Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:23, 19 сентября 2014

Байконур билет в будущее (полная версия)

Blog post image

Минфин России намерен прекратить финансирование космодрома Байконур с 2016 года. Об этом стало известно 1 августа 2014 года. Сокращение финансирования может быть связано со строительством космодрома «Восточный», который и получит средства. Это говорит о том, что российские арендаторы в скором времени начнут сворачивать космическую деятельность на Байконуре.

Комплекс «Байконур» – международный космический порт на территории Казахстана, существует с 1955 года. Город Байконур и космодром «Байконур» вместе образуют комплекс, арендованный Россией у Казахстана до 2050 года.
Данное сообщение должно было вызвать серьезный сигнал для руководства Казахстана по вопросу дальнейшей судьбы Байконура, но официального ответа от Национального космического агентства «Казкосмос» не последовало. Отныне у Казахстана остаются несколько вариантов, которые в ближайшем будущем должны воплотиться в жизнь. Следует их рассмотреть, рано или поздно власти должны принять решение.
- Дальше самостоятельно «осваивать космос», с привлечением международных специалистов в области ракетостроения, конструкторов – инженеров и прочих специалистов. Заняться развитием отечественной науки, подготовкой отечественных кадров в космической индустрии. По скромным подсчетам, на это уйдет, по меньшей мере, 10-15 лет, а также огромный (космический) бюджет. С последним у Казахстана на данный момент существуют реальные проблемы. (Девальвация, строительство ЭКСПО 2017, а также же экономический кризис, связанный с санкциями западноевропейских стран против РФ с которым мы находимся в таможенном союзе).
- Отдать в аренду космодром иностранным государствам, частным компаниям успешно развивающие собственные космические программы с условием участия казахских специалистов в разработке космических программ реализуемых на Байконуре. Важно, чтобы условия выдвигаемые правительством Казахстана при заключении подобного контракта были направлены на, обеспечение экологической безопасности, реализация социально экономических программ для жителей Байконура и Кызылординской области.
- Отказаться от эксплуатации Байконура, использовать имеющиеся на космодроме ресурсы, использовать географическое месторасположение для других видов деятельности. Можно было бы использовать посадочные полосы. Сделать зону свободной торговли. Здесь национальная палата предпринимателей смогла бы получить широкие возможности для развития отечественного бизнеса в регионе. Этот вариант следует рассматривать как самый последний, так как потенциал космодрома Байконур все еще не заработал на экономику Казахстана.
В 1994 году был подписан Договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодно уплачиваемую Казахстану арендную плату. Первоначальный срок аренды был установлен на 20 лет, но в 2004 году этот срок был продлён до 2050 года.
Планировалась реализация масштабного совместного российско-казахстанского проекта «Байтерек», в рамках которого с Байконура должна запускаться ракета-носитель «Ангара», которая в перспективе должна заменить экологически опасный «Протон-М» на топливе гептиле. Если говорить о РН Ангара, то в качестве топлива используется кислород и керосин. Однако по состоянию на конец 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» (на основе новой ракеты-носителя «Ангара») фактически зашёл в тупик.. Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» уже на своем новом космодроме- «Восточный».

О Байконуре
С момента основания (1955) и на протяжении двух последующих десятилетий абсолютное большинство жителей города было представлено славянскими народами(русские, украинцы, белорусы). По соображениям секретности, коренное население (казахов) на работу на космодроме не принимали и жилья в городе (за редким исключением) не предоставляли. Таким образом, в 1955—1975 годах казахи составляли менее 1 % численности населения города.
Ситуация начала меняться с середины 1970-х, тогда доля коренного населения составила 5-7%. Им было разрешено работать в городских службах (торговля и ЖКХ). К середине 1990-х доля казахов в городе составляла уже 40-50 %. Во второй половине 1990-х и начале 2000-х продолжился отток русскоязычного населения из города, связанный с поэтапным сокращением войсковых частей и передачей объектов космодрома гражданским предприятиям. Был разрешён приём казахов на объекты космодрома. К 2007 доля коренного населения в городе достигла 60-70 %.
В официальных публикациях казахстанских официальных органов Байконур (под названием Байконыр) фигурирует в качестве городского акимата (города областного подчинения) в составе Кызылординской области Республики Казахстан. Но согласно российско-казахстанскому договору аренды, на весь период аренды космодрома в отношениях с Российской Федерацией временно наделён статусом города федерального значения Российской Федерации.
Глава администрации города назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, а также казахстанское, применимое для граждан Республики Казахстан. По последним подсчетам в городе Байконур проживают 80% граждан Казахстана.
Байконур хоть и находится за пределами Российской Федерации, но на его территории работают российские структуры:
Российский военный суд, в который жители города могут обжаловать решения администрации города, её органов и должностных лиц;
Управление внутренних дел комплекса Байконур из состава Министерства Внутренних Дел России;
Миграционная и налоговая службы,
Органы образования,
Здравоохранения,
Пенсионный фонд,
Служба социальной защиты,
Нотариата и т. д.
Под юрисдикцией Казахстана находится:
Пограничный пост «Байконыр», обслуживающий аэропорты космодрома,
Управление внутренних дел Казахстана, следящее за порядком в пригородах Торетам и Акай, а также осуществляющее регистрационные функции.
Сложившаяся ситуация в последние годы, несколько раз приводила к конфликтам между гражданами Казахстана и администрацией Российской Федерации. Жалобы поступали со стороны граждан Казахстана, в основном на неправомерные действий со стороны сотрудников внутренних дел РФ, отказ медучреждений в приеме пациентов с казахскими паспортами, отказ местной администрации в предоставлении право на жилье. Последний конфликт произошел 12 июня. Когда десятки жителей вышли к акимату Кызылординской области с требованием предоставить им земельные участки. Они заявили, что «в Байконуре для граждан Казахстана земли и квартиры нет».
Итак, вернемся к теме возможных вариантов развития дальнейшей судьбы космодрома Байконур.
Реализация собственной космической программы. Об этом еще в конце 90-х, заявлял первый казахский космонавт, герой СССР Токтар Аубакиров.
Казахстан мог бы использовать свой потенциал, если бы в «Казкосмосе» сработал эффективный менеджмент во главе с предприимчивыми и ответственными профессионалами. Но вместо этого, нынешнее руководство «Казкосмоса» позволяет «арендаторам» загрязнять окружающую среду и занимается скрытием фактов нарушения экологической безопасности Казахстана.
За последние пять лет в мире появились несколько государств развивающих собственный космический промысел. С развитием технологий, спутниковых систем, эти страны начали запускать в космос ракеты собственного производства со своих или чужих космодромов. В любом случае их пример показателен для Казахстана.
Ближайшие сосед и один из серьезных геополитических игроков мира это КНР.
КНР имеет полноценный технологический цикл космической промышленности. Запускает из собственных космодромов свои спутники на собственных ракетах. Отправили своим космическим кораблем на Луну луноход собственного производства. Своя спутниковая навигационная система – аналог GPS и ГЛОНАСС. КНР на данный момент имеет три космодрома: Цзюцюань, Сичан и Тайюань, дополнительно строится четвертый – Вэньчан. Сичан: с этого космодрома запускаются иностранные спутники, зарабатывает на этом немалые деньги. Китай стремится стать самой крупной космической державой не только на евразийском континенте, но в мире. Казахстан Китаю предложить ничего не сможет. Поэтому вопроса о передаче в аренду космодрома Байконур в руки КНР не может быть и речи, они прагматично подходит к любым делам. А в космической сфере им не выгодно использовать Байконур в экономическом плане. Разве что могут взять на себя демонтаж космодрома. Единственное, что может предложить Казахстан Китаю, это обучение и подготовка наших специалистов за наш счет или в счет нефтедолларов которые китайцы выкачивают у нас.

Украина не имеет собственного космодрома, но является одним из крупных производителей ракетной техники в мире. Следует учесть, что украинские ракеты запускаются в космос чаще, чем японские или индийские. Впервые украинцы вывели на орбиту собственный спутник в 1995 году с космодрома Плесецк, Россия. 21 ноября 2013 года украинская РН «Днепр» поставила мировой рекорд, выведя на орбиту 33 спутника, осуществлено это было с космодрома Ясный (Россия, Оренбургская область). В связи с военным положением в Украине, руководством страны было принято решение о прекращении сотрудничестве с РФ. Украина разрабатывает РН Маяк на базе ракет Зенит и Циклон. Этот РН Маяк должен был взлетать с площадок РФ, но и Байконур вполне способен осуществить запуск этой ракеты. Зениты запускаются с двух площадок: с Морского старта, которым владеет Россия, и с Байконура. Циклоны стартуют с российского космодрома Плесецк, и также с Байконура. Стартовые площадки для Циклонов-4 на бразильском космодроме Алкантара еще не построены, зато готовые площадки есть на Байконуре. Из этого следует вывод, что Украина является потенциально близким партнером для Казахстана в области космических технологий. Украина могла бы запускать коммерческие спутники на своих ракетах с Байконура, а прибыль бы распределялась между Казахстаном и Украиной.
Одной из стран с бурно развивающейся экономикой является Бразилия. Это государство по праву может называться фаворитом в космической индустрии. Имеет свой космодром Алкантара, который расположен близко к экватору. Осуществляет собственную космическую программу. Среди партнеров Украина и Израиль. С космодрома Алкантара в ближайшее время будет производиться запуск украинских ракет Циклон-4, на котором в космос будут отправляться коммерческие спутники. Бразилии является примером того, как имея в наличии только космодром, можно зарабатывать на рынке космических технологий. Таким же образом, Казахстан в будущем мог бы иметь свою космическую программу, никому не отдавая Байконур в аренду.

Канада является третей страной мира после СССР и США, отправивший в космос свой спутник. Запущен свой первый спутник в 1962 году из США. Канада не имеет космодрома и своих ракет. Главный партнер и союзник США. Канада имеет хороший опыт создания метереологических ракет Black Brant, с 1959 года было запущено около 800. Кроме ракет и космодрома США, Канада прибегает к помощи российских и индийских аналогов. Запускался канадский спутник российской ракетой с Байконура. С Канадой можно сотрудничать в сфере метеорологии и астрофизики, имеет высокий научный потенциал.
Южная Корея показала пример сотрудничества с РФ. Первая южнокорейская ракета была создана с помощью российских специалистов, стартовала из своего космодрома Наоро. Отправила на МКС своего космонавта с Байконура. Раньше самой России запустила ракету на основе разрабатываемой Россией ракеты-носителя Ангара. Корею можно рассматривать в качестве партнера совместных космических проектов.
Израиль имеет собственный космодром «Пальмахим». Имеет полный цикл производства. Некоторые тяжелые спутники запускает с чужих космодромов, в том числе с Байконура. У Израиля существует одна большая проблема. Страна находится в окружении арабских стран и не может себе позволить полета своих ракет над этими странами. Поэтому запускает свои РН в противоположном вращению Земли направлению, это достаточно трудоемкий и дорогой процесс. Израильские спутники уже запускались с космодрома Байконур российским «Протоном-М», а также украинским Зенитом-3SLБ. Впервые запуск израильского спутника Амос-3 был произведен в 2008 году, РН Зенит-3SLБ с Байконура, а Амос-4 в 2013 году последний по хронологии и самый тяжелый запущенный этой ракетой спутник с Байконура. Все 5 запусков Зенита-3SLБ с Байконура были успешными. Израиль мог бы дальше прибегать к услугам Байконура в будущем.

Тайвань имеет свою высокотехнологичную космическую программу. Собственные спутники и ракеты. Но свои спутники запускает через американцев. Тайваню проблематично создание полноценного космодрома, потому что рядом находится Китай, который может воспринять разработку и запуск ракет как угрозу для себя. Тайвань может стать участником проекта на Байконуре в будущем, помимо высоких технологий имеет огромные финансовые средства.

SpaceX разработала РН F9R (Falcon 9 v1.1 (R). Провела испытания многоразовой ракеты, которая может взлететь вверх и снова сесть на ту же стартовую площадку. Но в последний раз, 23 августа 2014 года в штате Техас, США во время испытаний взорвался прототип многоразовой ракеты-носителя Falcon 9R. В результате инцидента никто не пострадал.
Хотя до этого момента РН Falcon 9 удачно доставляла грузовой возвращаемый космический корабль Dragon на МКС четыре раза.
Falcon 9 v1.1 (R) работает на керосине и кислороде, является экологически безопасной ракетой.
Кроме Falcon 9 v1.1 (R), корпорация SpaceX разрабатывает сверхтяжелую ракету Falcon Heavy для запуска на Марс.

Другая частная космическая фирма Virgin Galactic. Создало и тестирует космолет, для реализации коммерческого проекта «космический туризм». С этой компанией Казахстан мог бы сотрудничать в области космического туризма, предоставляя услуги космодрома Байконур.
Крупный космодром Байконур под юрисдикцией Казахстана, вполне мог бы стать одним из центров космических технологий мира, сотрудничая как с частными компаниями, так и с партнерами государствами. Байконур — это билет в будущее, только в том случае если власти Казахстана сумеют выдвинуть выгодные условия, как для партнеров, так и для себя.
В качестве коммерческих проектов, необходимо в будущем наладить деловые связи с тем же Google, которая намерена вывести на орбиту собственные спутники для обеспечения населения Земли высокоскоростным и качественным Интернетом. Многие телевизионные, интернет компании будут постоянно стремиться иметь свои спутники. Если говорить о кадровом резерве, то у Казахстана появится прекрасная возможность обучения и подготовки специалистов для Байконура при сотрудничестве с вышеперечисленными государствами и компаниями. Со своей стороны Республика Казахстан может на базе космодрома Байконур создать международный Университет в будущем, что тоже является коммерчески выгодным проектом.

Гептил
Казахстанские и российские космические чиновники постоянно утверждают, что Протону нет альтернативы, пользуясь слабой информированностью своих сограждан. Хотя по вышеизложенным данным видно, что альтернатива есть. Но давайте рассмотрим судьбу этой РН «Протон-М» в качестве топлива, которого, используется вредный, ядовитый и опасный для окружающей среды гептил.
Впервые ракета «Протон-М» стартовала 7 апреля 2001 г. С тех пор состоялось 83 пуска (все с космодрома Байконур), из них 58 коммерческих. При запусках произошло 4 аварии и 5 нештатных ситуаций.
28 февраля 2006 г. стартовавшая ракета-носитель не смогла вывести на расчетную орбиту телекоммуникационный спутник Arabsat-4A (Саудовская Аравия). Нештатный запуск произошел из-за неполного цикла работы двигателя разгонного блока «Бриз-М» — при втором включении вместо положенных по программе 1851 секунды он отработал 1613.
6 сентября 2007 г. аварией завершился запуск японского телекоммуникационного JCSat-11. На 135-й секунде полета произошло преждевременное выключение двигателей второй ступени «Протона-М». Вторая и третья (разгонный блок «Бриз- М») ступени упали в 50 км к юго-западу г. Джезказган (Казахстан). Тогда за экологический ущерб Россия выплатила Казахстану 2,5 млн долларов.
15 марта 2008 г. РН «Протон-М» смог вывести на расчетную орбиту американский спутник связи АМС-14. Двигатель разгонного блока «Бриз-М» отработал 1933 секунды вместо 2066 положенных и космический аппарат вышел на нерасчетную орбиту.
5 декабря 2010 г. аварией завершился запуск на околоземную орбиту трех спутников «Глонасс-М», которые должны были завершить формирование российской навигационной системы. Ракета отклонилась от заданной траектории, разгонный блок ДМ-03 и космические аппараты упали в Тихий океан.
18 августа 2011 г. «Протон-М» не вывел на расчетную орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4″. При формировании циклограммы (расписания) работы разгонного блока «Бриз-М» был необоснованно сокращен временной интервал подворота гиростабилизированной платформы, что привело к его неправильной ориентации. Связь с космическим аппаратом была утеряна, 25 марта 2012 г. он был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.
6 августа 2012 г. неудачей завершился запуск РН «Протон-М» с двумя спутниками связи. На заданные орбиты не удалось вывести российский «Экспресс-МД2″ и индонезийский Telkom-3. Роскосмос официально признал, что космические аппараты потеряны.
8 декабря 2012 г. при выведении на орбиту телекоммуникационного космического аппарата «Ямал-402″ произошла нештатная ситуация: спутник отделился от разгонного блока «Бриз-М на 4 минуты раньше запланированного. «Ямал-402″ достиг нужной орбиты с помощью собственной двигательной установки.
2 июля 2013 г. аварией завершился запуск «Протона-М» с разгонным блоком ДМ-03, который должен был вывести в космос три навигационных спутника «Глонасс-М». На 17-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателей ракеты и она вместе с космическими аппаратами упала приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса. 5 июля гражданскими активистами города Астана было создано экологическое движение «Antigeptil», которые потребовали немедленного прекращения запусков Протон-М с Байконура. Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК предъявило счет российской стороне в размере 89 миллионов долларов США за экологический ущерб, нанесенный в результате падения РН «Протон-М» на территории Кызылординской области.
Реакция со стороны «Роскосмоса» последовала следующая: «Россия проведет собственную экспертизу, чтобы «оценить корректность приведенных расчетов», и выплатит «компенсацию только за «доказанный» ущерб экологии». Казахстан по-прежнему не получил компенсацию за нанесенный ущерб экологии.
16 мая 2014 г. аварией завершился запуск «Протона-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р». Ракета, разгонный блок «Бриз-М» и спутник сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. Сотрудник пресс-службы агентства «Казкосмос» Ербол Даулетов сообщил, что авария ракеты не нанесла ущерба Казахстану.
Активисты экологического движения «Antigeptil», вновь потребовали немедленного прекращения запусков Протонов с космодрома Байконур, а также отставки главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева в связи с безответственностью, некомпетентностью как руководителя национального космического агентства и явными признаками лоббирования российских интересов. В течение года, экологические активисты провели серию акций протестов несколько раз перед посольством РФ в Астана, перед зданием НКА «Казкосмос», Парламентом РК, Правительства РК, а также Ак орда. За нарушения закона о мирных собраниях РК, которое не позволяет проводить митинги, шествия и пикеты без санкции местных властей, экологические активисты были неоднократно привлечены к административной ответственности. Административный суд города Астана, в течение года, привлекал активистов к административной ответственности, назначая различные виды наказаний: Предупреждения, штрафы, аресты. Последний выход на акцию протеста перед Ак ордой 28 апреля 2014 года, закончился задержанием и лишением свободы активистов на 11-13 суток. На данный момент активисты «Antigeptil» готовят массовый протест в связи с очередным запуском «Протона-М», запланированного на 28 сентября 2014 года.

Доказательства опасности
18 июня 2014 года от онкологической болезни, на 58 году жизни скончался экс глава «Роскосмоса» Владимир Поветкин, врачи констатировали, что смерть наступила в результате воздействия гептила на организм, чем и был спровоцирован рак. Поветкин В. руководил ведомством с апреля 2011 года по октябрь 2013 года. Следует отметить, что при его руководстве «Роскосмосом» произошли две аварии «Протон-М».
23 августа 2014 года в Интернет http://antigeptil.com/?p=394 сети появилось видео интервью с кандидатом химических наук. Где он подробно рассказывает не только о вреде гептила на окружающую среду и живых организмов, но и способе его уничтожения в промышленных масштабах. Автор 55 изобретений, имеет патенты. До выхода не пенсию заведовал лабораторией, где профессионально занимались очисткой промышленных отходов по СССР. С 1990 года в течении 20 лет заведовал аналогичной лабораторией в Казахстане. Важно то, что ученому несколько лет назад удалось найти способ очистки почвы и воды от гептила по собственному технологическому методу.
- Гептил вызывает болезни кожи, дыхательных путей, провоцирует онкологические заболевания у людей находящихся вблизи розлива этого топлива. Гептил хорошо растворяется в воде, вступает во взаимосвязь с воздухом и почвой, поэтому необходим целый комплекс мероприятий по очистке почвы, воды и воздуха, рассказал наш ученый-химик Розвага Роман Иванович.
Видео хоть и пользуется широкой научной популярностью среди экологов, общественных деятелей и рядовых граждан, но со стороны государства никаких сигналов о предложениях по очистке почвы и водоемов, зараженных гептилом, пока еще не последовало. Вероятнее всего новому-старому министру Асету Исекешевув чью юрисдикцию отныне входят «Казкосмос», Министерство Экологии и Министерство Индустрии пока объективно некогда. Ведь не прошло и месяце как в государстве произошла серьезная пертурбация в правительстве. Но рано или поздно Российская Федерация закончит строительство своего нового космодрома и покинет Байконур, вот тогда Казахстан не должен остаться у разбитого корыта.

Ұлан ШАМШЕТ
24.08.2014

 
0
1529
1