Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
08:12, 12 февраля 2014

Цейтнот для е-коммерц

Девальвация отбросит отрасль, которая так динамично развивалась последние годы, на несколько месяцев назад.

Одномоментная девальвация почти на 20%, которой ознаменовалось обычное утро 11 февраля сего года, однозначно окажет на молодую отрасль электронной коммерции негативное воздействие. Именно такой лейтмотив звучал во многих комментариях участников рынка, с которыми я смог побеседовать.

Несмотря на то, что о девальвации много и часто говорили, а в некоторых случаях как непреложный факт, отрасль оказалась к ней не готова. И не могла быть готова. На фоне низкой маржинальности, доминировании импорта в товарных категориях отечественных интернет-магазинов и растущей конкуренции на рынке, быть готовым к подобному форс-мажору просто невозможно. Утро 11 февраля подтвердило эти опасения: за редким исключением практически все интернет-магазины прекратили отгрузку товаров покупателям, лихорадочно переоценивая товарную номенклатуру под новые реалии.

Один из участников рынка, который пожелал остаться неназванным говорит: «Я думаю, что сейчас будет «мертвый штиль» на рынке, продаж не будет вообще, либо они будут очень незначительными. Люди будут привыкать к новым ценам. Это может продлиться примерно 2 месяца». Действительно, сейчас у участников рынка возник настоящий страх ценовой энтропии. Более сдержанные респонденты «ожидают корреляции доходной части потребителей для выравнивания ценового дисбаланса и восстановления спроса». Но никто не смог дать даже примерную оценку, когда и как это произойдет.

Как мы отмечали ранее, до сих пор у игроков были весьма многообещающие виды на результаты е-коммерц 2013 года, и, что важно, они оказались очень близки к оценкам, мало того, некоторые участники, которые являются наиболее осведомленными о тенденциях и цифрах рынка, экстраполировали эти данные и на 2014 год, ожидая новых рекордов для е-коммерц Казахстана.

Вот как комментирует ситуацию по нашей просьбе Константин Горожанкин, глава Processing.kz: «Оборот e-commerce в долларах за день упал на 20% - это факт. Но в целом интернет-магазины в этот день получили хороший трафик, сравнимый с тем, что был на «Кибержуме» 22 ноября. В феврале 2009 (также была девальвация, если помните) люди закупались в офлайн-магазинах бытовой техники, а в 2014 предпочли интернет-магазины – явно за 5 лет произошло изменение в сознании людей и это единственный плюс от девальвации. В целом магазины оперативно отреагировали на ситуацию – в течение 2-3 часов поменяли цены (flip.kz, например, даже не вешал заглушку для этого – меняли на ходу сайта), некоторые (chocomart, marvin и прочие) сообщили, что не будут пока менять цен и призвали активнее покупать. Понятно, что товары, которыми торгуют интернет-магазины крайне редко бывают казахстанскими, поэтому повышение цен неизбежно. Замедлит ли это интернет-торговлю? Не думаю. В целом, как показывает мировая история, в кризисные моменты люди в первую очередь сокращают траты на удовольствия, при восстановлении экономики этот пункт расходов поднимается самым первым. Поэтому более внимательно присмотримся к статистике «Тикетона» в ближайшие полгода, чтобы понять, как действительно девальвация повлияла на казахстанцев. Пока они на нее отреагировали рекордными продажами в интернет-магазинах».

Впрочем, не все так радужно, пишет в редакцию Константин: «Подпортил немного картинку Казкоммерцбанк отключивший возможность магазинам принимать к оплате карты через e-pay, но вскоре и он восстановился. Судя по активным звонкам в processing.kz в этот день y многих владельцев интернет-магазинов пришло понимание, что иметь на сайте одновременно два альтернативных процессинга – к деньгам».

Рамиль Мухоряпов, основатель купонного сервиса Chocolife.me и Chocomart.kz пишет в редакцию Computerworld Казахстан: «Девальвация снижает благосостояние простых людей, а значит будут выше стимулы к экономии. В тоже время, хороший интернет-магазин за счет автоматизации и низких издержек может предложить цены ниже, а значит девальвация подстегнет интерес к интернет торговле».

Несмотря на позитивные оценки Константина, я принимаю более осторожную позицию, которая строится на понимании, что лаг в е-коммерц Казахстана – это уже свершившийся факт, а негативные аспекты девальвации могут оказывать влияние на отрасль еще не один месяц.

 

Оригинал статьи - http://computerworld.kz/articlekz/6473/

0
134
0