Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
20:41, 29 марта 2014

Басе!

А ну скорее, друзья!

Пойдём по первому снегу бродить,

Пока не свалимся с ног.

Мацуо Басе

 

О японской литературе речь в данном опусе идти не будет. Тут место исключительно восторгам от первой в своем роде оперы в ГАТОБ под названием «Айсулу» С.Мухамеджанова, либретто К.Байсеитова и К.Шангытбаева. Постановка М.Шалабаева и А.Майемирова.

29 марта 2014 года состоялась премьера, и состав был просто великолепный! Серке – Дулат Токанов, Айсулу – Майра Мухаметкызы, Хасен – Кайрат Омирбеков, Аубакир – Болат Канагатов, Абдикадир – Ришат Ахметов, Майбатыр – Дархан Жолдыбаев, Гулшара – Рыскен Меденова, Нурсулу – Айгул Дуйсекова, Жансулу – Гулнур Сакышова, гример – Гаухар Жуманова, Сулу-бикеш – Инна Садыкова, концертмейстер – Гулсим Абдирова. В общем, ГАТОБ здесь. Здесь все: золотой состав Парасат (прямо как у Виа Гры) включая Фархата Кубиева, «граф Альмавиа здесь», доктор Бартоле, его служанка… И даже машина из «Веселой вдовы» с тем же самым артистом хора в роли водителя.

Все абсолютно новое. Начиная с афиши. В спектакле сразу после увертюры представили персонажи. Да что говорить! Действие происходит в наши дни в современных костюмах, а мобильные гаджеты стали участниками сюжета! Конечно, уже видела записи европейских постановок «Травиаты» и «Дон Жуана» в современных декорациях, но никак не ожидала такое у нас на Кабанбай батыра. И это, пожалуй, единственный случай, когда на сцене все мужчины без мейкапа, а не только дирижер на поклоне.

Вкратце сюжет. Серке и Айсулу друг друга любят. Девушка мечтает о карьере селебрити. Для этого она участвует в конкурсе красоты. Серке это не нравится и они ссорятся. Рекламный агент Майбатыр пиарит Айсулу и удачно продает билеты новоявленным поклонникам неведомой красавицы. Серке стремится попасть на конкурс. В финал вышли 12 девушек. Жансулу под своим номером читает стихи. Ею впечатлен Хасен. При этом он считает ее Айсулу. Серке убеждает, что это она и есть. Парень рисует ему картины свадьбы и замечательной семейной жизни с ней в окружении детей. А сам представляется родственником и обещает, что все устроится, если только назвать имя «Серке». Далее выступает Нурсулу с прекрасным танцем. Ее фотографирует восхищенный Аубакир, который также думает, что она Айсулу. Серке проделал такой же фокус и с ним. Но подойти к победительнице конкурса – настоящей Айсулу, спевшей трогательную арию, он так и не смог. Дядя девушки, по совместительству ведущий конкурс и режиссер Абдикадир, пригласил Серке сниматься в фильме, в котором уже задействована Айсулу.

Далее на киностудию пришли по очереди Хасен и Аубакир в поисках своих Айсулу с рекомендацией от Серке. Чем немало разозлили настоящую. И тут по гениальной задумке режиссера в самой романтичной сцене на машине въезжает Серке. Героиня должна его обнять и поцеловать. Но она дает ему пощечину. Тогда появляется еще одна мысль – чтобы Серке как бы умер, а Айсулу расчувствовалась. В итоге, вся съемочная площадка украдкой хихикала, а девушка по-настоящему рыдала и душераздирающе пела. Потом положила цветы на грудь Серке, а он начал чихать из-за аллергии. Все закончилось тройной свадьбой и всеобщими танцами и песнями. Поклоны гармонично вплелись в канву самого спектакля.

Аплодисменты не стихали очень долго. Спектакль удался!

Все было прекрасно! Арии Айсулу, удивительная способность Серке пропевать огромное количество слов в течение небольшого отрезка музыки… И его не устающая поражать манера не играть, а жить в реальности спектакля. Балет и хор вплетены в постановку совершенно естественно. На конкурсе красоты частью сюжета стали концертмейстер за роялем, виолончелист, флейтист и музыкант с тамбурином, находящиеся прямо на сцене.

Замечательные декорации. Все так продумано, легко и мобильно. Темп спектакля стремительный и это чувствовалось даже в смене видов.

В этой опере удивительным образом сплелось высокое и обыденное. Сюжет про нас как мы есть. Она как «Божественная комедия» Данте Алигьери использует простой язык со всеми «братан» и особенно часто «басе». Если кто-то не в курсе, это междометие скорее выражает эмоцию, означающую «ну надо же!».

При всей такой легкости жанра «Айсулу» определенные вопросы ставит ребром. Например, самый главный конфликт, с которого все началось. Как современный человек считаю, что у каждого вне зависимости от пола должна быть сфера для самовыражения. Не место, куда нужно регулярно ходить, находиться там определенное количество часов, получать за это деньги и при этом самозабвенно ждать пятницы  или государственных праздников. А именно то, что дает возможность реализовать таланты и желания, когда улучаешь момент чтобы поработать, а в другое время параллельно идет процесс обдумывания того, как это можно сделать лучше. И чем все равно бы занимался, даже если бы не платили. Но в данном случае вознаграждение идет как эквивалент оценки профессионализма. Что не может не радовать. При этом у каждого своя сфера. У Айсулу, к примеру, это роль профессиональной красавицы и актрисы. Опять же, как человек современный, полностью признаю право на самовыражение. Как сестра, однозначно против такой жены для своего брата. Вот такой дуализм. И этот конфликт, по сути, в опере не разрешился. Потому что Серке в глубине души таки не рад всеобщей востребованности своей любимой. Что, в общем то, нормально, иначе можно дойти до крайнего случая как, извините, у Лоло Феррари и Эрика Винь.

В постановке учтены законы кинодраматургии. Судя по реакции соседей в зале, многие арии – это песни, давно любимые в народе. Как бы было здорово сделать фильм! С  хорошим озвучанием и может быть даже как есть на сцене, но не просто статично, а со всеми киношными приемами. Это было бы именно то видео, которое включают для гостей во время застолья. Когда обычный музыкальный канал не выберешь из-за опасности увидеть нечто, не полагающееся по случаю. При этом определенные моменты можно было бы делать погромче, чтобы дать возможность подпеть, как делали на премьере зрители.

После просмотра только одно можно сказать: «Басе!» И это все у нас и прямо сейчас!

1
433
2