Киевская Кераимская кенаса – представляет собой уникальное строение, храм одной из редчайших религий.
Кенаса – это практически единственное строение в Киеве в мавританском стиле. Кенаса славится не только своим экстерьером, но и внутренним убранством, роскошью отделки интерьеров.
Караимская кенаса в Киеве была построена в 1898-1902 годах по проекту архитектора Владислава Городецкого.
Деньги на строительство этого культового сооружения выделили "табачные короли" - братья Коген. Соломон Коген в то время был главой киевской караимской общины, которая в то время составляла 2 тыс. человек.
Сооружение отличалась красотой и роскошью оформления. Стены кенасы декорированы каменной резьбой и лепкой.
Здание было украшено замечательным куполом и чрезвычайной красоты лепными украшениями работы итальянского архитектора Элио Саля, который работал с В. Городецким и над строительством знаменитого "Дома с химерами".
Во многих работах, проводившихся по проекту Городецкого, включая кенасу, участвовал инженер Антон Эмильевич Страус, разработчик нового метода установки бетонных свай.
Выстроенная кенаса отличалась не только красотой, она, по последнему слову техники, была снабжена электрическим освещением.
После установления советской власти кенаса была закрыта. Деятельность общины была прекращена.
С 1926 года в здании бывшей кенасы разместилось учреждение политпросвета, позднее — Кукольный театр.
С 1952 года в здании разместился кинотеатр «Заря». В 1968 году здание было реконструировано.
За это время кенасе был причинён непоправимый вред: навсегда был утрачен блестяще выполненный купол храма.
Сегодня храму не хватает существенной детали — сферического купола со шпилем. На цоколе исчезнувшего купола до сих пор можно рассмотреть лепной орнамент в виде бесконечной свастики.
Здание находится по адресу Ярославов Вал 7, известно среди киевлян как «Дом актера».
Кенаса - молитвенный дом, называемый до 1911 года караимской синагоги, сами караимы называют "кенаса" ("Кенеса") или "бет гаккенесет" или "бейт-кнессет", что означает "дом собрания".
По планировке и обстановке кенасы близки и к синагог иудеев-равинистив, и к мусульманским мечетей.
Все караимские кенасы имеют ориентацию с севера на юг.
Азар - канун или коридор (в северной части здания), где собираются старики перед молитвой. Внутреннее пространство храма визуально разделено на три части: г. Оша-зекеним ("сидения для старцев") - часть самой кенасы, где под низким потолком находятся деревянные скамьи, на которых во время молитвы сидят старики и прихожане, находящиеся в трауре, над этим местом находится второй ярус для женщин, которые смотрят как оказывается богослужения сквозь зарешеченные окна в виде довольно редких сеток, оставаясь невидимыми для мужчин; Шулхан - центральная, большая часть храма, предназначенная для мужчин младшего возраста и мальчиков, они стоя молятся; Гехана (алтарь) - возвышенное место (в южной части здания), где газзан (священнослужитель) совершает богослужение перед так называемым «арон гаккодеш» ( священный ковчег, хранилище свитков Торы).
Караимы — это наследники монголо-татар, которые исповедуют иудаизм, но признают только священное писание — Ветхий завет, полностью отвергая Талмуд.
По последней переписи населения в Киеве насчитывается 43 караима. Караимская община Киева в 1896 году насчитывала 800 человек
В мире насчитывается более 30 000 караимов.
В Украине действует Духовное Управление Караимов Украины, объединяющее все общины верующих.
Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов
Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а их язык - к кипчакской группе языков.
больше фотографий можно посмотреть в моем блоге livejournal