Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:56, 14 апреля 2014

В траве сидел кузнечик

…В соцсети родители увлеченно обсуждали «крик души» мамы второклассника, которому задали нарисовать мир глазами кузнечика. (Тема «всплывала» и года четыре назад, и совсем недавно.) Попутно выяснилось много любопытного, например, про орган стрекотания, пять глаз и плохо сфокусированное зрение, отчего создаваемый рисунок должен быть словно размытым. Дежурным по «домашке» советовали обратиться к мультику про Лунтика, и самое верное – «забить» вопрос в поисковик и рассмотреть выданные картинки. В исследовательский экспромт втягивались и «прохожие», отмечая, что какая-то информация была для них из разряда хорошо забытого старого, из школьной программы, а что-то – новое, весьма увлекательное.

Историй про домашние задания в доме, где есть школьники, предостаточно. Они раздражают своей непредсказуемостью, однако признаем, не дают скучать и повышают личную компетентность взрослых, которые добровольно интересоваться тем, что не входит в круг каждодневных предпочтений, вряд ли станут. «Мозговые штурмы» объединяют семью. Лет двадцать назад подобным центром был телевизор, у экрана вечером рассаживались и стар и млад. Теперь все при своих интересах, источниках информации, и только экстраординарные события собирают всех вместе. Хотя в настройках планшета школьник разбирается лучше деда, а то и отца, именно дед доходчиво объяснит внуку, одинаковые или разные типы рычагов использованы в конструкции ножниц и пинцета.

Сфера образования – одна из самых консервативных, изменения здесь приживаются трудно. Но постепенно привыкают к обучающим фильмам, программам, мультимедийным учебникам, удаленным системам обучения, проектной деятельности, эдьютейменту… Это затягивает. Помните «Монополию», которую покупали детям, а играли в нее сначала родители?

Хороши сейчас и отдельные энциклопедии для детей, где описали все на свете – геологию и географию, флору и фауну, строение Вселенной и человека, древние цивилизации, технические новинки и т. д. Содержание таких книг бывает своеобразным: закономерность группировки материалов не всегда прослеживается, системность подачи сомнительна, в центре внимания – подборки необычных фактов, примеров, иллюстраций. Поэтому выбирать надо внимательно, даже придирчиво, чтобы красивым картинкам соответствовали грамотные, занимательные описания.

И все равно среднестатистический человек (потребитель информации) безнадежно отстает от прогресса, точнее, он бесконечно далек от понимания происходящего вокруг. «В розетке ток, он тебя ударит», – пресекли в раннем детстве мой исследовательский интерес. Не помню, с помощью взрослых или самостоятельно появился образ Тока – маленького, щупленького, злого мужичка в цилиндре, который бегает в проводах и может или свет включить, или долбануть неизвестно чем. На уроках физики, узнав про направленное движение заряженных частиц, пережила неопознанный тогда когнитивный диссонанс. Но поверила любимой учительнице на слово, расслабилась, начала решать задачки, делать лабораторки, утюг однажды починила. И все-таки четко представить, как же «там» без «мужичка бегающего» все работает, не вышло.

Забавно? А какие образы видятся вам при чтении названий таких технических новинок, как космический лифт, невидимый вентилятор, мясо из пробирки, ноутбук на топливных элементах?.. То-то! Или как конкретно выглядит место, где хранится вся запрашиваемая в Интернете информация?

Есть анекдот «с бородой». Лектор по теоретической механике говорит: «Представим себе трехмерный объект в форме параллелепипеда, установленный на четыре моноциклических агрегата». Смотрит на замершую аудиторию, вздыхает и уточняет: «Иными словами, представим себе телегу…» Вспомнила его на днях, когда пытливый семиклассник, распечатывающий очередной реферат, спросил, что такое 3D-принтер? Слышали-то про него все, но объяснить… А ведь обещают, что в скором будущем с его помощью мы будем «производить разные мелочи в домашних условиях». Интернет штурмовали всем миром, однако «картинка» так и осталась размытой, как мир в глазах кузнечика. Расслабились и решили: поживем – увидим, если надо – произведем. Сколько же вокруг непознаваемого… Интересно жить!

Наталья КУРПЯКОВА

0
228
0