Казахстан по результатам международного тестирования учеников PISA-2012 занял 50-е место и ниже, из 65 возможных. По чтению мы опередили только Катар и Перу.
Наталья Бурчиц, завуч средней школы, Степногорск.
Очередное разочарование. Опубликованы результаты PISA-2012. В международном тестировании принимали участие школьники 65 стран мира. По результатам оценки математической грамотности Казахстан на 50-ом месте, в области естественных наук – на три ступени ниже, а по уровню читательской грамотности за нами только Катар и Перу.
Не хочется, чтобы результаты очередного исследования ОЭСР* рассматривались как национальная трагедия, тем более что по математике, например, по сравнению с 2009 годом, мы подтянулись. И все же, факт остается фактом, на всемирной контрольной мы получили слабую троечку. Самое время для работы над ошибками. Я со своими учениками всегда провожу такую, иначе нет смысла в самой контрольной.
Прежде всего, метод ОЭСР в корне отличается от нашего. Отечественная система образования руководствуется оценкой уровня знаний, международные программы – уровнем практичности, способностью ученика применять знания в конкретной жизненной ситуации. Банальный пример: один ученик знает 100 английских слов, другой – 1000, но первый быстрее и свободнее вступает в контакт с иностранцами. Значит, он функционально грамотнее, его учили для жизни.
Впрочем, и сто, и тысячу слов нужно все-таки выучить, знания – усвоить, а мне, простому школьному учителю банально не хватает времени. Попробуйте за сорок пять минут преподать двадцати пяти ученикам тему по двухвековой истории государства, любого, будь то Китай или Россия. Типичное название параграфа в школьном учебнике по всемирной истории: «Османская империя в 17-18 веках". И один академический час в неделю на изучение темы.
Такая программа никуда не годится, если вы хотите дать детям хорошее образование. Но то и смущает в разговорах про PISA в профессиональных кругах, что все, особенно чиновники, как будто расстроены не качеством знаний, не фактом большого, а где-то, если говорить о Гонконге или Норвегии – огромного отставания казахстанских учеников. А плохой отметкой. Вот получили два ученика тройку по контрольной – один расстроен уровнем своих знаний, а другой просто оценкой, потому что она не красивая. Как вы думаете, кто из них подтянется к следующему экзамену?
Вот и наши школы вряд ли начнут ориентироваться на международные стандарты. Ведь их деятельность оценивают по итогам тестов ЕНТ и аттестаций районо и облоно, а не критериям PISA. И вопросы там звучат так: «Чья могила находится рядом с могилой Бетховена?» Я как простой школьный учитель понимаю, что знание такого важного факта вряд ли способствует развитию интеллекта моих учеников, но ведь PISA случается раз в три года и, к счастью, не со всеми, а за результаты ЕНТ мы отчитываемся каждый год на всех уровнях. Научить для жизни в нашем, отечественном, понимании значит подготовить к успешной сдаче ЕНТ и поступлению в ВУЗ. Так считают большинство учеников, их родителей и даже учителей.
Поэтому если мы хотим соответствовать международным стандартам, то пора менять собственные. Менять программу, сокращать её теоретическую часть, и расширять практическую. А лихорадка накануне PISA приводит лишь к расшатыванию нервной системы и учителей и учеников. В конце концов оценка – не самоцель, а показатель. Так я всегда говорю своим ученикам.
*Организация экономического сотрудничества и развития
Фото: Vasily Fedosenko/Reuters
Читайте также
Возвращение Мухтара
Бахытжан Кетебаев работавший долгое время с Мухтаром Аблязовым размышляет о характере своего бывшего шефа.