Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
10
05:13, 25 июня 2014

Борис Виан - французский гений эпохи джаза

Blog post image

Борис Виан был музыкантом, певцом, поэтом, актёром, художником и скульптором. Как однажды он выразился «Человек всегда под личиной, так что чем больше ты рядишься, тем менее ряженым становишься» и старался этому выражению соответствовать, однако мир будет помнить его как писателя, бросившего вызов своему времени. Своими романами он выказывал протест и одновременно смеялся над современниками, утонувшими в морализаторстве, но зачастую не соответствуя ему. Француз был мастером, как это принято называть, интеллектуального китча - его романы ни о чём и обо всём сразу, в них царствует абсурд, под личиной которого скрыты мысли и переживания автора. Несмотря на то, что Борис Виан ни раз говорил о том, что публикуется ради денег, его произведения можно смело причислять к искусству, порой непонятому, порой упущенному, но столь поразительному, что стоит дать ему шанс и вернуться после него в реальность уже не видится возможным.

  • «Сколопендр и планктон» (1946)

Blog post image

В своём первом законченном романе уже с предисловия чувствуется авторский почерк. В этом самом предисловии Виан сразу намекает, что его произведение далеко от реальности в том смысле, что эти события имели место быть на самом деле ("А разве про романы Золя такое скажешь?"). Разумеется, это уловка. Безусловно происходящее в произведении носит более чем фантастический оттенок, но как водится у писателя, это лишь оболочка.

«Сколопендр и планктон» написан в трудное для Европы послевоенное время, когда люди по-разному приходили в себя, кто-то окунаясь в рутинную работу, кто-то наоборот превратив свою жизнь в одну сплошную вечеринку. Оба вида людской реакции нашли своё отражение в романе. И богема, и офисный планктон не близки Виану-писателю, а посему и то, и другое подверглось достаточно злой иронии, пусть и скрытой под маской лихого абсурдизма.

Роман отдаёт "первым произведением" автора, то есть в нём нет чёткого баланса между юмором и трагизмом, а контрастные переходы от одного к другом излишне ярко выражены, что говорит о том, что фирменный почерк ещё только-только начинал формироваться.

Тем не менее самому автору персонажи романа оказались близки в последствии он к ним ещё вернулся.

  • «Пена дней» (1946)

Blog post image

Романтик Колен встречает прекрасную Хлою, с которой он моментально решает связать свою жизнь. Их взаимное счастье омрачает внезапное событие, после которого всё идёт буквально под откос.

Представьте себе какую-нибудь сюрреалистическую картину, скажем, Дали, а затем представьте, что вы оказались по ту сторону этой картины - именно такое ощущение не покидает по ходу чтения. Борис Виан в своей работе «Пена дней» дал волю недюжинному воображению: здесь квартира меняется в соответствии с царящей в ней атмосферой, мыши умеют разговаривать, а пианино делать коктейли ("пианоктейль"), при помощи умелых рук, разумеется.

Первое впечатление от книги создает именно эта сюрреалистичность, а также юмор, который автор умело и весьма уместно употребляет.

— Бездельнику именно и нужно дать отсутствие работы.

— Правильно, — сказал заместитель. — Так вы хотите заменить директора?

Юмор Виана часто построен на словесных каламбурах, что иногда вызывает неподдельное изумление, ведь это настоящее мастерство и великий труд.

«Служитель в белом свитере открыл ему кабину и сунул в карман чаевые, но по всему было видно, что он лжец, что чая он не пьёт, что для него это не невинные чаевые, а винные или даже коньячные»

Полностью погружаясь в атмосферу произведения, начинаешь замечать, что воздушность и легкая ирония первой половины книги сменяется гнетущей манерой повествования во второй, в том смысле, что не остается место для позитива именно в самой истории.

«Меня интересует не счастье для всех людей, а счастье для каждого»

«Пена дней» - это, во-первых, история любви мужчины к женщине, мужчины, готового пойти на всё, ради спасения своей возлюбленной, наступая на горло собственным принципам. Отношения главного героя Колена со своей женой Хлоей прописаны так нежно и трогательно, будто сам автор пережил подобные чувства, эти минуты трепетного счастья, ради которых стоит жить.

«Он так любил ее в эту минуту, что готов был убить себя за неосторожно вырвавшиеся у него слова»


«Они стояли рядом, молча греясь на солнышке, и сердцах у обоих стучали в ритме буги-вуги»

Помимо основной любовной линии нашлось место линиям побочным, где досталось различным философским (и не только) движениям, таким как уже упомянутый сюрреализм, а еще больше досталось экзистенциализму и Жан-Полю Сартру в частности.

«Пена дней» - книга очень специфическая и далеко не каждому придется по душе, кто-то назовет ее сумасшедшей сказкой, кто-то философской драмой, кто-то романтичной и трогательной историей любви, так или иначе прочитать ее стоит, чтобы составить собственное мнение.

  • «Я приду плюнуть на ваши могилы» (1946)

Blog post image

Мулат, с присущими белому человеку внешними данными, но в душе причисляющий себя к чернокожим, после убийства брата (за отношения с белой женщиной) переезжает в тихий городок, где его никто не знает и воспринимает соответствующим его данным образом. Однако, в самом Ли Андерсоне затаилась недюжинная ненависть ко всем европеоидам и ненависть эта обязательно выльется в ужасающие события.

«Я приду плюнуть на ваши могилы» - первое произведение Бориса Виана под псевдонимом Вернон Салливан (имя в честь музыканта из ансамбля Клода Абади, фамилия в память о знаменитом джазовом пианисте Джо Салливане). Причина создания сего псевдонима довольно любопытна. Один из друзей французского писателя решил открыть собственное издательство. У него уже даже было название: «Скорпион», не хватало только бестселлера. Франция и Париж, в частности, в то время жаждала американских романов «черной серии» (в духе Генри Миллера или Уильяма Фолкнера), и издатель решил обратиться к Борису Виану, который был знатоком американской литературы той эпохи. После их разговора судьба еще не существующего издательства была решена: Виан сам решает написать американский роман, да такой, какого никто и никогда прежде не читал.

«В этой стране легко быть смелым; стоит лишь сказать то, что все могут видеть, если возьмут на себя труд посмотреть»

Что сделал Виан-Салливан в своей работе? Провокацию, да такую, что шуму поднялось на всю страну. Общественность моментально отреагировала на книгу, а как иначе, ведь в ней описаны сексуальные отношения не только межрасового характера, но и с оттенком педофилии. Напомню, что на дворе стоял 1946 год, далёкий от той степени свободного мышления, которая присуща сегодняшнему дню. Результатом провокации стало обвинение организацией под названием «Картель социального и морального действия» автора романа в нанесении ущерба общественной нравственности и нарушении закона о семье и браке. Подобная скандальная слава пошла на пользу молодому издательству, а сама книга была распродана тиражом в 100 с лишним тысяч экземпляров, тем самым превзойдя суммарный тираж остальных произведений Виана.

Примечательно в этом романе то, что он кардинально отличается от творчества Бориса Виана, и на самом деле чрезвычайно напоминает «американщину». Проявляется это в языке написания, не пестрящим витиеватыми словесными оборотами, чем богата «виановская проза», а дающим чёткое понимание происходящего. Не обошлось и без крепкого словца, которое позволяет воспринимать действо, как живое, а не бутафорское. Также, отличительной от остального творчества автора, особенностью является концентрация на одном вопросе, так если другие романы обязательно обладали побочными сюжетными ответвлениями, то здесь фундаментальной темой выступила «месть», которая просачивается с первых страниц произведения и которая приводит к очевидному, но оттого не менее резкому финалу.

«Делая добро, в ответ получишь добро; но ведь если так бывает – это просто случай. Важнее – отомстить, и отомстить самым изощрённым способом»

  • «Мёртвые все одного цвета» (встречается под названиями "Все мёртвые одинакового цвета", "У всех мёртвых одинаковая кожа", 1947)
Blog post image
Дэн Паркер (имя герой получил в честь главы выше упоминавшегося картеля, своеобразная месть Виана) - типичный громила-вышибала в баре, легкомысленный и прямолинейный. Загвоздка в том, что его предки были чёрными, а сам он ничем не отличался от белых людей. Всё бы ничего, он чувствует себя как белый, живёт среди белых, у него белая жена и белые дети, но привычный порядок вещей рушится, когда на его пороге появляется его родной темнокожий брат
Девка и драка, вот это-то и есть жизнь...С чего это я взял, что бывает иначе?
Словно продолжая тему, поднятую в «Я приду плюнуть на ваши могилы», Виан вновь обратился к теме расизма. Опять автор обратил своё повествование в череду жестоких событий, окаймлённых морем алкоголя и беспорядочного секса. Снова краеугольной темой становится кровожадная и беспощадная месть, жертвы на пути которой просто неизбежны. Однако взгляд на проблему ненависти белого негра к людям на сей раз представлен под другим углом, ведь на сей раз герой испытывает отвращение именно к чернокожим.
Развязка у произведения получилась куда более неожиданной, нежели у предшественника, да такой привлекательной, что к ней в последствии обращались такие писатели, как Чак Паланик и Амели Нотомб.
Этот роман был написан вскоре после шума, наделанного первым романом Вернона Салливана. Виан продолжал открещиваться от авторства, утверждая, что он лишь перевёл труды американца на французский язык. Долго эту легенду, как выяснилось позже, поддерживать не удалось и лавина критики со стороны французского общества обрушилась на Виана с новой силой. Реакция писателя не заставила себя долго ждать и вылилась в следующем труде француза.
  • «Осень в Пекине» (1947)
Blog post image

Роман начинается с рядового, казалось бы, события - герой по имени Амадис Дюдю пытается сесть на автобус, но по началу ему это не удаётся, а после он садится не в тот автобус, который привозит его в некую Экзопотамию. Там же оказываются и другие герои произведения, каждый из которых призван выполнять там определенную роль от инженеров до строителей. В чём же заключается смысл пребывания всех этих людей в огромной пустыне, столь явно отображающей слово "жизнь"?

Начиная с названия романа, смысл которого далеко не лежит на поверхности (в романе нет ни осени, ни Пекина), и заканчивая пространными персонажами, этот роман является одним из фирменных в копилке писателя, тем по которому большинство не знакомых с его творчеством людей строят своё мнение об авторе, хотя в своё время этот роман прошёл незаметно, что было прогнозируемо на фоне шумихи вокруг Вернона Салливана.

Для самого же Виана это произведение стало многогранной историей, включающей в себя любовный треугольник, столь часто встречающийся, как в жизни, так и на страницах популярных книг, мир, в котором мы обитаем и строим его в соответствии со своими представлениями, а также он не явно, но достаточно заметно прошёлся по своим конкурентам, спародировал людей, критиковавших его и не признававших его талант, которых он изобразил в обличии стада, члены которого вряд ли имеют доводы для собственного мнения. Не забыл Виан и про горячо любимую религию, вспоминая финалы древнегреческих пьес и определённые моменты из Библии.

Простите мне резкие выражения, они куда низменнее, чем мысли, их вызвавшие.

В «Осени в Пекине» Виан поразмышлял над силой выбора, к чему он ведёт, какие мысли при этом могут возникать и как жить с последствиями этого самого выбора. Кроме того, француз вновь невольно отразил своё отношение к бюрократизму, как к механизму, поглощающему индивидуальность, не теряя при этом мощи, и даже смерть тому не помеха. Кстати, смерть - непременный атрибут практически всех романов писателя и здесь играет немаловажную роль, хотя практически каждая смерть подана буднично и безо всяких красок, как то бывает в жизни каждого из нас.

Безусловно, трактовок и смыслов в произведении очень много, какие-то из них более явные, какие-то могут напомнить вам о чём-то личном, и выделять что-то главное здесь не имеет смысла, ведь любой путь состоит из тысячи мелких деталей, которые делают его уникальным и неповторимым. Последняя фраза книги говорит примерно о том же:

Ибо из всего сказанного можно сделать какой угодно вывод.

  • «Уничтожим всех уродов» (1948) и «Женщинам не понять» (1950)

Blog post image

Несмотря на разоблачение, Виан продолжил публиковать романы под псевдонимом Вернон Салливан. Ещё два произведения вышло из-под пера "американского" автора, оба из которых получились первоклассными пародиями.

В «Уничтожим всех уродов» главный герой - первый красавец "на деревне", обладая природной красотой, которая так и манит женщин, он при этом сохраняет целомудрие и решает, что до определенного возраста не познает представительниц прекрасного пола. С другой стороны действует гениальный учёный, решивший, что вокруг живёт слишком много некрасивых людей, в связи с чем он приобретает остров, на котором проводит эксперименты по выводу идеальных красавцев и красоток. Что же произойдёт, когда их дороги пересекутся?

В романе «Женщинам не понять» богатую девушку принуждают к выгодному браку, соблазняя её наркотиками и яркой жизнью, однако её близкий друг решает во что бы то ни стало не дать этому свершиться. После чего начинается настоящее приключение с погонями, драками, трансвеститскими замашками, наркотическими угарами и разнообразным сексом.

В обоих произведениях чувствуется неприкрытая ирония над популярными в то время детективными романами, набитыми клише и вторящими другу другу, словно певцы в хоре. В них обязательно есть герой, рубаха-парень, который выходит победителем из любых передряг, есть красотки, из которых и есть весь сыр-бор и так далее по списку. Все эти элементы есть и у Виана-Салливана только в дико утрированной форме, вызывающей если не смех, то как минимум одобрительные ухмылки.

  • «Красная трава» (1950)

Blog post image

Инженер Вольф вместе со своим напарником Ляписом придумал и уже готов запустить машину по стиранию воспоминаний, осталось только несколько штрихов и тестирование оной, в первую очередь, на себе, но прежде, чем стереть фрагменты прошлого ему предстоит их вспомнить во всех деталях.

В свойственной себе манере Борис Виан не делает особого упора на сюжетную линию, оставляя прямолинейное развитие повествования лишь как данность. В то же время он не забывает дарить своим читателям привычный сюрреализм с мрачным уклоном. Здесь нет буйства разношёрстных фантастических деталей, как то было в «Пене дней», но ряд диковинных вещиц в рукаве автора всё же припасен.

Любопытно в романе описан механизм самого стирания памяти, в котором этапы жизни героя поделены на базисные элементы: отношение к учёбе, отношение к религии, отношение к любви. Каждый из этапов предстаёт в виде интервью, в ходе которого персонаж делится сокровенными мыслями по поводу того, что думает, что он испытал к данному моменту. В этих диалогах отчасти отражена жизненная позиция самого Виана, осмеивающего религиозную деятельность, плюющего на устоявшиеся условности и раздражённого однотипностью общественного существования.

«Лучше научиться правильно заниматься любовью, чем просиживать штаны за книгой по истории»

«Красная трава» подчёркивает мысль о том, что умному человеку живётся сложнее, однако не зацикливается на этом, давая также повод для размышления об отношениях между мужчинами и женщинами, где довольно интересной получилась своеобразная гипотеза о принципиальной неважности мужчин для представительниц прекрасного пола. Об этом же говорит и типично «виановский» конец романа, печальный, быть может, даже трагичный, но вполне закономерный.

«Мужчина утешается в одиночку… Он лгал естественно и искренне. Мужчина утешается точно так же, как и женщина»

Уже в этой книге, первоначально называвшейся «Лопнувшее небо», заметно увлечение француза психоанализом, как способом объяснить поведение человека через призму подавленной сексуальности. Впоследствии Виан ещё не раз обратится к этой теме в своих произведениях.

«Когда больше нет никаких желаний, тогда и становишься маразматиком»

Отчаяние с нотками надежды, женская эмансипация, торжество разума над социумом – что именно хотел сказать Борис Виан этим произведением каждый из читателей решит для себя сам.

  • «Сердцедёр» (1953)

Blog post image

Жакмор, молодой психиатр, идя по дороге, натыкается на дом, в котором некая Клементина рожает тройняшек, вернее двойняшек и один отдельно. Он решается помочь женщине, врач как-никак, и её служанке Белянке. Далее он узнаёт, что у Клементины есть супруг Ангель, который не лишён ума, но вот что-то противопоставить властной жене он не в силах. Супружеская пара предлагает Жакмору пожить у них, на что он с радостью соглашается, ведь целью его пребывания в этой местности является стремление найти субъекты для психоанализа, так как он считает, что сам является пустым сосудом, который необходимо заполнить.

«У психиатра должна быть нечистая совесть»

В следствии психиатр знакомиться с деревней, полной болезненно странных «аттракционов», как например «ярмарка стариков», где пожилых людей распродают как рабов, или же обязательная оплеуха молодым подмастерьям, без чего местные жители просто не представляют своё существование.

По началу, да и пожалуй в последствии, происходящее напоминает «Замок» Кафки, где разумный персонаж попадает в переплетение загадочных, если не сказать безумных событий, к которым ввиду обстоятельств он вынужден адаптироваться. Здесь, Жакмор спустя некоторое время вовсе теряет связь с внешним миром, о чём даже свидетельствуют даты его записей, которые превращаются из привычных нам октябрей-декабрей в некие апрусты-июбри.

«Свобода – это полное отсутствие каких бы то ни было желаний, и абсолютно свободным может считаться только тот, кто не имеет никаких желаний»

Роман получился скомканным, но оттого не менее замечательным. Скомканность вызвана разбросом приоритетов среди того, что автор хотел высказать. В первой половине книги мы наблюдаем за образом толпы, за всеми сюрреалистическими замашками, которые призваны завуалировать насмешки и издевки Виана, которые он позволял себе на протяжении всей писательской карьеры. Здесь религия – это дурацкие показные спектакли, где кюре избивает ризничего, изображающего дьявола; сексуальность у Виана занимает важную роль в жизни замкнутого общества, она обуславливает и оправдывает поведение многих персонажей от главного героя до кузнеца, совокупляющегося с механической куклой. Затронул французский писатель и другие острые социальные темы, будь то отношение к старикам и детям, а также нарастающее в обществе отсутствие стыда, при котором человек, неравнодушный ко всему происходящему вынужден в буквальном смысле поедать гниль этого самого социума.

«Бог – это наслаждение бесполезным»

Несмотря на всё это, на самом деле сакральная мысль романа «Сердцедёр» заключается в отношении родителей и детей. Недаром, книга начинается и заканчивается судьбой тройняшек. Виан в этом моменте описал собственные впечатления от детства, где мать чрезвычайно опекала его, что он ставил ей в упрёк, но что ценно, автор не оставляет однозначный ответ, хорошо это или плохо, ведь каждый человек сам определяет свои ценности и вопрос избытка любви или её отсутствие не исключение.

«Наверное, так чудесно сидеть вот так вот, всем вместе, и чтобы кто-нибудь лелеял тебя в маленькой клетке, полной тепла и любви»

Отличный видеролик, посвящённый роману:

 

  • «Катавасия в Анденнах» (1966)

Blog post image

Фактически это один из первых романов Бориса Виана, написанный им примерно в 1942-1943 году, однако он был опубликован лишь в 1966 году, уже 7 лет спустя после смерти писателя.

По стилистике это произведение напоминает «Сколопендр и планктон» и роднит их не только присутствие одних персонажей, но и определенный сумбур в повествовании. Интересным представляется тот факт, что большинство романов Виана являют собой некие размышления, определенную философию, какие-то мысли писателя о жизни и людях, а данное произведение представляет собой чистое приключение. Да, здесь тоже присутствуют абсурдные вещи и вымышленные забавы, но акцент тут исключительно на сюжетной линии и событиях, которые происходят с героями, находящимися в поисках некоего значимого артефакта, на пути к которому открывается ни одна тайна.

Blog post image

Как и многие другие гении Борис Виан прожил короткую (39 лет), но очень яркую жизнь, за которую успел написать ряд прекрасных романов, спеть сотни песен и быть одним из видных деятелей эпохи джаза, который он любил больше всей жизни.

P.S. несколько песен Виана:


Прослушать или скачать Boris Vian Je suis snob бесплатно на Простоплеер


Прослушать или скачать On Nest Pas Là Pour Se Faire бесплатно на Простоплеер


Прослушать или скачать Boris Vian A La Pêche des Coeurs бесплатно на Простоплеер

10
1463
9