Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
06:04, 03 октября 2014

Мутные бензиновые реки...

Казахстан добывает около 80 млн. тонн сырой нефти в год. У нас 3 НПЗ, которые могут перерабатывать 19,4 млн. тонн нефти. При всем при этом у нас ежегодно возникает дефицит бензина, а как говорят врачи, это уже хроническая болезнь. Давайте разберёмся почему.

НПЗ

Контролирующий акционер

Мощности по переработке (млн.тонн)

Атырауский НПЗ

КазМунайГаз

5.2

Павлодарский НПЗ

КазМунайГаз

8.0

Шымкентский НПЗ

PetroKazakhstan

6.2

Объём добычи нефти в Казахстане растёт с каждым годом, по-крайней мере рос. Из-за того, что мы прошли пик добычи, а история с Кашаганом напоминает сериал «Богатые, тоже плачут», то в ближайшее время ожидаю снижение объёмов добычи.

Blog post image

Источник — Агентство по статистики РК.

Всё красиво — растём. Но вот данные по переработке «чёрного золота».

Blog post image

Как видно, в Багдаде не всё спокойно. Мы не вышли даже на объёмы тревожного 1992 года. Топливо — это стратегический ресурс и с декабря 2009 года правительство жестко регулирует предельные розничные цены на бензин марок АИ-80 и АИ-92.

В 2013 году объём добычи нефти составил 81,8 млн. тонн, а переработано было 14,3 млн. тонн. В этом году по плану должны были добыть 83 млн. тонн нефти и переработать 14, 7 млн. тонн. При таком раскладе дефицит ГСМ на рынке составляет около 40%, который покрывался импортом из России.

Авария на российском Ачинском НПЗ и увеличением поставок в Крым поставили поставки из России в разряд сомнительных. Тут ещё вот какая история с импортом из России. До девальвации бензин АИ-92 в России был дешевле на 10% и дабы защитить «бедные» казахстанские НПЗ 4 мая 2013 года Министерство нефти и газа приняло решение ограничить ввоз российского бензина, но при этом создало Триумвират Избранных, который эти ограничения не коснулись - ТОО «Петролеум Оперейтинг», ТОО «Petrosun», АО «Казмунайгаз Онiмдерi». Эти компании, по сути, образовали олигополию, которая вызвала дефицит бензина в РК и повышение оптовой цены на светлые нефтепродукты примерно на 18%. Этот злобный картель был ликвидирован Агентством РК по защите конкуренции, которое отменило решение о «выборе» только этих компаний, как незаконное и снявшего ограничения на импорт топлива из России.

Уже в этом году, осознав прелести Единобожия, была определена только одна компания, которая имеет право импортировать бензин - АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». То есть логика очень простая — если три компании в прошлом году не справились с поставками, то одна в этом году точно справиться. «Видишь суслика?- Нет!- И я не вижу, а он есть!».

Но в этом году по непонятным причинам Агентством РК по защите конкуренции не хочет вмешиваться в данный вопрос. Да и цена из-за девальвации стала неинтересной для импорта российского бензина — около 125 тенге. Одно радует — девальвация испортиала планы не только простым смертным.

Если следовать советам Козьмы Пруткова и «зреть в корень», то в Казахстане наизогадачнейшая система бензинового рынка. Смотреть внимательно, выглядит он так.

Blog post image

Недропользователи работают только с «оптовиками», как и НПЗ. Проблемы с закупом бензина напрямую у НПЗ могут возникнуть даже у Гелиоса, что уж говорить о ТОО «Серик и Берик», у которой две заправки в с. Мыркынбай. Как видно, «чёрный ящик» - это компании оптовики. По какой цене они получают нефть и бензин тайна, которая посерьёзнее тайн ордена тамплиеров. Самое интересное, что и рыцарей тамплиеров, и список этих самых компаний оптовой торговли ГСМ очень сложно найти. Хотя, наверное, я не прав — рыцарей можно найти. Вот список компаний, которые мне удалось найти:

  • ТОО "Петросан"
  • ТОО "Петролеум Оперейтинг"
  • ТОО "Алаутранссервис"
  • АО "КОР"
  • ТОО "Саутс-Ойл"

Один из множества примеров - ТОО «Петросан» в 2013 году, купила в АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» сырой нефти более чем на 1 млрд. долларов и заказала её переработку на ШНОСе сразу через 4 дня после решения Агентства РК по регулированию естественных монополий о повышении предельных розничных цен. Интересно и то, что эти две компании аффиилированные согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 64 Закона «Об акционерных обществах» - «юридическое лицо, которое совместно с обществом находится под контролем третьего лица». Кто же это третье лицо? Не узнать.

Продолжим, эти компании получают бензин от отечественных НПЗ. Получается, что любой потолок розничной цены можно сделать для АЗС нерентабельным подняв оптовые цены и 128 тенге за литр АИ-92 не предел. Дефицита не будет, когда розничная цена в Казахстане станет равной цене в России, а это 160-170 тенге за литр и его начнут завозить из России. И вот здесь интересную мысль высказал Министр энергетики Владимир Школьник - «Если его завезем, то возникает проблема: он более высокого качества – и нет гарантии, что не будет перемешиваться. Страна технически не готова к тому, чтобы на заправках были лаборатории для проверки качества бензина".

Паршивая ситуация - «А когда ты у себя там на заправке бензин ослиной мочой разбавлял— не был паршивым?»

Получается, что государство осознавая важность цены на топливо пытается регулировать цены на него только в розничном сегменте. Но данная мера делает нерентабельным модернизацию НПЗ (как результат тихий саботаж и очередная пролонгация сроков её завершения) и никак не влияет на всю цепочку (читай оптовиков и нефтедобытчиков) реализации бензина. И пока «водица мутна», можно «рыбки наловить».

Тем временем цена на нефть падает, а на бензин продолжает дорожать. Мой прогноз — 160 тенге за литр АИ-92. Как следствие - инфляция и прочие последствия, которые крайне нежелательны. Обидно...

Дополнение

Самое печальное, что похожие схемы "относительно честного изъятия средств у населения" работают везде. На килограмме мяса фермер зарабатывает около 100 тенге, а посредники "оптовики" - 300 тенге, строители получают 30% от заказа, а посредник-"оптовик". 70% - у нас страна посредников.

6