Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:01, 15 апреля 2014

Жарко

На днях в Интернете натолкнулась на статью, комментарии к которой просто «обожгли». И это притом, что многие были удалены, а те, что остались, тоже не назовешь учтивыми.

Не спорю – виртуальная паутина упрощает общение, делает более доступной информацию. Есть даже случаи, когда в критической ситуации на помощь попавшему в беду человеку тут же приходили форумчане. Но это явление не очень распространенно.

Деликатность, уважение к адресату, любовь не только к ближнему, но и к дальнему сейчас, пожалуй, можно встретить только в архивах. Особенно ярко эти чувства проявлялись в письмах с фронта, когда людям приходилось писать под бомбежками и обстрелами.

Почему же их внуки, сидящие у компьютеров в тепле и уюте, стали другими? Откуда у них ненависть, презрение к оппонентам и разнузданность в словах? Или анонимность, общепринятая в Интернете, отключает все тормоза?

Осатанелая злоба, переполняющая виртуальное пространство, страшна не только сама по себе, но и тем, что транслируется в реал. А многие из завсегдатаев сетей, оторвавшись ненадолго от дисп­лея, уже с трудом отличают один мир от другого. В итоге Интернет и уличная действительность сливаются в один мир агрессии. К счастью, не повсеместно.

Сейчас все чаще и чаще звучат высказывания об ограничениях в Интернете, но мне ближе те, кто считает такие меры бессмысленными. Распустившихся Интернет-дикарей не изменят никакие зап­реты. Было бы хорошо, если бы через общественное презрение можно было наказать владельцев ресурсов, сеющих зло, но это из области несбыточного.

Современная техника позволяет применять оригинальные социальные технологии. Но не фетишизируем ли мы их? В той же сети нередко можно наткнуться на дискуссии о возможностях новых методик в образовании, например, о массовых открытых онлайн-курсах. Предполагается, что они сумеют заменить старую, традиционную систему университетов, которая, по мнению адептов MOOC, уже изжила себя. «Интернет на самом высоком уровне связывает ресурсы обучения, студентов, преподавателей, обеспечивая их обоюдный контакт, – заключают они. – Наши предшественники могли предположить такое только в самых смелых фантазиях».

Однако большой минус этих «университетов» в том, что учитель только рассказывает, но никак не может проверить, как же его поняли ученики. Здесь нет ни учебников, ни заданий, ни экзаменов. Есть только показатель участия виртуальных слушателей. Другая проблема – потеря общественных навыков. Наши дети и так большую часть времени проводят в виртуальном мире. Если же отменить совместную работу на лекциях и семинарах, они вообще потеряют способность общаться.

Сторонники онлайн-образования обставляют его достаточно вескими доводами: снижается стоимость обучения, студенты получают возможность слушать хороших профессоров.

Что можно возразить? Не все, что дешево – хорошо. Кроме того, мало кто из преподавателей умеет говорить на камеру. Профессионалы знают, что «пробить» телеэкран, а тем более компьютерный монитор, вовсе непросто. В аудитории мы чувствуем эмоциональную связь с преподавателем. Непонятный человек с экрана малоинтересен.

А о том, что технологический прогресс будет идти рука об руку с прогрессом нравственным, остается только мечтать. Пока это величайшая иллюзия. И доказательство тому – самое распространенное достижение нашего времени – Интернет.

Валентина ФИРОНОВА,
tinarif@mail.ru

0