Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
2
23:42, 29 января 2014

Монументальный музей Коркыт-Ата, создателя кобыза

Продолжение большого фотопутешествия по Южному и Западному Казахстану (28 апреля - 22 мая 2013 года)

Следующая остановка фотокаравана состоялась на берегу реки Сырдарьи. Здесь в 1980 году был сооружен мемориальный комплекс Коркыт-Атаи. Еще в 50 годы прошлого века здесь стоял мавзолей Коркыта - создателя кобыза, певца, композитора, акына, покровителя поэтов и музыкантов.

30.04.2013, 15:33 (#6101)30.04.2013, 15:33 (#6102)30.04.2013, 15:21 (#6104)30.04.2013, 15:20 (#6105)30.04.2013, 15:22 (#6106)30.04.2013, 15:38 (#6107)

Этот памятник был построен из сырцевого кирпича, имел круглый план и шестипирамидальный купол, то есть воспроизводил существенные признаки строительства сырцовых мавзолеев древней дельты Сырдарьи, ими­тировал внутренность юрты.

Мавзолей возведен над могилой великого самобытного композитора-баксы. Выдающаяся личность сво­его времени, Коркыт являлся ярким представителем эпохи распада тюркского общества на отдельные улусы. Тюрки, некогда владевшие Великой степью, волею истории отпочковались от основного корня.

В годы жизни Коркыта - период с конца VIII века до начала IX века - Дешт-и-Кыпчак в основной массе еще не принял мусульманство. Ислам только начал распространяться. Всякая религия не сразу воспринималась любым народом.

Истории известен факт, когда китайцы отвергали буддизм и вели жесточайшую борьбу против него. В начале нашей эры на Среднем востоке отчаянное сопротивление оказывало иному вероисповеданию несторианство.
Фотография № 01

00000610130.04.2013, 15:33

Время, когда жил Коркыт, характеризуется не только распадом великой Тюркской империи, но и другим не менее важным событием в жизни тюрков - проникновением ислама, религии, доселе неиз­вестной (А. Аскаров, 1998 год).

Коркыт, являвшийся тенгрианцем, язычником, не мог принять новую религию. Ислам в среде кочевых народов распространялся силой оружия. Народ, исповедовавший тенгрианство, не мог так просто воспри­нять ислам, религию, чуждую привычным нравам, обычаям и психологии, формировавшейся на протяжении веков.

Ч. Валиханов писал : "Коркыт был первым, кто научился играть на кобызе, был первым баксы. Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл ее заключается в том, что Коркыт нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством".

"Бег Коркыта от смерти, восстание против смерти, вовсе не было действием самосохранения, спасения собствен­ной души, а было сопротивлением против наступающего ислама", - пишет крупный исследователь, публи­цист Таракты Акселеу.
Фотография № 02

00000610230.04.2013, 15:33

Коркыт являлся мыслителем, предвидевшим будущее, исторической личностью. Он не был батыром, не был воином. Его мелодии, кюи, оставленные народу, звучат до сих пор и вселяют чувство патриотизма.

Известный историк, академик В.В. Бартольд указывал на то, что Коркыт - патриарх, носитель народной мудрости. В народе до сих пор живут легендарные афоризмы, приписываемые Коркыту: "Как ни украшай осла - не быть ему тулпаром, как ни одевай рабыню - не быть ей ханшей". Коркыт был наставником и советником народа.

Он анализировал происходящие события, давал соответствующие оценки, предсказы­вал будущее. По сей день существует множество преданий о Коркыте, Легендарная личность, он был вели­ким музыкантом, баксы.

Кюи и мелодии, оставленные Коркытом, живут и сегодня. Он является родоначальни­ком исполнения народной музыки на кобызе, требующего особого дарования. Современные кобызшы явля­ются последователями Коркыта.

Фотография № 03

00000610330.04.2013, 15:21

Коркыт – один из наших предков, живших в давние времена. Он родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Из литературного памятника «Книга Коркыта ата» можно узнать, что он тюркского происхождения из племени огыз. Его как личность признают и народы Средней Азии, и другие тюркские племена. Его отца звали – Каракожа. Мать из рода кипчак.

О Коркыте упоминают Абильгазы – «Родословная тюрков» и Рашид ад-дин – «Огызы». Рашид ад-Дин пишет, что Коркыт прожил долгую жизнь. Абильгазы пишет, что Коркыт был визирем пяти ханов. Ш.Валиханов оставил ценные заметки о знахарстве, поэтическом и музыкальном мастерстве Коркыта. М.Ауэзов и А.Маргулан также написали прекрасные статьи о нем. В жизненной философии великого предка и его легендах о борьбе со смертью просматривается оптимизм.

Коркыт – великий композитор и сказитель, основатель музыкального искусства игры на кобызе. Вместе с тем, он – великий старейшина, признан святой личностью. Если верить легендам, он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента. Однажды во сне ангелы дали ему знать: «Оберни деревянный инструмент в верблюжью кожу, из конского волоса сделай струны». Выполнив все это, Коркыт извлек из этого инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось: «Кобыз Коркыта».

Рождение Коркыта также связано с чудесами и мифами. Перед самым его рождением произошло затмение солнца, стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда Коркыт родился, грозовые природные явления закончились, все вокруг успокоилось, ясно засветило солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», – решили люди.

Фотография № 04

00000610430.04.2013, 15:21

Ш.Валиханов с Потаниным поясняют, что слово «Коркыт» характеризует образ жизни человечества. Легенды и рассказы Навои о Коркыте широко распространены среди тюркских народов, в особенности среди казахов.

По воззрениям Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека – потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца». «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Из этих легенд видно, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле. Его постоянным другом был волшебник Желмая.

Из музыкального наследия Коркыта известными являются около 20 произведений. На магнитофонную пленку записано – 11. У каждого кюя своя история. Например, в легенде о кюе «Коркыт» есть эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так, Коркыт не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. Совершить подобное удавалось, по легенде, только Коркыту. Это отражение в искусстве его философских мечтаний.

«Книга Коркыта ата» – письменный памятник эпического жанра племени огызов, вошедших позже в состав тюркского народа. Книга, повествующая о жизни огызов, написана на общем для огыз-кипчаков языке. Сохранились два экземпляра книги, написанной арабским алфавитом (Дрезден, Ватикан). У каждого эпического сказания есть свой сюжет, образы ясновидящих, вождя племени и мудрого Коркыта ата.

Фотография № 05

00000610530.04.2013, 15:20

В конце каждого сказания выражается похвала Коркыту ата. В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, здесь Коркыт – и автор, и персонаж. В этом особенность его книги. Во введении написано: «В племени Баят жил знающий предсказатель по имени Коркыт, все его пророчества сбывались. Ему удавалось решить самые сложные вопросы племени Огыз. Люди не принимались за какую-либо трудную работу, не получив на то благословения Коркыта. Люди беспрекословно выполняли его наказы».

А.Конратбаев разделил «Сказания Коркыта» на три части по приведенным там родословным:

Сказания, эпосы, описывающие период становления огыз-кипчакского племени.

Сказания, эпосы, раскрывающие междоусобные распри туркменов и племени пешене в течение 34 лет. Сказания, показывающие распад огыз-кипчакского улуса.

Все события этих сказаний происходят на берегу Сырдарьи, на землях Средней Азии и Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр «Бамсы-Байрак» напоминает легенду об Алпамысе, «Усун кожа» повествует о предке казахского племени «уйсун». Легенды о Коркыте ата сохранились среди казахов, киргизов и других тюркских народов.

Фотография № 06

00000610630.04.2013, 15:22

В книге очень часто встречаются географические названия, имеющиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с Казахстаном, землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос. «Книга Коркытаата» считается историческим памятником тюркских народов.

Полный перевод наследия на русский язык, сделанный В.В.Бартольдом в 1922 году, вышел в свет в 1962 году, а в 1986 году выдающиеся казахские ученые А.Маргулан, Н.Келимбетов, А.Конратбаев перевели на казахский язык.

В музыкальном наследии Коркыта, дошедшем до наших дней, много замечательных кюев, таких как "Арыстан-баб", 7 стаз", "Акку", "Умардын улы", Клем жайган".

Коркыт известен миру, особенно тюркоязычным народам. О его возрасте нет точных данных. Одни утвер­ждают, что он прожил 95 лет, другие - 193, а иные доводят его возраст до 400 лет.

Фотография № 07

00000610730.04.2013, 15:38

Продолжение следует...

Blog post image

См. отчёты о других путешествиях

Все фотографии сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
Фотоистория подготовлена и свёрстана Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
При подготовке отчёта использована карта Google Earth.
Справочная информация предоставлена сайтами Silk Road Adventures и Википедия.

Красота спасёт мир

Мастер-Класс по постобработке и цветокоррекции фотографий от автора этой статьи. Приходите, будет интересно!

2
2695
5