Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
04:16, 26 ноября 2014

Бесовщина на экране и в нашей жизни

Blog post image

На большом экране павлодарского концертного зала «Достык» прошёл показ четырёхсерийного телесериала «Бесы». Экранизацию одноимённого романа Достоевского осуществил наш земляк, ныне живущий в Москве, кинорежиссёр Владимир Хотиненко. Премьерный показ сериала на телеканале «Россия» состоялся ещё 25 мая. Но, как выяснилось, не все желающие успели его посмотреть. Поэтому Славянский культурный центр, который возглавляет родная сестра кинорежиссёра Татьяна Кузина, с позволения автора организовал для павлодарских зрителей эксклюзивный кинопоказ.

Признаюсь, что в школьные годы Достоевский мне был не интересен. Тех же «Бесов» я скорее пролистал, а не прочитал. Фильм Владимира Хотиненко заставил меня вновь вернуться к этому классическому произведению и оценить его уже с позиции взрослого человека. Я заинтересовался сюжетом романа. Оказалось, что Фёдор Михайлович взял за основу реальные события – резонансное «Нечаевское дело» - громкое убийство, совершённое в 1869 году революционным кружком «Народная расправа».

Когда я смотрел фильм Хотиненко, то восхищался, как лихо Достоевский завернул сюжет! Губернский город, тайная пятёрка революционеров, которых автор изобразил, как бесноватых, порочных, крайне неприятных людей. Руководит ими фанатичный Петр Верховенский. Он пытается вовлечь в кружок заговорщиков дворянина Николая Ставрогина, скрывающего от всех свои грехи – совращение 12-летней девочки, повлекшее её самоубийство, женитьбу на спор на сумасшедшей женщине и т.д. В итоге, Верховенский убивает одного из подпольщиков – Ивана Шатова, за его уход из ячейки.

После просмотра фильма, когда я стал изучать историю написания романа «Бесы», то открыл для себя, что всё показанное на экране происходило на самом деле. Достоевский, а потом и Хотиненко воссоздали эту трагедию до мелочей. Был и заговор революционеров, и подпольная типография, и убийство Шатова в гроте, и «Катехизис революционера», в котором впервые в истории России была обозначена идея широкомасштабного террора с огромными человеческими жертвами ради «светлого будущего всего человечества». Кровопролитие было осуществлено в годы революции и становления советской власти.

В 2011 году Владимир Хотиненко приезжал в Павлодар на премьеру своего художественного фильма «Достоевский». Тогда моя жена Ирина Ковалёва записала с ним интервью, в котором режиссёр поделился планами относительно постановки «Бесов»:

- Я не сценарист, хотя я написал сейчас свою первую версию по «Бесам» Достоевского. Но это уже написано Федором Михайловичем, моя задача – бережно обойтись с материалом, - говорил тогда Хотиненко.

Как кинозритель отмечу, что Владимиру Хотиненко удалось сделать тяжеловесный роман Достоевского «Бесы» интересным самой широкой аудитории, в том числе – и молодёжной (в зале было много подростков). В руках режиссёра «Бесы» превратились в захватывающий триллер. Это произошло благодаря тому, что Хотиненко пересказал классику современным языком кинематографии, понятным современному, молодому зрителю. Стильная и уместная компьютерная графика, метафоры, флешбэки (вспышки воспоминаний героев) и т.д.

Всё получилось готично-фентезийно, а поэтому актуально и понятно. Однако, местами мне казалось, что действие фильма происходит не в российской глубинке (фильм снимался в Костроме), а где-то в старой доброй Англии 19 века – слишком много дымов и туманов, слишком по-европейски одеты и причёсаны персонажи. Русского духа не добавляли даже мелькавшие практически в каждом кадре церковные купола. Впрочем, когда я стал детальнее изучать моду того времени, а также форму и головные уборы губернских полицмейстеров, то убедился, что такими они и были – европейскими. Могу предположить, что благодаря европейской стилистике, фильм хорошо примут и на Западе.

Blog post image

Отдельно отмечу подбор и игру актёров. Все на своём месте. Из мэтров кинематографа в картине занят Сергей Маковецкий, который уже неоднократно снимался у Хотиненко, а также Игорь Костолевский. Я давно не видел его на экране, поэтому сразу и не признал. Главных персонажей играют молодые актёры. В роль Петра Верховенского отлично вжился Антон Шагин. Зрители его могут знать по роли Мэлса в музыкальном фильме «Стиляги». Николая Ставрогина сыграл Максим Матвеев. В тех же «Стилягах» он был Фредом.

Интересен факт, что снимая «Бесов» Хотиненко проводил параллели с событиями, происходящими в современной России, о чём он неоднократно говорил в интервью СМИ. Мне запомнился пылкий монолог Верховенского, разъясняющего Ставрогину смысл их тайного заговора:

«Мы проникнем в самый народ! Наши не только те, что режут и жгут! Учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью – уже наш! Адвокат, защищающий образованного, богатого убийцу – уже наш! Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения – наши! Администраторы, литераторы… Наших много! Ужасно много! Они и сами того не знают! Нынче у каждого ум не свой. Русский бог спасовал перед дешёвкой. Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты. Дайте взрасти поколению! Одно или два поколения разврата – это необходимо! Разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь! Мы пустим пожары, мы пустим легенды, мы провозгласим разрушение. Раскачка такая пойдёт, какой мир ещё не видал. Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам. Вот тогда мы пустим Ивана Царевича».

Соглашусь, что сегодня Россию одолевают, условно говоря, «бесы». За 20 с лишним лет в России произошло всё, описанное Верховенским. И вот, наконец, из той же когорты все эти годы допускавшей расхищение и растление России, появился долгожданный «Иван Царевич», который вдруг стал наводить в стране порядок, бороться с развратом и другими пороками, поднимать православие. Понимаете, о ком я? Вряд ли об этом хотел сказать Хотиненко. Но такие выводы напрашиваются сами собой. Впрочем, сколько зрителей, столько и мнений.

После просмотра «Бесов», которые демонстрировались в Павлодаре два воскресенья, организатор кинопоказа, филолог, доцент ПГПИ Ольга Андрющенко собрала зрительские отзывы. Сама она прокомментировала фильм так:

- Нет России без веры, без единства, без сострадания ближнему. Как доказательство - реплика девушки, продающей Священное Писание, Горемыкину, обещающему подумать о вере потом: «Потом поздно будет...» Так вот чтобы «потом» не было поздно, В.И. Хотиненко снял свой фильм и заставил нас задуматься.

Екатерина Гаранина, преподаватель кафедры русского языка и литературы ПГПИ: «Экранизация «Бесов» сначала мне не очень понравилась. Если советские экранизации Достоевского казались мне излишне эмоциональными и истеричными, то фильм Хотиненко показался мне излишне спокойным. В нём совсем не было бесовщины – по крайней мере, я не увидела её в первых двух сериях. Но к третьей серии моё отношение к фильму изменилось. Невинная либеральная игра – чай, фортепиано и кодекс революционера – перешла в нечто серьёзное, а потом – и ужасное. Возможно, в этом и есть главная опасность бесовщины, как она изображена у Достоевского и Хотиненко, - на первый взгляд, бесы не кажутся страшными и их дела не кажутся такими уж ужасными. Ну, собрались, поговорили, даже и напечатали прокламации. Что такого-то? Кто в наше (то есть их) время не читал прокламаций? Кто не говорил о социализме? Кто не призывал к изменению существующего строя? Ужас состоит именно в том, что человек и сам не замечает, как становится частью бесовщины («если ты ходишь по грязной дороге, ты не можешь не выпачкать ног»)».

Юлия Чугаева, 2 курс ПГПИ: «Слово «бес» происходит от старославянского слова «беда», «бедствовать». Бес приносит духовные и физические страдания людям. Человеческие страдания – вот что приносит бесу истинное удовольствие. Петр Верховенский олицетворяет собой бесовское начало в человеке. В нем нет веры в Бога. Его наслаждения – муки людей. Он старается завладеть всей душой Ставрогина Николая. …Белый цвет олицетворяет чистоту. Белый снег в финальной сцене показывает новую, чистую жизнь. Но на этом фоне появляется черная точка – бес – Петр Верховенский. Бесы неискоренимы. Они вокруг нас. И если в человеке нет духовного стержня, они обязательно завладеют им».

P.S. При перепечатке материала ссылка на автора и блог sincerum.yvision.kz обязательна.

5
607
5