Еще в прошлом году в сети я набрел на фото мероприятия, которое привлекло мое внимание. На фотографиях были красивые предметы необычных форм и размеров, разнообразной формы лампочки в стиле хай-тек. Но самое главное - на этих снимках буквально чувствовалась теплая атмосфера мероприятия. Это были фотографии с фестиваля промышленного дизайна “Белая осень”. Я решил обязательно посетить его в этом году и в итоге не разочаровался.
Для начала, как некую предысторию события хотелось бы показать вам фотографии помещения, как оно выглядело до начала подготовки к выставке. Пустые бетонные стены, балки, строительная пыль, торчащие провода мусор и разруха. Далее вы сможете сравнить насколько оно преобразилось за несколько дней. (снимки любезно предоставлены организатором “Белой осени” Нурланом Турехановым)
Формат Design Weekend предполагает, что он будет проводится несколько дней. В этом году “Белая осень” длилась четыре дня. Я решил посетить первый день - открытие и последний, чтобы сравнить их. В первый день у дверей недостроенного жилого комплекса - места проведения фестиваля собралась большая толпа людей. В назначенное время все ни буквально ворвались в зал видимо сгорая от любопытства.
И что ж, тут было на что посмотреть. В огромном обшарпанном зале, с голыми бетонными стенами и неким чувством пустынности внутри. расположились десятки инсталляция. В затемненных помещениях ярко светили сотни белых лампочек.
В их холодном неоновом свете подделки дизайнеров и художников смотрелись как-то по-особенному. Лампы тут имели самые причудливые формы.
Некоторые из них выглядели вполне практично, их сразу можно было бы установить на рабочий стол.
Другие напротив имели фантастичный вид и было больше похожи на художественные инсталляции.
Словно фигуры из света каким-то чудом застывшие по воле их творца в самых причудливых формах.
В необычных конструкциях не сразу угадывались предметы повседневного быта - карандаши, штативы, столики, подставки, из которых они состояли.
Некоторые из них были по-настоящему красивы, другие просто загадочны.
Помимо ламп в инсталляциях часто встречалась тема книг. Можно было встретить самые неожиданные издания в изящных переплетах.
Было и совмещение книг и света - специальная подсветка для книг. Несмотря на ее увесистые размеры автор продавал свою работу, как вполне применимую в быту вещь.
В отсутствие эстетики фестиваль точно нельзя было обвинить. Несмотря на то, что работы для выставки делали разные художники и дизайнеры, все они в целом создавали некую общую картину и это был дворец белого света.
Кроме световых инсталляции можно было встретить и игру с преломлением предметов в воде.
Еще один популярный материал фестиваля - дерево. Фанерные изделия от стульев и столиков, до целых уголков и комнаток, созданных из фанеры.
Ну и довершающим штрихом всего этого великолепия стали зеркала. Зазеркалье - основная концепция фестиваля в этом году. Зеркала делили пространство, двоили его, умножали, визуально увеличивали.
Ты действительно словно попадал в сказочное зазеркалье, не зная, что встретишь за плоскостью стекла.
Конечно же вся эта эстетика привлекала зрителей. Первой их реакцией стало желание сфотографировать инсталляции и себя в этом необычном окружении.
Ну или посидеть на дизайнерских стульях из картона. Удивительно как эти хрупкие с виду предметы мебели выдерживали всех желающих.
На полах зала в разных местах были разбросаны привлекающие взгляды цитаты известных архитекторов.
Развлекательная часть мероприятия началась с небольшой речи одного из главных организаторов фестиваля - дизайнера и архитектора Нурлана Туреханова. Он открыл традиционный показ мод от бренда Mechanical Piano.
Главным дизайнером модного бренда является его супруга - Айгуль Куандыкова. Много о показе сказать не могу, ведь я практически не разбираюсь в моде. Но одежда на моделях смотрелась необычно. Строгая и свободная одновременно. Сдержанный стиль в то тоже время яркие детали, не дающие вещам выглядеть скучно.
Коллекция выглядела элегантной и какой-то интеллигентной. Думаю, у такой одежды смогут найтись поклонники и покупатели.
За музыку на фестивале отвечала группа Hapanasasa и диджеи: DJ Mahambetov и DJ Isenov. Завораживающая этно, джаз, фолк, электро-музыка группы словно уносила в другие миры. Сочетание домбры и электронных семплов вызывали у слушателей чувство неподдельной радости.
Вокал джазовой певицы Жанны Саттаровой, великолепно исполнившей самые классические джазовые и блюзовые ритмы всех времен, отлично дополнил общее впечатление от события.
В одном из углов помещения весь команда дизайнеров из Mechanical Piano мастерила хитрую машину Руба Голдберга - дико сложный механизм с многоступенчатым действием, разные детали которого взаимодействуют по принципу домино, собранный из предметов повседневного быта и при этом выполняющий простейшую функцию. Возможно вы видели такие в кино. Гостям выставки представилась возможность увидеть его в живую, но к сожалению, собрать машину полностью и довести ее до рабочего состояния художникам в первый день так и не удалось.
Эффектной концовкой открытия выставки стал выход на улицу. Пустая, открытая ночному небу площадка под еще не достроенным стеклянным куполом, в проемах которого видны краны. Не правда ли, интересная обстановка? Костры в бочках помогали зрителям не замерзнуть пока на площадке проходило эффектное фаер-шоу.
Фаерщики мастерски управлялись с огненными шестами и цепями удивляя зрителей. Их тела сливались в удивительном по красоте танце с огнем.
Пока зрители любовались на фаер-шоу на площадке уже готовился ужин - огромная туша теленка жаренная на вертеле. Думаю, для многих это был самый романтичный перекус в жизни - под звездным небом на строительной площадке недостроенного жилого комплекса.
Спустя два дня я вернулся в это царство света. В день окончания выставки часть экспонатов уже успели вынести. Тем не менее люди продолжали прибывать сюда. Многие пришли на выставку уже второй или даже третий раз.
Нурлан Туреханов, которого я встретил там, имел уставший вид. Не удивительно, ведь все последние дни он посвятил себе этому мероприятию. Присев отдохнуть он спокойно сказал, что сегодня в последний день выставку посетило около 300 человек.
И если посетителей открытия Белой осени еще можно было заподозрить в том, что интерес они имели не к искусству, а к туше теленка жарившейся на улице, то все, кто пришли в последние дни сделали это исключительно из интереса к самой экспозиции и современным тенденциям в дизайне.
В спокойной обстановке они прогуливались по пустым зеркальным помещениям, казавшимся особенно огромными без людей и фотографировались на фоне экспонатов.
В последний день наконец представилась возможность увидеть “легендарную” машину Руба Голдберга в действии. Удивительно, но в последний день выставке благодаря малому количеству людей и их единению в желании увидеть механическую машину в работе возникла там самая теплая атмосфера общения друг с другом и с искусством, которую я ждал все это время. В этом смысле последний день выставки мне понравился больше, чем яркая на события и зрелища презентация первого дня.
Ну и конечно же я мог не разместить видео работы чудо-машины. И даже два (какое вам больше понравится)
P.S Всем советую посетить эту выставку через год.