Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:14, 14 января 2014

Полезное чтиво: Переступая порог магазина.

Вас пытаются заставить сдать сумку при входе в магазин или, наоборот, при выходе просят открыть и показать содержимое? Знайте, это совершенно незаконно! Вы имеете полное право пройти в магазин хоть с чемоданом и с этим же чемоданом – выйти. Без досмотра.

На написание этой статьи меня подвигла ситуация, в которую моя хорошая знакомая, небезызвестная LightMe (сидит рядом), недавно попала в одном из южно-столичных магазинов.

— Встань, сфотаю.

Blog post image

После совершения покупок и оплаты на кассе, её путь к выходу из магазина перекрыл некий 19-летний дрыщ в форме небезызвестного РГП "Кузет". Перекрыл, значит, и требует предъявить содержимое сумки на предмет краденого товара. Она, конечно, начала было препираться, но переполненный тестостероном молодой самец пригрозил хрупкой девушке расправой в ближайшем РОВД, и ещё не успев осознать, каких дров он уже наломал, выпалил, что у него там "связи", тем самым окончательно вбив гвоздь в свой прогнивший гробик.Начав "досмотр" прямо у входа в магазин, на глазах у других покупателей (эти и все другие манипуляции зафиксировала камера внутреннего наблюдения), он уронил на грязный пол её косметичку, телефон (разбился экран) и ключи.

Выйдя из магазина, прелюдно униженная и оскорблённая, она, еле сдерживая плач, позвонила ко мне. Благо, время было обеденное и я, захватив с собой редакционного юриста, как рыцарь со своим оруженосцем, ринулся в злополучный замок магазин, спасать честь принцессы и рубить голову злому дракону. Охранник и администратор не более пяти минут гнули пальцы и общались с нами в режиме "Мне всё пох, я прямиком из 90-х". Ровно до того момента, пока я не вытащил из нагрудного кармана включённый диктофон, а мой коллега - служебное удостоверение. После, уже на цыпочках, они, на добровольной основе, сопроводили нас в служебную комнату с монитором, где мы с администратором и стали свидетелем всего того, что я перечислил выше. Видели бы вы его лицо и физиономию охранника...Такого контраста красного с белым я давно не встречал.

Ну, чтобы не затягивать главное повествование и, собственно, цель этой статьи, скажу, что в итоге всё решили полюбовно. Магазин обязался выплатить LightMe компенсацию в размере 200.000 тг, а я за это обязался не упоминать фамилий и названия торговой точки.

Blog post image

Думаю, что представители магазина читают это. Так что Серик, поправь меня, если я в чём то перегнул. ;)

Итак, для чего я всё это вам рассказал? Да чтобы вы, окунувшись в ситуацию с чужим примером, сделали выводы и при подобных обстоятельствах, в будущем, сумели за себя постоять, защитить свои конституционные права. Думаю, этот пример пойдёт на пользу как обычным обывателям,так и держателям магазинов, а также людям, занимающихся подбором персонала.

Хотя меня абсолютно не интересует некоммерческая журналистика, но настроение, вследствие очередной маленькой победы - хорошее. Поэтому выдаю вам, исключительно на альтруистических началах, небольшую памятку о том, как себя вести в подобных ситуациях и какие именно пальцы вы имеете законное право гнуть, да так, чтобы обратно не загнули.

Blog post image

Итак: Чтобы избежать конфликтных ситуаций, достаточно просто знать свои права. Не позволять нарушать их никому, в том числе магазинным охранникам и администрации.

При входе во многие магазины от вас, как правило, требуют расстаться с личным имуществом – сдать на хранение любой багаж, по габаритам чуть превышающий обычные размеры дамской сумочки. Причем определять – дамская ли у вас сумочка или нет, охранники склонны самостоятельно. Видимо, на курсах повышения квалификации сейчас преподают и это.

Но чаще, как и в приведённом мной примере, конфликты с охранником возникают при выходе из магазина. У вас могут потребовать показать содержимое ваших карманов и сумок, без всякого к тому повода. Что делать если охранник продолжает настаивать на досмотре ваших вещей, даже если сигнал охранной рамки не звучал или ее в магазине не имеется, и охранник решил выборочно, на вас, проявить свое рвение?

Blog post image

Будьте уверены, ни охранник, ни другие работники магазина не имеют права устраивать вам обыск. Максимум – они могут попросить показать содержимое сумок. Попросить – и только. Вы совершенно свободно можете проигнорировать их просьбу. Согласно казахстанским законам, правом на личный досмотр обладают только сотрудники полиции, которые могут производить его только в присутствии двух понятых (посторонних свидетелей) и с составлением протокола досмотра. Показания к такому досмотру должны быть достаточно веские - сигнал охранной магнитной рамки о проносе "непробитого" товара, либо наличие видеозаписи о краже товара, где вы фигурируете в главной роли.

Если этих двух обвинительных факторов нет в наличии – охранники не имеют права предъявлять к вам никаких претензий. Оповестите их об этом, и требуйте извинений. Отказываются? О.К.  Вы можете начинать действовать несколькими способами:

  1. Требуете книгу жалоб магазина и подробно опишите ваши претензии. (Совершенно не работает)
  2. Жалоба на конкретного охранника в частное охранное агентство, которое он представляет (эти сведения и его личные данные должны быть у него на нагрудном знаке или табличке) Боятся они этого, как черти холода, так как если дело дойдёт до иска с вашей стороны, то на время следствия у них могут изъять лицензию, а это для них - полная жопа. Пример
  3. Третье - жалоба в отдел защиты прав потребителей, и наконец, в полицию – в районный отдел. Пример
  4. Разное. Ағашек и прочие связи да ниточки у нас ещё никто, даже официально, не отменял и не обрезал.

Blog post image

Как правило, достаточно мне озвучить лишь первые три пункта этого списка – от претензий охранников не остаётся и следа. Порой, даже задумываюсь о том, что если бы камеры наблюдения зафиксировали меня, ворующим с полки детское питание, меня, под прессом вышеописанных аргументов - отпустили бы...

Кстати, если вас насильственно пытаются задерживать – якобы до приезда полиции. Это тоже прямое нарушение ваших прав и повод для подачи заявления о хулиганстве работников охраны или торгового центра. И если охранник вознамеривается провести обыск самостоятельно – звонить в полицию можете именно Вы, с требованием срочно защитить себя от посягательств. (Гы)

 

Blog post image

Часто видите подобные записи в магазине?

Помните, эти слова – ложь. Это само по себе достаточно абсурдно, согласитесь. Требовать отдать вещи на хранение и при этом не ручаться за их сохранность – нарушение ГК, в разделе "нарушение договоров". Однако, в данном случае, ответственность за сохранность возлагается только в отношении сумки. Что касается вещей, которые там были - с ними можете попрощаться. Теоретически, конечно, можно предложить охраннику составить бланк описи содержимого сумки, но я бы отдал немалые деньги за то, чтобы воочию увидеть этот абсурд.

Требования оставить при входе сумки любого габарита никакой правовой основы под собой не имеют. Магазин (в лице охранника) не имеет права принуждать вас к заключению договора по оказанию услуг охраны ваших сумок и вещей. Именно это зачастую происходит, в нарушении статьи о свободе заключения договора ГКРК, и более конкретно – постановления комитета по торговле РК. Если вы не желаете добровольно сдавать вещи на «хранение» - вы имеете право этого не делать. Так и оповестите чрезмерно настойчивого охранника.

Ну и в качестве бонуса вы можете потребовать пригласить администратора и пообещать ему написать жалобу о нарушении правил торговли в местный отдел Казпотребнадзора. При этом, желательно, иметь при себе только что отснятое видео, на котором запечатлён весь незаконный процесс, плюс не забудьте зафиксировать название магазина, так как план (проект) здания под магазин (который при должной защите в суде может быть учтён) часто является "левым" и дублируемым.

В заключении, я вынужден предупредить особо эмоциональных граждан, которые заручившись поддержкой всего вышеописанного, и почувствовав своё вдруг возросшее положение в обществе, могут пойти в ближайший маркет и раздать лещей тамошней охране. Нет, наличие аналитического устройства мозга, метко стреляющего языка и крепких яиц ещё никто не отменял. В 90% конфликтных случаев всегда можно найти взаимовыгодный компромисс.

Такие гундосы и псевдо-умники меня тоже нервируют...

По поводу того, что вопреки устоявшемуся мнению, производить фото и видео фиксацию в магазинах (ценники, товар, охранники и.т.д.) вы имеете право почти везде и всюду - пусть расскажет кто-нибудь другой. Это, порой, тоже важно.

Всех благ.

 

Blog post image

0