Yvision.kz
kk
3
23:17, 23 октября 2014

Повышение финансовой грамотности на свежем воздухе

Казалось бы, банку лучше, когда клиенты не владеют информацией, не читают договоры, берут кредиты один за другим под огромные проценты. По этой причине программа Банка Хоум Кредит по повышению финансовой грамотности меня приятно удивила.

Интерес к проекту вызвал вопросы, ответы на которые я получила во время общения с представителями банка на мероприятиях, которые организовала руководитель по digital-коммуникациям Сания @Serikava. По совместительству, моя подруга и однофамилица. Одна из её задач – налаживание связей с блогерами.

Лояльность к Сание не всегда переходит на её проекты по работе. Я поддерживаю то, что нравится. Мне с детства близка тема образования. Люблю всё связанное с передачей полезной информации. Будь это книги, практические блоги, семинары, тренинги, мастер-классы и общение с экспертами.

Чего банк хочет достичь благодаря программе?

Название говорит само за себя. Цель проекта – популяризация идеи и актуальности финансовой включенности детей и взрослых, с любым уровнем дохода, во всех регионах республики. Проще говоря, помочь людям повышать их уровень осведомлённости в финансовых вопросах.

Какие проекты реализуются в рамках программы?

Недавно был организован семинар для региональных журналистов "Развитие региональных СМИ: Эффективность интернет-версий. Креативное партнерство СМИ и банков. Усиление влияния региональных СМИ на рост благосостояния населения Казахстана". Программа была столь же содержательной, как и название. =) Проводился он в течение двух дней в "Лесной сказке". Вместе со мной поехал другой лояльный к Сание и банку блогер – Динара @DeeMasterpiece Исабекова.

Мне нравятся загородные мероприятия :)

Blog post image

Неспроста упор делается на регионы, поскольку 80% бизнеса банка находится не в Астане и Алматы. С представителями СМИ делились опытом коллеги из республиканских деловых изданий и выступали финансовые эксперты. Поделюсь выдержками из нескольких речей.

Понравилось выступление советника председателя Нацбанка Чингиза Канапьянова. По его словам, серьёзная проблема населения – жизнь не по средствам. Перед оформлением кредита он советует подумать, нужны ли новый телевизор или холодильник. "Студенты берут товарные кредиты, забывают заплатить вовремя, а потом им не дают ипотеку", – добавил он в поддержку своей позиции.

Руководитель по PR Группы Хоум Кредит Милан Томанек и участники семинара

Blog post image

О механизмах повышения финансовой грамотности потребителей услуг рассказала его коллега Иман Аль-Кейси, начальник управления финансовой грамотности департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка.

Так выглядит оценка финграмотности на сегодня (данные взяты из презентации спикера):

Распоряжение свободными средствами

Blog post image

Управление личным бюджетом


Blog post image

Наиболее острые проблемы:

  • отсутствие планирования семейного бюджета;
  • отсутствие понимания ключевых финансовых механизмов и терминов;
  • неспособность населения принимать взвешенные финансовые решения;
  • стремление переложить ответственность за финансовые решения на государство;
  • недостаточная информированность о возможностях инвестирования.

Для улучшения ситуация Нацбанк использует разные каналы информирования населения: обучающие материалы, семинары, телепрограммы, конференции, круглые столы, лекции, публикации в СМИ и т.д. Банк Хоум Кредит действует в этом же направлении.

Менеджер программы по повышению финансовой грамотности Елена Лакизо рассказала, что проводятся семинары в регионах и дни открытых дверей в отделениях банка. Каждую субботу с 10:00 до 13:00 руководство банка занимает место консультантов и отвечает на вопросы клиентов за чашкой чая.

Председатель правления Банка Хоум Кредит в Казахстане Ондржей Кубик

Blog post image

А что ещё? Также публикуется полезная информация в разделе "Финансовая грамотность" на сайте компании и в корпоративном блоге. Особое внимание уделяется образованию детей. Уже выпущены книги "Тенге бала" и "Дети и деньги". Обе у меня есть. Когда мои племянницы подрастут, то обязательно дам их почитать им. И своим будущим детям тоже. =) Книги можно скачать на сайте банка.

Региональные журналисты удивились, что в их городах проводятся семинары по финграмотности. Но как они узнают, если редакция считает подобные мероприятия коммерческими? Хотя БХК не рассказывает на них о своих услугах. "Если говорить о своих продуктах, то это уже реклама", – отметил руководитель по PR Группы Хоум Кредит Милан Томанек.

Упоминание названия компании или бренда в нейтральных публикациях до сих пор является табу для СМИ. Вот и пишут "один сотовый оператор" или "в одном торговом центре", если рассказывают о событии или берут комментарий эксперта.

Почему это важно для банка?

Содействие в заботе населения о своём финансовом благополучии важно для банка. Ценность в том, чтобы они научились управлять личным бюджетом, перестали оформлять без надобности потребительские кредиты и открывали депозиты.

Люди получают полезную информацию и стремятся поправить своё материальное положение. Ведь гораздо лучше, когда есть даже небольшой депозит (в любом банке), чем кредит на технику или торжество. Ситуация win-win, где обе стороны остаются в выигрыше.

Какой результат уже достигнут?

С мая 2014 года был проведён 51 региональный семинар. По словам Елены Лакизо, мероприятия на тему планирования бюджета больше всего мотивируют участников поменять что-то в своей жизни. 30% слушателей открывают депозиты сразу после окончания семинаров. Всего 1000 тенге (минимальная сумма вклада) могут стать первым шагом к изменениям.

Какие шаги можно сделать уже сейчас?

Важно понять, что ответственность за своё благополучие лежит только на нас самих. Мне не совсем понятно, когда люди возмущаются высокими процентами уже после того, как оформили кредит. Чтение договоров поможет сохранить нервные клетки и бюджет.

Как отметил председатель правления БХК в Казахстане Ондржей Кубик, "у нас нет ничего, что написано маленьким шрифтом". Зато есть у многих финансовых и других организаций. Зейтуна Джандосова из Ассоциации банков РК не раз повторила во время своего выступления фразу, отражающую подобные ситуации: "Незнание закона не освобождает от ответственности".

Сейчас много открытой информации по повышению финансовой грамотности, проводятся семинары, выпускаются книги. Огромное  количество возможностей для саморазвития. Стоит только захотеть жить лучше.

Blog post image

С уважением,

Сабина

Персональный сайт: sabinaserikova.com

3
920
2