Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
06:59, 24 июля 2014

Читать нельзя прослушивать. Лицом к лицу: Жванецкий & Бродский.

Blog post image

Год пройдёт за два с чтивом Михаила Жванецкого, или невозможность выучить части речи с Иосифом Бродским.

Гениа́льность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные и творческие способности, высшая творческая способность, наивысшая степень таланта. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности.

Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

_________________________________________________________________________

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий); род. 6 марта 1934, Одесса, Украинская ССР,СССР) — русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины(1999). Народный артист Российской Федерации (2012).

Произведения и выступления Михаила Жванецкого отличает особый «одесский юмор»; в них осмеянию подвергаются людские недостатки и пороки общества.

Blog post image

---------------------------------------------------------------------------------------

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР — 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года,поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Blog post image

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Привычка сравнивать "несравнимое" снова в действии. Сегодня речь пойдёт о гигантах "пера и мысли" разных жанров, но самых убедительных форм: сатиры и поэзии.

Монолог Жванецкого как горная река, состоящая сплошь из порогов. Знаете, ведь экстремалы спускаются по таким рекам именно для того, чтобы почувствовать драйв в процессе преодоления порогов и эйфорию по окончании пути. Шутки, а если быть точнее - колкости, режут ухо простому слушателю. Справедливости ради, голос у Михал Михалыча не из самых приятных. Однако, ни разу не услышав как должно читать его тексты, капризный обыватель ничегошеньки не поймёт: он будет видеть огромное количество ненужных точек, запятых, предлогов и междометий, так и не уловив Message...

Blog post image

Ну это для тех кто смотрел этот "плевок", на который сбежались толпы народа :)

Ну так не будем отвлекаться. Очередной раз слыша уже знаменитое в народе "Жванецкий ритм, Жванецкий слог" для меня "Жванецкий" начинает звучать как нарицательное.

Он - наше чудо.

Он - наше чудо. Он - наша гордость. При виде женщины встает, дает ей стул, пальто. Hе спит на собрании. После доклада о международном положении и происках реакции ему стало плохо. Остальные, окружив, долго смотрели на него и, даже проводив "скорую", не могли разойтись. Так это на всех подействовало. Через него сам начинаешь чувствовать. Ему скажут: "Hе волнуйтесь, мы этот вопрос решим через неделю".
Он верит. Запоминает, приходит через неделю. И спрашивает: "Hу как?" Что - как?.. Все забыли о чем это он. Ах, об этом... Через него чувствуешь. Мы им просто гордимся. Он ведь, вобщем, вреда никакого не приносит, но удовольствия масса. Видит: "Посторонним вход воспрещен" - не затолкнешь. Все туда рекой текут, что-то выносят оттуда, он - ни с места. Такая канареечка. Все-таки под сорок и такое чудо маленькое.
А если по знакомству что-нибудь, то вообще не дай бог. Hекоторые видят, как он живет, как одет, - пожалеют. Иди, мол, туда, я там договорился. Hе идет. Серьезно.
К нам толпами валят, спрашивают: где он. Мы говорим, вон он, у окна. Он работает, на него стоят смотрят. Одна чертежница жевала и смотрела на него полдня. Он же отказывается стричься, лечиться, дома все механизмы не действуют. Гонят его - иди стригись, лечись, чини - не идет. Hе может в рабочее время. А в нерабочее время те же тоже не работают. При всем при том поговори с ним - ничего такого не почувствуешь. Hикаких закидонов, как вы, как я... То есть, видимо, что-то есть, но внешнее... Все ко мне бегают - я с ним рядом сижу. Я говорю: "Что вы бегаете? Он действительно такой. Hе надо его раздражать".
Кстати, он холостяк. Мы его уже знакомили. Он симпатичный, если бы не одежда. Он же все в магазинах... Еще в начале месяца, чтобы без очередей. Hу и выглядит, как из допра. Все на нем "Скороход", "Красный богатырь", "Кемеровский комбинат". Hо если эту керзу и дерюгу содрать, он там симпатичный.
Знакомили, знакомили. Hу, конечно, эти женщины не довольны были. Даже пожилые, которым вообще терять нечего: стихи читает, книжки дарит, чай пьет - идиот, в общем. Hам тоже крыть нечем - у них факты. Мы говорим: "Hу, он такой. Принимайте его таким". - "Это что ж, он на зарплату жить будет?" - "Будет. Он же не прикидывается. Он действительно такой. Это же он как-то сказал: "Давайте напишем, пусть этого продавца заменят другим, иначе будет".
Честное слово, душой возле него отдыхаешь. Hамотаешься где-нибудь, налаешься, наобещает тебе кто-то золотые горы, а сам вообще не явился приходишь к нему: "Расскажи, как ты себе представляешь... Вот, вообще... Как бы ты хотел?.. А какие должны быть отношения?"
Он говорит, а ты сидишь, думаешь о чем-то. Как на берегу моря... Мы его очень бережем. Говорят, где-то девочка появилась под архонгульском. Такая же. Если их познакомить, окружить плотно, накрыть чем-нибудь сверху, интересная порода людей может пойти.

Пример авторского чтения:

Даже Великий Аркадий Райкин, у которого Жванецкий был автором, не мог так донести знаменитый "одесский юмор" как Михаил Михайлович, который сейчас олицетворяет его своим именем.

Вернёмся к названию поста "Читать нельзя прослушивать".

Это первая точка соприкосновения между Жванецким и Бродским, точка, после которой параллельные линии наконец-то пересекаются и продолжаются в разных плоскостях. Я имею ввиду непосредственное умение читать свои собственные произведения Жванецким и абсолютное отсутствие этого таланта у Бродского.

И для сравнения: Бродский в исполнении Вадима Демчога(голос того самого Mr. Freeman):

Псссс, вот ты, паренёк! Вот представь себе, гуляешь такой с девочкой, ведешь себя как крутой пацан (нагло и вызывающе), и она вдруг: "А ты мне нравишься, но твои мотивы слишком пошлы", а ты говоришь ей в ответ:

...сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться - "бюст" зачеркиваю - уст!"

и дело в шляпе, в конце концов

Blog post image

Второе родственное свойство двух современников - непереводимость. Это еще один показатель индивидуальности этих писателей. Эксклюзивность - показатель творческого гения.

Одесса и Санкт-Петербург - два приморских города, которые всегда отличались своими знаменитыми творческими выходцами; одесситы гордятся Жванецким, ленинградцы рады считаться ленинградцами из-за Бродского.

Жванецкий и Бродский появились из ниоткуда и заставили считаться с собой литературный мир. Своим творчеством они внесли в него изменения, которые до сих пор являют собой "настоящее" современной литературы.

Неведомый прежде по энергетической плотности смыслов, залегающей не только в тексте, но и лакунах, в умолчаниях, в мгновенных парадоксальных сшибках. Неведомый прежде по уровню откровенности, доверия к читателю, и, может быть, торопливая скороговорка Жванецкого - вовсе не особенность личной манеры, а лишь средство, способ заставить слушателя мыслить интенсивнее, еще интенсивнее, выводя зал на некоторый доселе ему неизвестный уровень мышления, вынуждая его наращивать и скорость, и мощность восприятия. Делая зал интеллигентнее.

Михаил Жванецкий - писатель-модернист в том смысле, в каком модернистами были Бунин и Булгаков, не только пишущий о своем времени, но и несущий его в самой стилистике.

Иосиф Бродский - несомненно, реформатор русской поэтики, И так же, как и в случае Жванецкого следует раньше всего говорить о чудовищной энергетической плотности. В стихах Бродского возникают такие смысловые напряжения, при которых рифмические и ритмические структуры как бы утрачивают свое прошлое значение, сдаваясь упругой, почти физически ощутимой ткани стиха, где накат смыслов удерживает форму не столько сохранностью оболочек, сколько самим полем тяготения, открывая путь к естественному рождению русского верлибра. Русского - свободного от ленивой и скучной медитативности, насыщенного энергией, исполненного значения и звучания. После Бродского верлибр, не выходивший прежде из экспериментальных рамок, стал возможен в русском стихосложении.

Чтение Бродского - напряженная работа неленивых душой, по мере погружения в энергетические поля становящаяся все более трудной и все более радостной. Это возврат к столь необходимому чтению стихов глазами - не слушанию, не приятию чужой интерпретации, а рождению собственной...

© Юрий Михайлик

Михаил Михайлович затрагивает в монологах острополитические проблемы общества, прекрасно пользуясь созданным им собственноручно инструментом воздействия.

...государство беспокоится, как бы вы тут жить лучше не стали...

Его знаменитая программа "Дежурный по стране" была тому ярким доказательством.

На дверях КГБ: «Прием граждан круглосуточно».

– А выдача когда?

А знаменитая фраза

Что может быть выше этой чести - быть понятым еще при жизни?!

делает счастливыми Бродского (обладателя Нобелевской премии) и Жванецкого (именем которого называются улицы в Одессе и деревеньки).

Как говорится нет города в котором нет улицы Ленина, также это будет актуально про Жванецкого и Одессу.

Святые заповеди гласят:

Blog post image

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.
Только в уборную -- и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Это один из самых знаменитых стихов Иосифа Александровича, который оголяюще показывает стиль и настроение его произведений. Действующее лицо не герой-любовник, не вечно страдающая душа, а обычный человек, в меру образованный, очень тонко чувствующий, но не до крайности. А кому не хватает любовных волнений, то пожалуйста, конечно не так по-эстетски мило как у Есенина, но тем не менее красиво

Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
"Смерть придет, у нее
будут твои глаза".

Blog post image

Возвращаясь к юмору Жванецкого:

В Одессе: "По чём помидоры?" - спрашивают на Привозе. "Прошу шесть, отдам за пять". - "Ну тогда куплю за четыре, держи три"

Blog post image

___________________________________________________________________

Воспользуйтесь моим советом: Читайте Бродского, и Слушайте Жванецкого для более полного понимания их мыслей. Обязательно восполните пробел, если он имеет место быть в виде отсутствия знакомства с одним из этих гениев. Их творчество - это планка, поставленная коллегам по цеху и выводящая читателя на качественно новый уровень восприятия сатиры и поэзии. К сожалению, очень тяжело собрать в единую картину все чувства и размышления об этих двух великих людях, так как это должно быть целостное эссе, а не мои почти молекулярные попытки упрощения. Очень интересно узнать ваши любимые отрывки из произведений Жванецкого и Бродского, друзья.

Следите за обзорами литературы постиндустриального человечества! Спасибо за внимание!

Кстати, Михаил Жванецкий всегда улыбается.

Blog post image

А Иосиф Бродский души не чает в котиках.

Blog post image

P.S. Еще немного цитат(куда же без них):

--- Красивая женщина лучше своей внешности. И глубже своего содержания.

Ночь; дожив до седин, ужинаешь один,
сам себе быдло, сам себе господин.

--- Все борются с плесенью, хотя надо бороться с сыростью.

Там пышная сирень бушует в палисаде.
Пивная целый день лежит в глухой осаде.
Там тот, кто впереди, похож на тех, кто сзади.

--- Культурный уровень понизился до здравого смысла!

И не могу сказать, что не могу
жить без тебя — поскольку я живу.

2
1521
0