Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
6
07:30, 01 мая 2014

Випассана, как много в этом слове: начало, Монголия

Когда я впервые (в этой жизни) услышала слово "випассана" и спросила его значение, мне предложили пройти на сайт и посмотреть. Поэтому и пишу сегодня эту исповедь для облегчения жизни других.

Видеть вещи такими, какие они есть. Вот так, оказывается, переводится название этой древней индийской техники медитации. Кто-то спросит, а разве мы не видим все как есть? Дадим им еще немного времени. Тем же, кто хоть на долю секунды допускает иллюзорность нашего повседневного взгляда на вещи, welcome.

Для начала, где начало? Истоки техники восходят к Будде Шакьямуни, который учил этой медитации как монахов так и простых домовладельцев, женщин и мужчин (в те времена, около 2500 л.д.н.э., родиться женщиной считалось не таким уж и счастьем), верующих во что угодно или нет. Возродил и развил эту древнюю традицию Тхеравады, получив учения от бирманского учителя Саяджи У Ба Кхина, С.Н. Гоенка, который недавно покинул наш мир. Можно много прочитать на эту тему, но суть учения в том, чтобы узнать природу наших страданий и страдания эти прекратить, или же используя красивый буддистский словарь в 4 благородных истинах.

Blog post image

А этот знаменитый символ у одного из монастырей Бодхгаи олицетворяет первый поворот колеса дхармы Буддой Шакьямуни в Оленьем парке Сарнатха.

А теперь о главном: что делать тому, кто хочет на себе испытать вековую мудрость.

Мне было достаточно один раз услышать слово випассана, а дальше все случилось само собой. В один прекрасный летний день вдруг пришла мысль, нужно ехать на випассану, в один из следующих таких же прекрасных дней руки сами зарегистрировались на сайте, а когда был получен ответ сами собрали какие-то вещи в небольшой рюкзак, а ноги сами понесли на вокзал. Выбрала я почему-то центр в Монголии, почему трудно ответить. На бытовом уровне, потому что виза не нужна и потому что давно хотела заехать на Байкал. На более высоком, наверное, есть какая-то кармическая связь, но не буду пугать людей. Хотя, чего таить, карма и приводит на такие праздники жизни.

Почти что трехдневное путешествие в поезде по маршруту Астана - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор (или Улааанбааатар на монгольский лад) было познавательным.

Blog post image

Оказавшись в Иркутске, я сразу же отправилась на Байкал. К сожалению, у меня не было в запасе времени, чтобы посетить таинственный Ольхон, но прокатиться по историческому отрезку Великого Сибирского железного пути тоже впечатляюще.

И хотя туман решительно скрывал от глаз Байкал ...

Blog post image

... можно было полюбоваться на архитектуру царской России, живописные деревушки и любопытных туристов.

Blog post image

Blog post image

Повеселел Байкал только к моему отъезду. Но и на том спасибо, такое своеобразное благословение в Монголию.

Blog post image

И наконец, уставший, голодный (как вегетарианцу пришлось довольствоваться пирожками) но вдохновленный, я приехала в Улааанбааатар. И сразу на випассану. С моей способностью заблудиться в любом пространстве, спасли меня только очень милые местные жители. Монголы увидев меня диву давались, ну почему эта монголка по-монгольски не говорит. Может поэтому до места встречи нашей группы меня доставили почти под ручку. Там оказалось, что пунктуальность у монголов и казахов почти одинаковая, т.е. время у нас понятие растяжимое. Вот и добрались мы до загородного центра Dhamma Mahana к вечеру, как раз к чаю или цаю по-монгольски.

И как же все выглядело? А вот так с высоты.

Blog post imageBlog post image

И вот он наш зал для медитаций на последующие 10 дней.

Blog post image

Да, 10 дней - это срок, который обязуешься продержаться здесь, коль приехал. Конечно, все это добровольно и сбежать всегда можно. Но раз приехал за просветлением, куда бежать? Еще до приезда можно ознакомиться с правилами поведения и расписанием на время курса.

Самые запоминающиеся правила - это

1. на 10 дней отказаться от убийства и причинения вреда живым существам. А теперь, самое интересное: комарики тоже живые существа. Вы разве не знали? Ну и конечно, поедание живых существ тоже не приветствуется, хотя в Монголии - это звучит комично. Поэтому кухня на время курса - вегетарианская. Поверьте, в Монголии, земля которой слабо подходит для земледелия - это настоящий подвиг поваров. Низкий им поклон.

2. сохранять благородное молчание. Это не так уж и трудно, если постараться и если вы не прирожденный оратор.

3. ну и соблюдать разделение мужской и женской половины студентов. Так как центр в Монголии совсем небольшой, это правило соблюдалось символически.

И еще, пожалуй, ни в каком другом випассана-центре в мире учитель не живет в таком домике. Знакомо, не правда ли? Юрта, киіз үй, а у монголов просто гер.

Blog post image

И теперь о самом курсе. А вот об этом написать довольно сложно. И не потому что информация какая-то сверхсекретная, а просто потому что в ходе курса понимаешь, что переживания каждого человека очень индивидуальны. И только из наилучших побуждений, дабы не вбить вам в голову не ваши личные ощущения, не буду вдаваться в подробности процесса. Скажу только об особенностях техники и результатах.

С самых первых дней учителя твердят о несектантской природе дхармы (учений Будды/будды), о том, что не нужно во что-то уверовать, а просто посидеть и понаблюдать, что происходит здесь и сейчас. С одной стороны, это правда, что данная техника не предполагает распевания мантр, визуализации каких-либо объектов, напротив, фантазия побеждается реальностью. С другой же, обязательно принятие прибежища в Будде (не конкретной личности, но просветленном уме каждого из нас), дхарме (его учении) и сангхе (учениках) хотя бы на 10-дневный срок. Исходя из этого, назвать випассану несектантской можно, назвать ее небуддистской сложно. Но самое интересное, что данный философский спор совсем не нужен. Можно просто прийти, попробовать и продолжить или не продолжать эту технику медитации.

О результатах можно сказать одно: результат есть всегда после прохождения полного курса в течение 10 дней, результат как и переживания индивидуален, но он практически гарантирован. Возможно, я не лучший мастер аналогий, но все же приведу ту, что приходит на ум в данный момент. Представьте, что вы понесли грязную чашку в раковину и решили опробовать эффективное моющее средство. Результат зависит от вашего усердия, поток воды, схожий с помощью и благословением учителя поможет смыть остатки грязи, а вот чашка она останется как и прежде чашкой. Вы не обязаны поклоняться воде, губке и воде после этой процедуры, хотя воля ваша. Чашка останется чашкой, только более чистым сосудом, из которого приятно будет пить.

Всегда боюсь утомить читателя и потому делаю паузу.

Спасибо Митрию К. за душевные фотографии.

Читаем дальше Випассана: продолжение, Бодхгайя

 
6
1896
6