Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
11:24, 08 февраля 2014

«Биржан и Сара» – дуэль двух театров. Изучаю феномен казахской оперы

На самом деле, никакая не дуэль, это я для красного словца вставила, для броскости заголовка. До меня довольно поздно дошло, что в 20 веке писались слушательные оперы, и они не где-то там, в Метрополитене, а здесь, у меня на родине - казахские национальные оперы. Я начала планомерно их слушать. За одну неделю послушала «Биржан-Сара» два раза, сначала обновленную постановку ГАТОБ, потом новую постановку театра Астана-опера.

По сравнению с «Кыз Жибек», «Биржан и Сара» полноценная опера, музыка длится от и до, все элементы оперы присутствуют. Музыка оригинальная, это не адаптация и стилизация известной народной музыки, как в самой первой казахской опере «Кыз Жибек».

В опере прекрасные хоровые сцены, хорошие ансамбли, удачные арии, но в некоторых местах Тулебаев начинает гнать количество нот в партитуре, например, первая ария Алтынай. Это не оперная ария, а ее имитация, набор звуков, расположенных на приятных для уха гармоничных интервалах. Форма соблюдена, содержания нет. Ни одна певица не изъявила желания спеть эту арию ни на одном сборном концерте, ну я не слышала. К чести композитора, пустых мест в опере мало. При прослушивании «Кыз Жибек» таких ощущений не возникло, там были хорошие кюи, прекрасно обработанные в классической европейской оркестровой традиции, потом музыка честно останавливалась, и действие продолжалось как в драме.

Опера имеет несколько редакций, в самой первой погибает Сара, ее змеюка Алтынай закалывает ножом от ревности. ГАТОБ и Астана-опера используют другую редакцию, где гибнет Биржан, но финалы и акценты у обоих театров разные. В опере про двух прославленных певцов-акынов есть состязание – айтыс. Я специально прослушала современный айтыс (выбрала в ю-тубе первый попавшийся), он проходил в Китае, где осели убежавшие от советской власти и голода казахи, поскольку известно, что в диаспорах культура, язык и традиции цементируются, можно судить, как это было в архаичные времена. Судя по вялой реакции зрителей акыны, девушка и юноша, были не Биржан с Сарой. В айтысе музыка, вокал, голос – второстепенны, главное – лирика. Слова должны быть остроумными и злободневными, или поэтическими. В современном мире рэп – аналог айтысов. Айтыс в этой опере – это не айтыс! По-казахски ли, русский ли перевод взять – текст затертый. «Я сейчас как спою! Вот сейчас мои острые слова вас пронзят! …И Родину я славлю, прекрасный Кокшетау!» Примерно так. Если это айтыс, публика в зале должна реагировать. Смеемся же мы в операх-буффо, написанных 200 лет тому назад!

Удивительная вещь, опера «Биржан и Сара» стала злободневной в наши дни, думаю, в 1946 году, сюжет выглядел историей темных веков, зато сейчас, когда мракобесие и клерикализм вдруг появились в обществе, власти и сильные мира самодурствуют, опера зазвучала остро. А либретто айтыса надо менять однозначно. Оно для Сталина писалось.

Вот здесь находится синопсис оперы: http://www.jam.kz/theatres/events/birzhan_sarah

О постановке, начну с дорогих гостей, Астана-Опера. Астана-Опера к гастролям отнеслась серьёзно, с размахом, привезли не только занавес, декорации, но и красивых девушек-капельдинерш, поляну в фойе накрыли.

Blog post image

Мне всё понравилось. Над постановкой работали родные уже петербургские режиссер и художник Юрий Александров и Вячеслав Окунев. О сколько прекрасных опер они у нас поставили! Вот кому надо дать звание заслуженных артистов Казак ели. Декорации «Биржан и Сары» Астана-Опера – фантастические, воссоздали кусок озера Бурабай с рябью и волнами, Шервудский лес с раскидистым дубом. Действие на одном дыхании шло. Партию Биржана исполнил Ахмед Агади из Мариинского театра, прекрасный драматический тенор. Я смотрю, у Астана-Опера своя политика, обязательно присутствует приглашенная звезда. Партию Сары исполнила Айгуль Ниязова, сочетание хорошего голоса, игры и абсолютной органичности на сцене. Партию волостного Жанботы исполнил Жанат Шыбыкбаев, отца Биржана – Искандер Абжанов. Всем понравился молодой баритон Талгат Галеев, который пел партию хромоногого жениха Сары, Жиенкула. Он в следующем гала-концерте показал себя человеком чести, пел максимально далеко от поставленных  микрофонов. Заполнил своим голосом зал. Молодец. Вообще, гала-концерт обнажил и высветил людей, певцы с голосом и с достоинством к микрофонам не подходили.

Партию Аналык, матери Биржана исполнила Дина Хамзина. Ревнивую Алтынай спела Жаннат Бактай, два тенора Жан Тапин и Беимбет Танырыков исполнили Серика (нехорошего) и Естая (хорошего). У театра сильный хор, и партию мулл исполнили хористы, басы и баритоны, Азамат Бектемисов, Жандос Бекбуалиев, Константин Стригин и Омиржан Кадыров. Кроме хора мулл, был еще один сильный ансамбль хористов-баритонов,  «приспешников»-охранников Жиенкула, они остались безымянными, но пели сильно.

Действие оперы драматично, замуж Сару выдают за хромого, горбатого, с огромным красным пятном на лице Жиенкула, который ходил с дефектным лицом, вроде еще и слабоумный, чувствуете накал трагедии? Правда, когда он начал петь, выяснилось, что у него прекрасный голос, и отвергнутый, он (Талгат Галеев) немного непоследовательно дает обуреваемого чувствами горбуна, чуть ли не Ричарда Третьего. Тут надо выбирать, или дефективный или Ричард 3! Из всех исполнителей именно он обратил внимание публики, Байгожина мы уже знаем и любим, вот и новый молодой баритон Талгат Галеев, молодой и красивый к тому же! В опере последовательно проводят мысль, спетую Биржаном в самом начале действия: «Для начальства Жанбота стать готов смешней шута, а для маленьких людей он всегда злодей!» Злодеи последовательно то пресмыкаются, то сладострастно самоуправствуют. А когда Биржана приковывают огромными цепями, как Прометея, к скале, опера достигает уже высот античной трагедии. В этот момент я, помнится, морщилась – чрезмерно по-оперному. Финал мне тоже не очень понравился, Биржан умер в грязной окровавленной рубашке, тут спустились какие-то женщины, все в белом, окружили его, и раз, Биржан уже в белом балахоне и чалме, как святой, и он уже жив. Или это его душа в раю? И они рука об руку с Сарой выходят в зал и там поют. И вот этот выход в зал, мне кажется, придумали, потому что финал, который произошёл на сцене не сильный, и не вызывает нужных эмоций у зрителя. Ради выжимания слезы, пришлось в зал пойти.

Известно, что ГТОБ Астана-Опера хорошо финансируют, на форуме http://vse.kz/topic/199083-opera/page-14 любители оперы перемыли кости обоим театрам. На постановку оперы в Астана-Опера дают более миллиона американских хрустящих условных единиц (с), а ГАТОБ получает меньше ста тысяч тех же денег – вот в этой пропорции декорации и костюмы в ГАТОБ будут не хуже, нет, пожиже! А зачем нормально финансировать провинциальный театр в заштатном, но многомиллионном городе, который собирает много налогов в Республиканский бюджет? Такая я непоследовательная! Радовалась как дитя ежегодным премьерам в ГАТОБ, тому, что государство и спонсор финансируют театр, а теперь, при тех же обстоятельствах, недовольна, у соседа скот тучнее (правда этот сосед свел с нашего двора баранов да ярочек, еще постоянно привозит к себе иностранных быков-производителей, чемпионов породы).

Blog post image

Декорации ГАТОБ - это нормальные условные декорации, хороший текстиль на сцене и фанерные кусты на подставке. Сравните, в Астана-Опера первый выход Сары происходит на настоящей белой лошади, оставляющей на сцене натуральный навоз, нет-нет, в Алмату они лошадь не привезли, а в ГАТОБ Сара ногами выходит из-за фанерных кустов на заднем плане. Костюмы ГАТОБ красивые, разнообразные, художники Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова (дочка!), но с дешевым полиэстеровым блеском, тогда, как костюмы Астана-Опера имеют дорогой матовый вид натурального сукна и бархата. На ярмарке нет городового, зато есть все костюмы народов Средней Азии.

Постановка «Биржан-Сара» ГАТОБ начинается и завершается мощно. Но середина у Армана Уразгалиева (это дирижер) повисла и тянулась как сопля. Тут, на мой взгляд, вылез недостаток, который денег не стоит – режиссура. (Ах нет, стоит!  Можно же было Александрова пригласить! Всё стоит денег!).  Если в постановке Астана-Опера действие идет последовательно, оно понятно и мотивировано, как в хорошем спектакле, то в постановке ГАТОБ драматургии действия нет, действующие герои статуарны, потом убегают или уходят, возлюбленные встречаются, где, непонятно, а муж куда делся? Кстати, муж! Мне видение ГАТОБ понравилось больше, Жиенкул не инфернальный горбун, а видный прихрамывающий мужчина с тростью, единственные его недостатки – это подлость и то, что ему за сорокет. Не романтизьм, а веризм.

Цитата: «…опера, как музыкальное произведение, должна быть исполнена не только в плане музыкального исполнения (т. е. услышана), но и в визуальном аспекте. То есть, она должна быть увидена зрителем. Это является ее родовой особенностью как синтетического жанра, и в этом заключается особая трудность. Именно здесь происходит тончайшее соприкосновение оперы с театральным искусством, но только лишь соприкосновение, при котором театральные средства применяются «хирургически» точно и как вспомогательные. Использование метафор возможно (и нужно), но они должны носить преимущественно поэтически-музыкальный, а не конкретно-литературный вербальный смысл. Среди арсенала таких театрально-постановочных средств – использование ритмопластики, адекватной темпоритму музыки и язык жестов; цветосветовые эффекты сценографии, включая «игру» сценических объемов (идеи восходят к экспериментам Ж.Далькроза и А.Аппиа); символика мизансценирования; разводки и движения актеров с учетом особой специфики оперного произведения и его составных частей (арий, ансамблей, хоров, речитативов) и удобства вокализации, ибо главной фигурой оперы является певец. Особое внимание здесь следует обращать на специфику течения музыкального времени и драматургического развития музыкального материала – остановку действия во время арий, дуэтов и т. д. (его переход с внешней сюжетной канвы на внутреннее состояние героев) и его пространственную симультанность[нет бы сказать «одновременность»]… Обобщенно говоря – в опере совершенно особая пространственно-временная топология (отличная от драматического театра), не учитывая которую спектакль рискует оказаться художественно несостоятельным…» http://www.operanews.ru/history55.html

В постановке ГАТОБ не продумана разводка и движение героев, а символика мизансценирования такая символичная, что мне непонятна.

Лепту в эту соплю середины действия внес несобранный и фальшивый оркестр. Еще и неудачный подбор главных исполнителей партии Биржана и Сары – легковесный лирический второй тенор Болат Канаганов и вторая сопрано Торгын Смайлова. Я была в шоке. Опера посвящена выдающимся певцам, а певцы эти слабее остального народа на сцене. ГАТОБ на 80 году своей жизни хронически  болеет болезнью – случайным подбором исполнителей, обусловленный, я не знаю, подошедшей очередью выступать, интригами, идиотизмом руководства? Вторая сопрано поет главную партию, божественная дива поет моржовую партию, пожилая меццо с расшатанным голосом поет Ольгу, а молодая контральто в соку – ее маменьку, примерам несть числа. Это совок! Астана-Опера выбирает лучших (пока, посмотрим, что дальше будет), а ГАТОБ кидает на амбразуру возрастного заместителя директора по творческим вопросам с бооольшими вокальными проблемами (Шалабаева, если кто не понял намеков).

Постановка от 30 января была посвящена тенору Умбетбаеву Ануарбеку, который в свое время блестел в партии Биржана. Умбетбаев – драматический тенор, и партия Биржана для драмтенора написана, непонятно, при чем тут Канаганов? Он старался, он выкладывался, но когда у на с мерилом успеха в работе была усталость работника? Смайлова пела прошлый Кыз Жибек, и опять мне попалась, хотя я ее старательно избегаю. Дуэты их были фальшивы, они не попадали в темп оркестра, голоса их не  гармонировали.

Все остальные, и хор – были на высоте!  Алтынай исполнила молодая хорошая сопрано Жадыра Аманова. И она звучала лучше Сары. Прекрасно сделала партию. Жанбота – Есенгельды Рзин, не знаю этого баритона, новенький?, хорошо исполнил партию. Жиенкул – Канат Жамауов, Кожагул – Олег Татамиров, это выдающийся актер, Серик – Дархан Жолдыбаев, хороший тенор, мощная сцена "Жар-жар" была им лучше исполнена, издевательский оттенок имела, все-таки больше ценится, когда эмоции в голосе, а не во внешней актерской игре, как у Тапина. Естай – Тахауи Рахметов, не понимаю, почему он еще не исполнял главных партий.

Но самое мое большое открытие – это Ляззат Бримгазина. В прошлый раз (в «Кыз Жибек») она пела мать героя Камку, это было очень хорошо, она тогда обратила мое внимание, в этот раз она всех затмила. После исполнения ею прощальной песни умершему сыну жоктау – я рыдала. Это было очень сильно, пела низким голосом, с народными интонациями, даже где-то неакадемично (но без всякой характерности), столько боли и муки было, и это было так красиво! Ляззат Бримгазина – выдающаяся казахская оперная и народная певица. Запомните это имя. Дина Хамзина тоже очень хорошо и эмоционально сделала арию, но это было академично. Сюда годится цитата Брусиловского:

«С позиций казахской музыкальной эстетики сильный и яркий голос ценится, конечно, очень высоко, но все же это не главное. Самое ценное - это национальная манера пения. Певец с больными связками, поющий хриплым голосом, но в характерной казахской манере звукоизвлечения, может иметь значительно больший успех, чем студент-вокалист из консерватории с профессионально поставленным голосом. Казахская народная песня, исполненная профессионалом певцом, наполовину лишается национальной красоты и характера".

Это точно!

И еще гениальная находка ГАТОБ, партию мулл исполняют не хорошие хористы, а солисты, 6 человек, я смотрела старые афиши, иногда их еще больше бывает. Лучшие голоса, настоящие басы и баритоны. В этот раз пели Беимбет Кожабаев, Жалиль Гизатулин, Серик Аукатов, Таир Тажигулов – это басы, Андрей Трегубенко, Александр Сметанин – баритоны. Их выходы были одним из самых сильных мест. Представляете, как звучал хор солистов, певших мощно, в полный голос. Да я только ради этих моментов могу ходить на эту оперу.

Хорошо были поставлены танцы в ГАТОБ. В Астана-Опера тоже хорошо, но ничего особенного. Очень хвалили балет Астана-Опера, согласна, видела их в гала-концерте. Но тот балет, который обслуживает оперу, по своим характеристикам находится между большим балетом и мимансом, взятым с улицы, ничего выдающегося они не показали и были так же не синхронны, как аналогичный балет в ГАТОБ.

«Биржан-Сара» Астана-Опера принесла удовольствие, мне очень понравилось, разинув рот я следила за действием и поражалась декорациям и сценографии, то «Биржан-Сара» ГАТОБ перевернула мою душу и выжала слёзы (брава Ляззат Бримгазина!), все как полагается в хорошей опере. И финал, мощный хоровой финал оперы, лучший! Акцент был не на частной истории двух влюблённых, а на остро-социальной несправедливости устройства мира. И это почему-то вызвало больший отклик. Акценты «Биржан и Сары» ГАТОБ актуальней что ли, соответствует тому, что за стенами оперного театра творится.

Отдельного слова заслуживает публика, посещающая казахские оперы. Это пожилые люди, горячо принимающие всё. И Канаганова со Смайловой тоже, с криками одобрения и ободрения. Эта всеядность меня обескуражила, но после спектакля я разговорилась с одной апайкой, и та вернула мне веру в людей. Она сказала, что главные герои пели фальшиво (было!), голоса слабые (sic!), оркестр фальшивил (sic!), и вообще, она была на этой опере в 80 годы, когда там выступали легендарные, и было намного круче.

Я абсолютно убеждена, что с нормальными главными исполнителями опера эта очень хороша, будет звучать не хуже чем в 80-е или 40-е. Всем рекомендую.

Blog post image

UPD. Забыла один раздражающий момент обсудить. Меня раздражают в опере посторонние, не музыкальные, а шумовые звуки. Приспешники Жанботы смачно секли пол и хористов камчами, свист стоял и пыль столбом. Астана-Опера более сдержанно, потише и поменьше, а ГАТОБ посильнее, и не камчами, а огромными бичами, как-будто хотели добавить динамики и драматизма при дефиците режиссерской мысли. Композиторы такие вещи в музыке закладывают, например, у Россини и Верди гром и молнии в музыке, у Чайковского оркестр исполняет звук рвущейся бумаги, потом открывание окно и первые лучи солнца, Татьяне в сцене с письмом надо только синхронно это повторить, у Пуччини в музыке есть закалывание кинжалом Скарпья, в опере есть всё в музыке, послушайте и услышите, именно за это я люблю оперу и всегда поражаюсь, как они это сделали. Если Тулебаев не заложил свист бичей, то не надо, если заложил - то мы не услышали этого за адским шумом. Пусть они это делают потише.

6