Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
4
22:52, 06 февраля 2014

Кручу педали пока не дали

Алматы – город для машин, а не людей. В нем некомфортно жить, если у вас нет огромного внедорожника. В этом городе мало ходят пешком, автобусы унижают чувство собственного достоинства, и только самые смелые и отчаянные ездят на велосипеде. Так стали видеть Алматы его жители и гости. Фотограф Катерина Новосёлова разыскала самый редкий особый вид на наших дорогах – зимних велосипедистов.

   

Марат ГЕТМАНЧУК, 30 лет, видеограф.

Я в седле провел пока только три зимы и жалею об одном: что раньше не додумался. Езжу почти каждый день – по работе, по магазинам, по любым делам. Иногда сворачиваю в сторону Кок-Тобе размяться и посмотреть на город, правда, его часто не видно из-за смога.

У велосипеда масса преимуществ. Если выделить три самых весомых лично для меня, то на первом месте будет удовольствие от езды и чувство свободы. Мне нравится ездить, даже по нашему городу, с его выхлопами и грязью, не говоря уже о прогулках в горы в выходные дни. Другие причины более прагматичные – это экономия времени и денег. Я как-то подсчитал, во сколько мне обходилась каждая поездка на старом велике, за те пять лет, что я на нем ездил – вышло около 25 тенге. А ведь он всё еще служит, на нем теперь ездит мой брат. Выходит дешевле, чем на автобусе и быстрее, чем на машине.

Из зимних проблем для велосипедиста, главной может показаться холод. На самом деле, при алматинской погоде, я обычно езжу в джинсах, термо-майке с длинным рукавом и ветровке; иногда, в сильный мороз, надеваю кофту. К тому же за счет постоянного движения быстро согреваешься. Так что не холод главная проблема, а несвоевременная уборка улиц. Очень трудно ездить после сильных снегопадов, особенно, если вместо уборки, дорогу посыпают реагентом, превращая снег в вязкую кашу.

Другое серьезное препятствие на пути двухколесного транспорта – безопасность, вернее, опасность, подстерегающая вас за каждым углом. Движение на наших дорогах представляет угрозу для жизни, даже если вы сидите за рулем автомобиля или идете пешком. Что уж говорить о велосипедисте, которого просто не замечают. Многие водители не осознают, что внезапно открывшаяся дверь или поворот без предупредительного сигнала, могут привести к столкновению. Поэтому приходится быть всегда настороже – думать за себя и за того парня.

Достаточно беглого взгляда на наш город, чтобы понять: он не для людей, а для машин. И чем дальше, тем хуже. Больше развязок – меньше переходов, больше парковок – меньше деревьев, шире дороги – уже тротуары. Власти Алматы любят хвастаться новыми "велодорожками", но 2,5 км. в центре и еще пара в пригороде, которые начинаются ниоткуда и ведут в никуда – это отчет для галочки и ничего более. Новые развязки вовсе не учитывают возможность передвижения по ним на велосипеде, даже по проезжей части. Пересечь их можно, только нарушив правила, перестроившись из крайнего правого ряда в левый.

Городу нужна функциональная сеть велодорожек, чтобы передвигаться хотя бы по самым необходимым направлениям: из спальных районов к центру, несколько вертикальных и горизонтальных маршрутов.

Пока же, я вынужден присматривать улицы с широкими тротуарами, по которым, когда придет время, смогу передвигаться с детским велоприцепом.

   


Александр ГАБЧЕНКО, 35 лет, основатель outdoor блога gabchenko.kz,  журналист

Я каждый день в будни езжу на велосипеде по делам и на работу. От автомобиля отказался, осознав и ужаснувшись того, как много времени трачу в пробках. Поэтому минувшей  осенью решил не ставить свой велосипед на прикол.

 

Но я вообще люблю зиму и всякие зимние активности, поэтому ездить на велосипеде в такой сезон мне показалось нетрудно. Даже забавно порой запустить колесо юзом. Проблемы морозов в Алматы, как мне кажется, не существует. Климат весьма комфортный. Но вот ездить по городу зимой и ездить в снегопад, это разные вещи. Последнее требует особой сноровки.

Ужасный алматинский трафик напрягает несильно, стараюсь двигаться по второстепенным, мало популярным улицам и проулкам. А если выезжаю на проезжую часть, не жмусь к грязным обочинам, а веду себя как полноправный участник движения. Встречаются, конечно, недовольные водители, ну ничего, перебьются. Они, кстати, зимой аккуратнее ездят, гололеда, видимо, боятся. Летом более разнузданны.

На работе у меня всегда лежит пара комплектов сменной одежды, переодеваюсь в кабинете, умываюсь в туалете. Катаюсь на работу без особых нагрузок, стараюсь одеваться по погоде, такие меры помогают лишнего не напотеть. Да и организм привыкший.

Сейчас все три алматинские велодорожки не представляют транспортной ценности. Они никуда не ведут. Очевидно, что у акимата нет стратегии развития велосипедной инфраструктуры, как сегмента транспортной сетки мегаполиса. Город строит всё больше автомобильных развязок, вырубая деревья и расширяя дорожное полотно. Результат – всё больше автомашин стоит в пробках. Заторы всё длиннее и шире.

Я считаю, алматинцы должны иметь выбор, – перемещаться по городу на велосипеде, трамвае, троллейбусе, метро, автомобиле или своих двоих. Сейчас количество маршрутов электротранспорта, по сравнению с Алма-Атой 1980-х, ничтожно. С метро такая же история, что и с велодорожками. Мы лишены выбора.
Акимат нацелен на решение единственной задачи – перемещения автомобилей, то есть власти исходят из потребностей машин, а не людей. Отсюда и нелепость велодорожек, и отсутствие чищенных тротуаров по зиме. У чиновников просто нет такой задачи – создать комфорт для перемещения людей.

   


Дина ДЖУЛАЕВА, инженер в телекоммуникационной компании

 

Если в городе сухо, нет слякоти и гололеда, то я предпочитаю велосипед. К счастью, или к сожалению, зимы в Алматы не часто балуют нас снегом. В январе вот дождь прошел.

Не могу сказать, что зимой езжу так же часто, как и летом, но велосипед не убираю. Мотивы банальны и логичны – просто, дешево, экологично. Вот такая рифма. Я вижу больше плюсов, чем минусов. Возможность экономить деньги и нервы, держать себя в форме, зарядиться бодростью с утра по дороге на работу и развеяться после тяжелого трудового дня.

Сложности зимой такие же, как и летом – слякоть и автомобили. Иногда трудно дышать из-за морозного воздуха, но эластичный шарфик, натянутый по глаза, решает проблему. Отдельной темой стоит вопрос одежды. Алматы – город в предгорьях, имеет ощутимый для велосипедиста уклон. Едешь вверх с усилием –разогреваешься хорошо. Вниз скатываешься, даже педали не крутишь, – мерзнешь. Поэтому я всегда закидываю в рюкзак что-нибудь теплое.

Больше всего меня раздражают однотипные вопросы из серии: "А не холодно кататься?, Что летом не накаталась?" На отсутствие культуры на дорогах как таковой, стараюсь не обращать внимание. Но могу и разозлиться, – захлопнуть дверь автомобиля, если вдруг ни с того ни с сего пассажир выскакивает из него прямо в потоке. С инфраструктурой тоже все печально. Радуют общественные места - кафе, фитнес-клубы и бизнес-центры с велопаркингом.

     

Назар ТАРЕЕВ, 27 лет, специалист по информационной безопасности

Второй год езжу на велосипеде каждый рабочий день, иногда и в выходные, даже в самые лютые морозы. Я северный, мне не так страшно.

Побудительным мотивом стал общественный транспорт Алматы: давка, духота, ненормальные водители, орущие кондукторы. После свободы и воздуха на велосипеде, автобус – сущая пытка. В конце 2011 года я сменил работу, ездить приходилось через весь город. Иногда дорога на автобусе занимала несколько часов. В итоге, после опозданий утром и возвращения домой в десять вечера, махнул рукой и решил не ставить велик на зимний прикол.

Я никогда не мчусь на огромной скорости. Свой темп можно регулировать – не торопиться, сбавлять обороты, когда надо, если опаздываешь – чуть поднажать. Зимой важно правильно одеваться. Одна из главных проблем – мёрзнут конечности. На руки надо надевать толстые перчатки, на ноги – кожаные кроссовки поверх шерстяных носков. Всё остальное – термобельё, лёгкая одежда в несколько слоёв, сверху что-нибудь непродуваемое.

Из-за того что зимой велосипедистов становится меньше, автомобилисты забывают про нас. Поэтому нужно быть на чеку. На наших дорогах наша безопасность в наших руках. Таковы правила дорожного движения.

Еще один аспект – скользкое покрытие. Даже в самый сухой день можно наткнуться на лёд. Шипованная резина хоть и помогает зимой, но все же это не панацея. Нужно менять стиль езды, делать более плавные движения. Я стараюсь всегда иметь запас пространства, чтобы не улететь в арык при неожиданном торможении.

Мое начальство весьма лояльно к энтузиастам двухколесного транспорта. На работе есть склад, в котором можно ставить велосипед и спокойно переодеваться. Мне выделили шкаф, где можно аккуратно развешать вещи. Что касается питания, я обычно беру с собой что-нибудь кроме обеда, в идеале – фрукты или овощи – они дают много энергии.

Вообще в последние годы водители уже принимают тот факт, что есть мы и с нами надо находить общий язык. Минувшим летом я несколько раз удивлялся, когда мне уступали дорогу, давая проехать в узкие места. А недавно на проспекте Абая я ехал в потоке с автобусом №35 и насчитал за ним, как минимум, пять нарушений правил дорожного движения. И это всего за семь минут.

   


Дмитрий ВОЛКОВ, 23 года, студент

 

Это мой первый зимний сезон, так же как и летний. Сел на велосипед весной 2013-го года. Теперь езжу каждый день. Велосипед увлек меня как субкультура и отличное транспортное средство. Машины у меня нет, но даже если бы была, стоять в пробках нет охоты. Автобусы ходят как попало, могут не остановиться в положенном месте, к тому же почти всегда забиты.

Зимой на проезжей части проблема с обочинами – они не чищены, постоянно в каше из снега и грязи – приходится прыгать через бордюры. Развязки тоже нормально не проехать, заборы стоят, пешеходные зоны не продуманы. Велодорожек нет, тротуары убиты. В общем никакой пригодности для человека.

Вне зависимости от сезона, водители мне встречаются разные, одна половина при любом раскладе пропускает, а другая даже по правилам дорожного движения не уступит.

   


Елена ЛИНЧЕВСКАЯ, 25 лет, системный администратор

 

Этой зимой я езжу на работу на велосипеде раза три в неделю. В теплые месяцы делаю это каждый день, не считая активных катаний с друзьями после работы и по выходным.  Зимой скользко, мокро и главное для меня - особо не разгонишься, не попрыгаешь. Ради безопасности приходится ехать медленнее, притормаживать.

Расстояние от дома до работы не очень большое, в этом плане мне легче, конечно, – зимой доезжаю минут за двадцать, летом и за десять могу домчаться.

Велосипед уже как стиль жизни для меня. Я не только передвигаюсь на нем, но также участвую в соревнованиях. Серьезно занимаюсь велоспортом в дисциплине "даунхилл" (скоростной спуск). Дома у меня два гоночных велосипеда: один попроще, кросс-кантри байк на котором я езжу на работу и двухподвесник – велик серьезнее и дороже, на нём я езжу в горах и участвую в соревнованиях.

Не люблю ездить по дорогам, передвигаюсь по тротуарам - так веселее! Можно пешеходов обогнать (конечно, соблюдая правила безопасности), на скорости препятствие перепрыгнуть. Иногда напрягает количество машин, загазованность и не слишком вежливые пешеходы.

Велосипед отличный тренажер. Если часто катаешься, нагрузки уже не кажутся тяжелыми, фигуру поддерживает отлично, жизненный тонус в порядке. Еще это увлечение позволяет завести много интересных знакомств.

     

Антон ГОРОДЕЦКИЙ, 30 лет, художник-оформитель.
У свободы, на мой взгляд, много лиц и состояний, одно из таких - велосипед. Пожалуй, это единственный более-менее серьезный транспорт, сохранивший свою независимость от большинства правил.

На велосипеде я езжу на работу, в гости, по делам. Но для меня это скорее дело хорошей привычки, которую не хочется менять по зиме.

Как к средству передвижения я к нему (велосипеду) отношусь без фанатизма, и если езжу на работу, значит у меня там все схвачено. Мой род деятельности позволяет мне самому контролировать свой внешний вид.

До понятия культуры на дорогах нам еще далеко, поэтому я использую правило трех "Д" - дай дорогу дураку. Да, мы знаем какие сигналы нужно подавать, и кто в какой ситуации прав, но дублировать правила оглядыванием через плечо и визуальной оценкой ситуации не будет лишним. Много водителей даже и не догадываются, кем является велосипедист на дороге. Шоферы автобусов считают в порядке вещей, подъезжая к остановке, прижать нас к бордюру, автомобилисты могут глядя тебе в глаза развернуться наперерез или же резко повернуть на парковку прямо перед носом.

Самим велосипедистам тоже есть над чем подумать и поработать. Например, не все знают, что ездить по тротуару нельзя – тротуары для пешеходов. А велосипед – это транспорт. Сейчас  принято доказывать исключительно свою правоту, мало кто думает о дружном сосуществовании.

 

Читайте также:

Blog post image

Как я стал есимовским блогером

Алматинский блогер рассказал Esquire.kz, как он ходил на встречу с акимом Алматы. Что ел, что пил, о чем говорил, по усам текло – никому не попало. Читать

4
458
5