Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
06:32, 30 августа 2014

Ювелирные украшения Центральной Азии. Узбекистан.

И женский и мужской костюм обязательно дополняли ювелирные изделия. Они здесь высоко ценились, поскольку наряду с эстетическими значениями отчасти сохраняли и магическое. Состав и количество украшений, так же как и в одежде, определялись возрастом и имущественным положением. Простейшие подвески - обереги и серьги - начинали носить в раннем детстве. Для юных девушек и молодых женщин предназначались более сложные и многочисленные изделия, исполненные благопожелательной символики. Самым эффективным, образующим стилистически единый многоузорный и многоярусный ансамбль, было праздничное и свадебное убранство. Почти повсюду оно состояло из наголовных, налобных и нагрудных украшений, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и нашивных амулетов. Все эти бесчисленные изделия, закрывая, подобно одежде, голову, лицо и тело женщины должны были не только украшать, но и оберегать от злых духов.

Blog post image

Куштумор-парное-нагрудное украшение. Ташкент. конец XIX века. Серебро, позолота, кораллы, литье, штамп.(Экспонат находится в Музее народного искусства Узбекистана в г.Ташкент)

XIX век был эпохи серебра. Среднеазиатские ювелиры - зергеры - тонко чувствовали специфику и фактурные особенности этого материала. Они превосходно владели разнообразными декоративными и техническими приемами, использовали позолоту и чернь, филигрань и зернь, резьбу и гравировку, тиснение и штамп. Это позволяло им добиваться соответствующих художественных результатов.

Blog post image

Куштумор-парное-нагрудное украшение. Ташкент. конец XIX века. Серебро, позолота, кораллы, литье, штамп.(Экспонат находится в Музее народного искусства Узбекистана в г.Ташкент)

Украшения каждого народ и племени были неповторимы и самоценны. Они прекрасно гармонировали с формой, силуэтом, линиями и цветом национальной одежды. В ярких полихромных, сверкающих и искрящихся изделиях земледельческих регионов органично слились мусульманские эстетические нормы и языческое преклонение перед природой. Это искусство, чуть наивное в своей чувственной достоверности, преисполнено радости бытия, живого и непосредственного ощущения жизни. Ювелирные изделия мастеров Бухары, Самарканда, Коканда, Ходжента, Ташкента и Хивы, насыщенные сочными гроздями кораллов, перламутра или жемчуга, россыпями бирюзы, обилием колышущихся и звенящих серебряных подвесок из объемных розеток,  зерен, листочков воплощали образ природной стихии и земного изобилия.

Blog post image

Нагрудное украшение.(Экспонат находится в Музее народного искусства Узбекистана в г.Ташкент)

В приближенной к натуре цветовой гамме украшений, в естественной форме неграненых камней, как бы имитирующих плоды боярышника, шиповника или граната, ощущаются отзвуки древнего растительного культа мира с его плодами и злаками, обладавшими охраняющей и оплодотворяющей силой. В декоре многих, особенно свадебных уборов, нередки астральные мотив. Завораживающее сияние жемчуга и перламутра ассоциировалось с призрачным лунным светом и верой в его очищающее и благотворное начало. Как и в других произведениях народного творчества, пластический язык ювелирного искусства был образным и метафоричным. Четких видов различий между растительным, предметными и зооморфными мотивами здесь почти не существовало. Стилизованные изображения бровей в наголовном украшении - тиллакош (для каждого вида украшений существовало определенные названия) - одновременно напоминает и птичья крылья, и листья.

Blog post image

Тиллякош - женское налобное украшение. Самарканд начало ХХ века. Серебро, стекло, эмаль, штамп, вставка.(Экспонат находится в Музее народного искусства Узбекистана в г.Ташкент)

Тилля-Кош или "Золотые брови" - одно из древнейших украшений Средний Азии известное в таких регионах, как Самарканд, Ташкент и Ура-Тюбе. Тиллякош - это свадебное украшение невесты, которые символизирует девственную чистоту. Именно Тиллякош послужил вдохновением для французких мастеров в изготовление диадем.

Blog post image

,Blog post image

8,9 - Налобное украшения "коштило", серьги. Ташкент, начало XX века. (Данный экспонат находится в Музея народов стран Востока, г. Москва).

Blog post image

Налобное украшение «коштило». Таджики, узбеки. Бухара, Самарканд. Начало XX века.

 

Blog post image

10-16. Налобное украшение "болоабру" , серьги, браслеты, амулетница "бозбанд", Узбекистан, Бухара, конец XIX - начало XX в. серебро, кораллы, перламутр, стекло, смальта, штамп, тиснение, гравировка, филигрань, зернь, золочение, инкрустация.(Экспонат находится в Гос. музеи искусств народов Востока, г.Москва)


Blog post image

Бола обру-налобное украшение. Бухара.начало ХХвека. Серебро,позолота, бирюза,паяние.

Blog post image

Тилладузи- женское налобное украшение.
Шаукаля - женское нагрудное украшение.(Экспонат находится в Музее народного искусства Узбекистана в г.Ташкент)

Blog post image

Нозигардон (фрагмент)-нагрудное украшение. Иванов В., Иванникова Н. Душанбе 1985год. Мельхиор, кораллы, бирюза.(Экспонат находится в Музее народного искусства Узбекистана в г.Ташкент)

Blog post image

Иногда оригинальные украшения являлись одновременно несессерами. К их нижнему краю, наряду с декоративными деталями, подвешивались миниатюрные щипчики для бровей, ногтечистка, копоушка, флакончики для сурьмы и т.д. (Экспонат находится в  Гос.Музея искусства народов Востока, г. Москва)

Современные украшения:

Blog post image

Тиллакош.

Blog post image

Текст взят с брошюры Гос.Музея искусства народов Востока.Декаративно-прикладное искусство Средней Азии и Казахстана XVIII-XX вв.

Источники на другие экземпляры: http://www.tribal.by/viewtopic.php?p=25997&sid=02cbdeb60a6b4290011ece9ef30704c3

http://www.artmuseum.uz/jeweller_ornaments.html


2
13179
0