Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
21:45, 02 февраля 2014

Причина всех бед Казахстана — в гражданах?

Казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама — великий Абай Кунанбаев. На склоне лет Абаем создана прозаическая поэма «Слова назидания» («Қара сөз»), в которой поднимаются проблемы истории, педагогики и морали.

Вместе с тем, на протяжении всех 45 притч Абай рассуждает о возможном устройстве государственного аппарата страны. Попробуем представить, а каким все же хотел видеть свое государство наш знаменитый земляк? Далее и везде приводятся цитаты из произведения Абая Кунанбаева «Слова назидания», в переводе Ролана Сейсенбаева и Клары Серикбаевой.

Цитаты я привожу в порядке их появления в произведении (почти всегда). Ну и рассуждаю по ходу, если есть что сказать. Интерпретации не всегда прозрачны, иногда я сразу даю выводы, без объяснений.

О правителе

«Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени».

Как мы видим, Абай утверждает, что народом управлять нельзя — и это большой груз. Во всяком случае, на себя бы он это бремя не взвалил. Зато Абай считает, что править народом должен либо «юноша с неостывшим сердцем» (молодой и энергичный), либо «тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг» (опытный муж, сознательно взваливший на себя этот груз).

В данном контексте — это знак того, что правитель должен быть готов к огромной ответственности, которая, как мы видим, «неисцелима». Что подразумевал под этим Абай? Невозможность добровольного отказа от полномочий — или тот факт, что единожды взвалив на себя заботу о стране, начинаешь жить и дышать интересами государства и народа? Или это та необходимость, которую осознавал Абай, понимая разницу между психологией «хозяина» и «временного управляющего» — правитель должен быть правителем до конца своей жизни?

«В стародавние времена были люди, которые звались «ел басы», «топ басы». Они решали споры, управляли жизнью общества. Простой народ, худо-бедно, занимался своими делами. Не принято было оспаривать решения «ел басы» и «топ басы» или бегать от одного к другому [...] Люди [...] отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее?».

Вторая цитата даже не нуждается в интерпретации.

Резюме: правитель должен быть готов к огромной ответственности, которую нельзя просто так взять и передать кому-то другому. Это либо молодой и энергичный, либо опытный и сознательный человек. Присутствуют намёки на бессрочность должности правителя. Решения правителя не оспариваются, недостатки скрываются, достоинства прославляются.

О местном управлении

«Наблюдая, как народ чем дальше, тем больше погрязает в распрях, я пришел к выводу: в волостные нужно избирать людей, которые получили пусть небольшое, но русское образование. Если таковых нет или есть, но их не хотят выдвигать, пусть волостные назначаются уездным начальством и военным губернатором».

Как мы видим, Абай предлагает два варианта местного управления — либо выборные должности из кандидатов, соответствующих жестким требованиям, либо прямое назначение высшим руководством, так называемая «вертикаль власти».

В данном контексте «русское образование» подразумевает хорошее, прогрессивное образование, более того, в данном случае — зарубежное (современный аналог — стипендия «Болашак»).

Резюме: кадры местного управления должны либо назначаться высшим руководством, либо являться выборной должностью из группы лиц, обладающих качественным и прогрессивным современным образованием, желательно зарубежным.

Судебная система

«Не лучше ли выбрать из каждой волости по три образованных и толковых человека, не определяя срока их пребывания на посту, и смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидных делах. Пусть бы споры решались двумя судьями и посредником, выбранным истцами. И только не сыскав истины у этих людей, не придя к мировой, спорящие обращались бы к одному из трех постоянных судей. Тогда бы суды не затягивались».

Абай предлагает к реализации две независимых судебных системы — областную и местную. Местная система представляет собой двух судей на местах, которые при помощи посредника (а не напрямую) решают споры, и лишь в случаях особых обращаются к областной инстанции.

Областной суд — три человека, выбираемые населением, смещаемые только в случае неблаговидных дел и поступков. Прошу отдельно отметить, что Абай явно указывает на то, что регулярные выборы — есть зло. Выбранный однажды судья работает до тех пор, пока работает хорошо. Как только зарекомендовал себя отрицательным образом — так выбрали нового.

Система посредников напоминает существующую сейчас практику привлечения к спорам профессиональных медиаторов, нейтральных лиц, помогающих в разрешении споров.

Резюме: судебная система — выборная. Новый областной судья выбирается только в случае, если его поступки признаны неблаговидными. Судьи на местах (местный суд) — выбираются регулярно. Все дела решаются при помощи пары местных судей и медиатора (посредника). В случае, если дело не разрешается — оно передается областному судье.

О гражданах

«Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления? Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?».

Абай напрямую говорит о том, каким видит гражданина страны — человеком, который менять мир начинает с себя. Он предлагает задавать прямые вопросы самому себе, внимательно относится к поступкам и учиться на своих ошибках.

Резюме: гражданин своей страны должен постоянно задавать себе вопрос — как он живет, и в первую очередь менять себя.

Об обществе потребления

«Человек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут только щеголи [...] Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом. Думать, что можно возвыситься иначе, может только глупец».

Очень важный пункт — Абай четко проговаривает, что человек должен быть скромным. Нельзя тратить средства, которых у тебя нет на одежду, телефоны, автомобили — нельзя тратить больше того, что ты можешь себе позволить (увы, сотовый телефон в кредит — сегодня не редкость). Вообще, здесь четко декларируется тот факт, что за счет денег или предметов роскоши выделяются только недалекие люди.

Фактически, Абай предугадал появления общества потребления — и предостерег нас соответствующим образом.

Резюме: гражданин должен быть скромным, главное — это ум, знания, воля, совесть (приоритет нематериальным ценностям).

Двигатель экономики

«И что же, кого нам любить, за кого молиться? [...] Остается тот тихий бай, живущий по причине своей кротости согласно пословице «Коль ищешь достатка, избегай раздоров». Этот у всех в немилости, хотя и раздает одну половину своего богатства, а другую половину тщится уберечь от вора и насильника».

Главным двигателем страны и её экономики Абай считает малый и средний бизнес — предпринимателей, честно выплачивающих налоги и ведущих легальную деятельность.

Резюме: основой экономики должен стать малый и средний бизнес, осуществляющий легальную деятельность и выплачивающий налоги.

Образование

«Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык [...] Мой тебе совет, можешь не женить сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское образование, если даже придется расстаться тебе со всем нажитым добром. Этот путь стоит любых жертв».

Как мы уже говорили — в данном контексте «русское образование» подразумевает хорошее, прогрессивное образование, еще точнее — зарубежное.

Резюме: образование должно быть качественным и прогрессивным, по возможности — зарубежным.

Промышленность

«Хочешь быть богатым — учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение — нет […] нужно трудиться неустанно».

Очень простая интерпретация, особо и комментировать нечего. Природные ресурсы не бесконечны, развивать необходимо науку и производство.

Резюме: необходимо развивать науку и производство.

Выводы

Из описанных выше цитат мы можем выделить семь основных пунктов: правитель, местное управление, судебная система, граждане, экономика, промышленность, образование. Попробуем внести эти пункты в таблицу, снабдив каждый описанием по Кунанбаеву в одном столбце, и по факту в другом. Зеленым цветом отметим те пункты, которые соответствуют государству-утопии Абая Кунанбаева, желтым — пункты соответствующие не полностью, либо стремящиеся к соответствию. Красным выделим несоответствие.

Blog post image

Я дал себе смелость оценить пункты «Правитель» и «Образование» как соответствующие. По первому возражений, гарантирую, ни у кого не будет. Второй, считаю, заслуживает зеленого цвета — одна стипендия «Болашак» в сочетании с НУ обеспечивает этому пункту право на него. Да, с натяжкой — но тем не менее.

Четыре из семи пунктов — желтые. Тут или неполное соответствие, или не все хорошо — но государство активно стремиться к тому, чтобы исправить ситуацию. Тут и развитая система грантов, и программа стимулированиях собственных производств, и приоритет в закупках товаров и услуг отечественным производителям. В общем — хватает на желтый цвет, но не дотягивает до зеленого совершенно. Согласны?

И, увы, единственный красный пункт — это мы, дорогие мои сограждане. Обычные жители своей страны. Жадные, завистливые, меркантильные. Да еще и любимое дело — критика родной страны, а не самих себя.

Что же это получается? Страна семимильными шагами идет к достижению идеала, фактически, на наших с вами глазах строится реальное государство-утопия по Абаю Кунанбаеву — и единственное, что может помешать в этом — это собственные граждане. Слабые и далекие от идеала люди.

А ведь взгляните правде в глаза — почти все мысли о государственном строе Абая Кунанбаева в той или иной мере уже реализуются сейчас. Казахстан, фактически, как под копирку строится и развивается в соответствующем направлении. Еще чуть-чуть — и мечта сбудется. И только люди не соответствуют требованиям идеального государства.

Впрочем, если перечитать «Слова назидания», то мы увидим, что большую часть поэмы составляют как раз... претензии к нам, к людям! Кого описывает великий Абай, не современного ли человека?

«Между собой у них какие-то ужимки и кривлянья, шепотки да двусмысленные намеки, ничего более увлекательного на ум им не приходит. Они пытаются думать, но им некогда сосредоточиться на своей мысли. Говоришь с ними — они и слушать со вниманием не могут; глаза их бегают, мысли разбредаются».

Вот он, портрет современного бездельника, протирающего штаны в офисе, день деньской просиживающего во ВКонтакте и Одноклассниках! Вот они мы, в кривом зеркале истории и пророческого дара великого мыслителя.

Так может, того? Не те мы граждане, какие нашей стране нужны? Может китайцы будут в самый раз? Как думаете? Может, граждан Казахстана — взять, и отменить? Вроде не бездельники — как могли бы жить...

2