Настало время для очередной "Пищи для ума". Сегодня в обзоре будут, как лауреат Букеровской премии, так и примеры классической и современной русской литературы.
- «Амстердам» Иэн Макьюэн
Два старых друга встречаются на похоронах женщины, успевшей побывать любовью всей жизни, как одного, так и другого. Её смерть заставляет друзей взглянуть на свой век, на своё эмоциональное состояние. Клайв – талантливый композитор, работающий над «симфонией тысячелетия», по словам журналистов; Вернон – маститый редактор газеты, чьи дела идут совсем не ахти, однако ему подворачивается случай, которым он хочет воспользоваться во имя спасения своего дела, даже вопреки советам друга.
В рекламе к книге то и дело пестрит слово «эвтаназия», словно этим самым подчёркивается актуальность и острота романа. На самом же деле «Амстердам» совсем о другом. В первую очередь автор продемонстрировал обычных людей, пусть и достаточно высокого полёта, но тем не менее обладающих чередой зловредных качеств, пороков, которые проявляются в самые ответственные моменты. Безусловно, краеугольной темой произведения является дружба, но акцент в нём сделан именно на пороках, в частности, на эгоизме, который, как известно, до добра не доводит. И пускай развязка в романе оказывается достаточно ожидаемой, она до боли логична, исходя из повествования.
«Как мало мы знаем друг о друге. Большая наша часть скрыта под водой, как у льдины, и обществу видна лишь надводная, холодная и белая личина»
Самое дорогое в лауреате Букеровской премии – это великолепие языка автора (к слову, перевод в высшей степени отменный), которое украшает любую заурядную сцену и делает произведение гораздо более ярким, чем оно является на самом деле. Макьюэн создал в своём творении крайне реалистичную атмосферу в серых тонах обыденности, в которой такое событие, как смерть, действительно выбивается из общей колеи и является ярким пятном в жизни героев.
«Что-то очень неладно в мире, и не обвинишь в этом ни Бога, ни его отсутствие»
Резюмируя, можно сказать, что «Амстердам» - простая книга о простых истинах, но написанная столь виртуозно, что, во-первых, она читается на одном дыхании, а во вторых, не оттеняет идеи авторы, а скорее помогает им выглядеть предельно убедительно.
Личная оценка: 7 из 10
- «Смерть на брудершафт. Младенец и чёрт» Борис Акунин
Штабс-ротмистр Лавр Козловский, бывший кавалерист, ныне работает в контрразвездке, которая только-только зарождается в России и зачастую осуществляет свою деятельность крайне неуклюже. Иначе, как можно было упустить одного немецкого шпиона отрядом человек в десять.
Алексей Романов, студент, романтик, спортсмен и в целом рубаха-парень оказывается вовлечённым в своеобразное шпионское противостояние двух стран, где сыграет не последнюю роль.
Название первого романа-кино из цикла «Смерть на брудершафт» целиком отражает сущность повествования, где в роли младенца выступает вышеупомянутый Романов, делающий свои первые шаг в разведке, а в роли чёрта – матёрый немецкий шпион Зепп фон Теофельс, знающий в несколько языков и обладающий недюжинными способностями, как физического, так и психологического характера.
«Женщина – она как лошадь. Твёрдую руку ценит, а слабака выкидывает из седла»
Что же из себя представляет понятие «роман-кино» по версии писателя Акунина? Это книга, насыщенная рядом иллюстраций, помогающих лучше окунуться в атмосферу происходящего, а также язык, направленный на тот же результат. Плюс ко всему роман предельно насыщен событиями, как то бывает с приключенческими лентами, где именно действу отдаётся пальма первенства. Подобное решение писателя с одной стороны упрощает произведение, опуская возможные уклоны в сторону психологии героев, с другой стороны делает его максимально динамичным и лёгким к прочтению. Что важнее, каждый из читателей решает для себя сам.
«Второе правило мудрой экзистенции обладало еще каким преимуществом: пока беды не стряслось, не психуешь, потому что не из-за чего; а когда она нагрянула, психовать уже поздно. Двойная польза для нервной системы»
Реалистичности и достоверности при всём тщательном описании Акуниным ждать всё-таки не стоит, так как это, в первую очередь, развлекательное художественное произведения, а не историческая повесть. При этом вопросов к атмосфере не возникает, всё получилось довольно аутентично, в меру наших знаний о том периоде в истории.
Что еще можно отметить в «Младенце и чёрте», так это колоритных персонажей. Несмотря на малый объём произведения и отмеченное количество событий, герои у Акунина получились живыми, яркими и энергичными. Здесь даже немецкому шпиону можно сопереживать, чего крайне сложно добиться для читателя с нашим менталитетом и воспитанием, но тем не менее вполне возможно.
Личная оценка: 7 из 10
- «Олеся» Александр Куприн
Барин Иван Тимофеевич на время переезжает в глухую деревушку на окраине Волынского Полесья. Так как заниматься здесь нечем (а пробовал он многое от лечения местных жителей до обучения грамоте своего слуги), паныч то и дело ходит на охоту. Всё меняется, когда слуга Ярмола рассказывает барину о ведьме, живущей в лесу. Иван Тимофеевич, как человек светский, не верит в колдовство и прочую нечистую силу, но непременно желает познакомиться с колдуньей. Во время одной охоты, он случайным образом оказывается в избе ведьмы, где кроме старушки живёт молодая и прекрасная Олеся, которая с первого взгляда рождает в Иване некую привязанность и неопределённые чувства к себе.
«Смутное влечение сердца никогда не ошибается в своих быстрых тайных предчувствиях»
Повесть Куприна – это удивительно трогательное, нежное и трепетное произведение, которое буквально искрится эмоциями и счастьем, однако с трагическим оттенком. Автору удалось создать неповторимый образ женщины, в которую просто невозможно не влюбиться, как влюбляется в неё главный герой. Олеся, не владея грамотой, является разумной девушкой, не имея образования, обладает замысловатыми навыками. К тому же она чуточку нереальная, почти мифическая, за счёт чего достигается та грань идеального персонажа, которой достиг Куприн.
Отдельного места в произведении заслуживает природа. Тот лес, где живёт Олеся, та дорожка, по которой то и дело прогуливаются главные герои – всё это неотъемлемая часть повести, благодаря которой создаётся волшебная атмосфера и нужное для чтения настроение.
Личная оценка: 9 из 10
На этом заканчиваю данный обзор! Всем спасибо за внимание! Читайте хорошие книги!