2 встреч с охватом 61военнослужащего.

В целях выработки единого механизма и координации деятельности,  в рамках заключенного Меморандума между управлением по делам религий ВКО, Департаментом уголовно-исправительной системы ВКО, уполномоченными имамами Духовного управления мусульман Казахстана и Усть-Каменогорской и Семипалатинской Епархии Русской православной церкви к данной работе были привлечены представители областной мечети, г.Риддера, на постоянной основе работают имам района Еркенбай Ибрагим,  помощник имама Кобегенов Мусахан, Сычук Роман-настоятель местного православного религиозного объединения «Свято-Казанский приход» и иерей местного православного религиозного объединения «Спасо - Преображенского Прихода г.Шемонаиха»  Усть- Каменогорской и Семипалатинской Епархии Хонин Петр.

Информационно-разъяснительная работа  среди  осужденных, отбывающих наказания в исправительном учреждении ОВ 156/6 ( с. Половинка Усть-Таловского округа). В 2014 году проведено 4 лекции 12 бесед,1 семинар с охватом 1349 человек.  Подобная работа ведется с военнослужащими и специалистами, работающими по контракту ОВ 156/6,  проведено 2 встречи в 2013 году, 1 встреча в 2014 году, охвачено  28 человек.

В работе членов ИПГ используются материалы, брошюры, диски с видеороликами и фильмами Управлений внутренней политики,  молодежной политики, по делам религий, МЧС Республика Казахстан, пропагандирующих традиционные для народа Казахстана религиозные, национальные ценности, а также дискредитирующие проявления религиозного экстремизма.

За 2013 год роздано более 5 тысяч листовок, буклетов; в 2014 году за первый квартал более трех тысяч листовок, при помощи членов общественных объединений и ИПГ. В 2014 году в феврале была апробирована работа по размещению «топиков» «Горячая линия» -в 1000 экземпляров, в марте -15 тысяч экземпляров аналогичного содержания была размещена на обороной стороне квитанций по оплате за электроэнергию. Подобная работа будет проходить ежеквартально. 
В 2013 году были изготовлены и размещены 3 баннера анттеррористического и антиэкстремисткого характера с размещенным материалом и контактными телефонами для лиц, пострадавших от деструктивных религиозных объединений, в 2014 году планируется сделать еще три.

В  средствах массовой информации подготовлено и размещено более 50 материалов по освещению государственной политики в сфере религий, деятельности государственных органов, а также реализации Государственной программы. Еженедельно отделом внутренней политики ведется мониторинг средств массовой информации, который  материалов экстремистского и критического характера по религиозной ситуации  не выявил, что свидетельствует о высоком уровне толерантности населения.
Активно используются Интернет ресурсы Агентства по делам религий, акимата области, управления по делам религий и  прокуратуры Восточно-Казахстанской области.

Источники:  dinvko.gov.kz shemonaiha.vko.gov.kz meta.kz pravstat.prokuror.kz adilet.zan.kz

0
2901
0