Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
23:33, 01 июля 2014

Булат Аюханов о становлении балетной школы в Казахстане

Снова раскопала в своих бездонных архивах. Эта запись датируется в моих кладовых 2004 годом. А, может, она и раньше была написана - интервью с мэтром для какой-то газеты. Не самый выдающийся из моих материалов, просто под впечатлением прошедших в Астане гастролей балета Аюханова решила поделиться, даже с заголовком намеренно ничего мудрить не стала. Думаю, не будет лишним напомнить о том, как зарождался казахстанский балет. Простите, фото мало, т.к. в своих архивах не сохранилось. Да и то взято из интернета.

Blog post image

Как ни парадоксально, становление и рост казахстанского балета пришлись именно на военные и послевоенные годы. Гордость страны, сливки общества того времени – Московский и Ленинградский бомонд –стремительно «перетекли» в Алма-Ату на волне эвакуации. И здесь заварился совершенно необычный культурно-просветительский «компот», вскормивший целое поколение талантливых художников, литераторов, режиссеров музыкантов и танцоров. В этом самом компоте «варились» и будущие звезды казахского балета.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло. Как бы дико это ни звучало! Казахстанский балет расцвел во многом благодаря эвакуации и репрессиям!» - сказала одна такая звезда, которая в представлении давно уже не нуждается. Директор Государственного Академического Театра танца РК и профессор искусствоведения Булат Аюханов шутит, что его слава давно обогнала его самого. Но еще неизвестно, стал бы мэтр отечественного балета таким успешным и знаменитым, если бы не попал в хореографическое училище, где впоследствии стал воспитанником знаменитого педагога Александра Селезнева. Сам Булат Аюханов признается, что запросто пропал бы на улице, как и многие его сверстники, если бы не училище и та удивительная творческая атмосфера, витавшая над городом во время войны…

Алма-Ата жила спокойнее, чем многие другие советские города. Но не намного легче. Здесь было голодно и холодно, то и дело возникали перебои с электричеством и продуктами первой необходимости. Столица республики была тихой и провинциальной – всего 350 тысяч жителей и две асфальтированные улицы: та, которая сегодня называется проспектом Абылай-хана и вторая - от парка Горького до улицы Масанчи – бывшая Дунганская, нынче Гоголя. По ней был пущен первый троллейбус. За главным арыком простирались кукурузные поля. Улицы Мечникова и Мичурина казались глухой окраиной. А школы подразделялись на мужские и женские – их объединение произошло после 1955 года. Подростки шатались по улицам в поисках сомнительных приключений. Разгула преступности не наблюдалось, но бездельников и шалопаев было предостаточно. Развлечений у подростков не было – интернет и телевидение еще не изобрели, а радиоприемники были далеко не во всех домах.

Blog post image

- Этих подростков и детей-сирот Александр Селезнев собирал по всей республике, - рассказывает Булат Аюханов. – До 1941 года хореографическое училище обитало на улице Сибирской в убогом и холодном помещении. В 1935 году его основал балетмейстер Александров, который позднее был репрессирован. И тогда училище возглавил Селезнев. Он терпел прогулы и побеги своих питомцев, вытаскивал их из хулиганских компаний, словом, спасал, как мог. Известен случай, когда одна из его способных учениц надолго исчезла из школы. Время было голодное, и она решила махнуть рукой на учебу, отправилась торговать мантами на рынке. Селезнев нашел ее за этим занятием, схватил кастрюлю и вывалил все содержимое на землю. А ученицу силой уволок в школу! Потом, конечно, она была ему очень благодарна, поскольку стала прекрасной танцовщицей…

Blog post image

Селезнев настойчиво искал «национальные кадры». Это было непросто – отношение к балету в национальной среде было несколько неоднозначным – откровенность одеяний и поз (высоко поднятая нога, например) расценивались, как нечто неприличное. Понимание того, что балет – это высокое и прекрасное искусство пришло значительно позже. Стараниями того же Александра Селезнева, Галины Улановой и многих других великих танцоров, режиссеров, музыкантов, живших в Алма-Ате в годы войны и репрессий.

- Они-то и открыли здесь зрительскую культуру, - говорит Булат Аюханов. - Народился пласт уважительного отношения к искусству. У нас ведь была глубинка, театр едва открылся в 1935 году – там, где сегодня находится Филармония. Мы были воспитаны на лучших образцах русской литературы и музыки. Балет – европейская культура – с тех пор основательно прописался в Казахстане. Театр был набит битком – 1800 мест, и все они заняты! На подступах к театру стояла даже конная полиция! Билет стоил 1 рубль 80 копеек (5 копеек стоил пончик). В театре даже продавалось мороженое в стаканчиках! И это тоже было событием! Практически нигде невозможно было купить мороженое, а в театре оно было. Здесь выступали великолепные дирижеры Столяров и Шеффер, знаменитый тенор Курганов, у которого учился Ермек Серкебаев, пел в нашем оперном театре! Уланова здесь не только танцевала – она еще и преподавала. Она перенесла здесь тиф, о состоянии ее здоровья ежедневно телеграфировали самому вождю. Она вела уроки и танцевала «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». В то время мы не ходили друг к другу в гости – все жили очень бедно и голодно. Богатым считался банкет, на котором присутствовали отварная картошка с селедкой, винегрет и бутылка кагора. Нательного белья мы не носили – его попросту не было. Обувь давали по талонам и только тем, у кого не было троек. Мы не знали что такое гречка и рис, вместо сахара был сахарин, да еще американцы снабжали нас яичным порошком… Но при этом говорить о том, что ты голодаешь, считалось неприличным. И люди ходили в театр, они приходили общаться!..

Поход в театр был настоящим праздником!  Зрители наряжались, как могли. В ход шли потрепанные лисы из бабушкиных сундуков, изъеденные молью, но бережно хранимые ридикюли довоенного происхождения и лакированные туфли. Театр был одним из немногих развлечений в трудные времена. Он помогал людям выживать, забывать о голоде и постоянной надобности сводить концы с концами. Об очередях за хлебом, когда на ладони необходимо было рисовать химическим карандашом свой порядковый номер и (не дай Бог!) выпасть из этой очереди. О том, что потеря продовольственной карточки означала неминуемую гибель (многие так и сводили счеты с жизнью, оставшись без возможности прокормить себя и свою семью). А для будущих звезд балета – учеников Александра Селезнева спасением была еще и учеба. Постоянный труд до полного изнеможения.

- Своего учителя мы звали дядя Саша, - вспоминает Булат Аюханов. –Кому-то Селезнев  практически заменил отца – многие дети во время войны и репрессий потеряли своих родителей. Своих детей у него никогда не было, и вся его жизнь была посвящена нам. Он заботился о нас и лично проверял в столовой, чтобы нас хорошо кормили. Он мог быть строгим, но самое обидное, что мы слышали от него – это картавое «Ду’гак!». Сам он жил не богаче и не сытнее, чем многие его воспитанники. Долгое время он обитал в маленькой каморке медпункта при училище. Куда мы регулярно наведывались слушать рассказы про Мариинку и Большой театр, где наш учитель работал в тридцатые годы. После войны Селезнев отправлял своих учеников в Ленинградское хореографическое училище к Агриппине Вагановой. Вернувшись сюда, они  продолжили дело Селезнева…

В 1951 году в Москве на Всесоюзном смотре хореографических училищ воспитанники Селезнева выступили блестяще, благодаря чему Алма-атинское училище заняло третье место после Москвы и Ленинграда! Имена многих выпускников училища теперь известны далеко за пределами Казахстана. Лейла Альпиева – гордость отечественного балета, Ержан Кауков – сегодня работает в Москве, Нурлан Каметов – в Казани, Достан Чиныбаев – в Германии, а Мария Эйхвальд вошла в десятку лучших балерин мира. И это далеко не полный список учеников, вышедших из стен Алматинского хореографического училища и вошедших в историю мирового балета…

 

источники фото:

http://about.kz/public_events/830-yubileynyy-vecher-baleta-bulata-ayuhanova

http://plie.ru/i/informer/seleznev.jpg

http://shymkent.otyrar.kz/nash-gorod-posetit-vsemirno-izvestnyjj-baletmejjster/

 
1
2629
2