• 54065
  • 0
  • 1
Нравится блог?
Подписывайтесь!

...И вновь кипят шекспировские страсти

Казахстанская правда, 08.12.2014

Ушедший год для балетной труппы Astana Opera был напряженным и творчески плодотворным: после серьезного экзамена практически без потерь танцовщики перешли в новый театр, а потом за полгода уже на новой сцене выдали три крупные премьеры - «Спящую красавицу» в новой редакции Юрия Григоровича, «Родена» Б. Эйфмана и «Ромео и Джульетту» в постановке Шарля Жюда.

Такие разноплановые и мастерски сделанные спектакли, несомненно, украсили репертуар и обогатили опыт артистов. Можно сказать, что нынешняя премьера «Ромео и Джульетты» - это синтез строгой классики «Спящей красавицы» и модерна «Родена» или, как признался сам Шарль Жюд, переход от классики к неоклассике и модерну в отдельных сценах.

Кстати, теперь казахстанцы имеют возможность смотреть и сравнивать «Ромео и Джульетту» в алматинской постановке Юрия Григоровича с французской версией Шарля Жюда в столице. (Так растет и воспитывается зритель.)

Балет начинается с музыки. Она звучит еще при закрытом занавесе и настраивает публику, передавая «краткое содержание» шекспировской трагедии. Улановой приписывают остроту: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». В 1940 году, когда в Ленинграде Леонид Лавровский ставил «Ромео и Джульетту», музыка С. Прокофьева казалась непривычной, «неправильной», но после триумфа Улановой в партии Джульетты вскоре стала классикой.

Как сказал дирижер Джузеппе Акуавива, исполнение балетной музыки всегда подчиняется хореографии, но в данном случае видно, что хореография точно следует за музыкой. Не случайно коллега и наставник Шарля Жюда, направивший его на стезю хореографа, великий Рудольф Нуреев был не только танцовщиком, балетмейстером, но еще и дирижером.

«Сама партитура Прокофьева, - замечает Шарль Жюд, - настолько хорошо рассказывает историю юных веронцев, что заставляет и хореографию следовать всем нюансам». Дирижер же добавляет: «Балет - это форма максимального выражения эмоций в искусстве. А тема Джульетты просто изобилует яркими контрастами и оттенками, это лучшее описание молодости и красоты».

И оркестр Astana Opera справился с задачей. Премьеру дирижировал Джузеппе Акуавива, два следующих спектакля - Айдар Абжаханов.

Как только открылся занавес, можно было уже аплодировать: те, кто видел «Спящую красавицу», узнал руку большого мастера Эцио Фриджерио - рос­кошные золоченые колонны обозначают пространство сцены, а на заднике меняются проекции (художник Серджо Металли), точно определяющие место действия, - площадь Вероны, зал в доме Капулетти, монастырь, спальня Джульетты, вид Мантуи, фамильный склеп Капулетти... Возникает ощущение огромного пространства, а заполняющая его яркая толпа в точно воссозданных Франкой Скуарчапино исторических костюмах создает атмосферу Италии ХVI века с ее жарким солнцем и страстями, праздниками и негой.

Поскольку идет борьба двух кланов, цвета распределяются четко, как на футбольном поле: «красные» Капулетти против «синих» Монтекки. Нейтралитет в зеленоватой гамме держат друзья Ромео - Меркуцио и Бенволио. Но надо видеть эти переливы оттенков и сочетаний тканей многослойных женских одежд и дорогих мужских нарядов!

Нежные светлые тона у платьев Джульетты. Ромео приходит на свидание в романтической белой рубашке, да и у смешной доброй Кормилицы облачение цвета небеленого полотна. Декорации и костюмы с особым тщанием готовились в Италии и могут рассматриваться как самостоятельные произведения искусства, а помогает в этом мастерство известного художника по свету Виничо Кели.

Важную роль в спектакле играет кордебалет: это социальный фон, на котором происходит трагедия. Шарль Жюд в одной из сцен использует кинематографический прием - драка стенка на стенку показана словно в замедленной съемке, где хорошо видно, как одинаково жестоко бьются мужчины и женщины. Их слепая ненависть и беспощадность вызваны только тем, что противник из другого клана, с другой улицы. (Век ХVI, а от нашего только костюмы отличают...)

Главные зачинщики - ревнитель закона кровной мести кузен Джульетты Тибальд и весельчак и забияка - друг Ромео - Меркуцио. Сержан Кауков идеально подошел на роль Тибальда - его надменность и жестокость выражаются и в осанке, и в повороте головы, и в жесте, которым он отталкивает протянутую руку Ромео. Не случайно уже при первом появлении в сцене на праздничной площади он единственный оказывается с оружием, а в роковом поединке с Меркуцио вместо выбитой шпаги пускает в ход кинжал.

Меркуцио - одна из самых ярких и сложных партий. Замысловатые шутовские коленца, которые он выкидывает, надо исполнять легко и весело, а предсмертный танец наполнять философией и горькой иронией, ведь он прощается с жизнью, вспоминая ее лучшие мгновенья, задумываясь о смысле. Серик Накыспеков технически с ролью Меркуцио справляется успешно. А более тонкие краски, уверена, вскоре появятся.

В партии Бенволио выступают Бахтияр Адамжан в первом составе, Николай Коршунов и Арнай Омарбаев - во втором и третьем. Психологически образ проще - это преданный друг и миротворец, пытающийся всякий раз остановить драку, предотвратить вражду.

Всегда эффектны и запоминаются публике комические герои. Таковой в «Ромео и Джульетте» выступает Кормилица в ярком исполнении Сэрины Сунагава. Она бесконечно любит свою воспитанницу, но по недалекости ума и простодушию не понимает, почему бы Джульетте и не выйти замуж за графа Париса?

Но на этот вопрос ясно отвечает исполнитель партии Париса Марат Абдрахманов, рисуя образ молодого человека, настолько самоуглубленного и холодного, что порой он напоминает прекрасное мраморное изваяние. Поэтому именно пылкий Ромео (Таир Гатауов) с первого взгляда полюбился Джульетте.

Шарль Жюд делает акцент на молодости шекспировских героев, ведь Ромео только 17, а Джульетте нет и 14, поэтому и сцена их тайного венчания решена в ироническом ключе: за спиной отца Лоренцо влюбленные вместо молитвы начинают обниматься, и укоризны священника останавливают их не надолго...

Самая сложная - партия Джульетты. Героиня за короткий отрезок времени превращается из беззаботной девочки в сильную личность, переживающую и внутрисемейный, и социальный конфликт, самостоятельно решающую свою судьбу. Мадина Басбаева, танцевавшая в первом составе, призналась, что на премьерных спектаклях в Бордо так сильно проникалась трагедией героини, что в финальной сцене всякий раз плакала над телом возлюбленного.

И Шарль Жюд оценил ее талант: «Я был в зале, когда Мадина танцевала Джульетту в Бордо, и у меня по телу бежали мурашки. За всю жизнь я видел очень много спектаклей и часто на них бывало просто скучно, даже если танцевали технично. С тем же успехом мог бы пойти в спортзал или в цирк. Великий Вацлав Нижинский очень обижался, когда говорили, что его знают как танцовщика, который прыгает выше всех, вертится лучше всех. Он говорил: «Я не хочу, чтобы меня помнили как великого танцовщика - хочу, чтобы меня помнили как великого артиста».

Из трех исполнительниц партии Джульетты Айгерим Бекетаева самая младшая, но, наверное, не только поэтому ей лучше удается передать детскую чистоту и невинность шекспировской героини, ее непосредственность. Шарль Жюд нашел интересный ход: в последней сцене Ромео, согнувшись от горя, несет на спине бездыханное тело Джульетты с раскинутыми руками, как крест. И возникающие ассоциации с Голгофой возвышают его страдания.

В постановке Шарля Жюда гармонично чередуются яркие массовые танцы с лирическими дуэтами, тройками демисолистов (Ромео и его друзья - Розалина (Асель Шайкенова) и ее подруги), хорошо поставленными фехтовальными поединками, праздничными выступлениями шутов, которые носятся по сцене колесом, кувыркаются и выстраивают пирамиду в стиле советских физкультурных парадов 30-40-х годов.

В общем, спектакль, несмотря на печальный сюжет, получился поистине праздничным, и публика выходила из театра со счастливым чувством приобщенности к великому искусству.

Елена КУЗНЕЦОВА
фото Игоря БУРГАНДИНОВА

МК РК Mki_gov
8 января 2014, 12:18
250

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Обратная сторона Астаны. Девять худших и проблемных районов столицы Казахстана

Обратная сторона Астаны. Девять худших и проблемных районов столицы Казахстана

Несмотря на то, что Астана столица, и один из самых красивых и современных городов Казахстана, здесь все равно есть места, за которые стыдно и даже как-то неудобно перед гостями.
Washington
12 янв. 2017 / 12:25
  • 20104
  • 25
Расписание Универсиады в Алматы. Что стоит посетить?

Расписание Универсиады в Алматы. Что стоит посетить?

Путеводитель по соревнованиям Универсиады с рекомендациями, какие соревнования Универсиады никак нельзя пропустить. До встречи на Универсиаде!
olympic
11 янв. 2017 / 10:40
  • 17678
  • 7
Господин министр, что означает ваша фраза «Хорошо, не открывайте, мы найдем другой способ проверить»?

Господин министр, что означает ваша фраза «Хорошо, не открывайте, мы найдем другой способ проверить»?

Это что, совет? Рекомендация? Или это угроза? Чего нам ждать? Чего нам бояться? Мы – законопослушные граждане Республики Казахстан, мы ЗА ужесточение законодательства в части борьбы с терроризмом, но при этом...
AliyaSadyrbaeva
10 янв. 2017 / 21:02
  • 15144
  • 30
Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Официальные спикеры КНБ РК рассказали о ходе расследования, раскрыв общественности схему, которую использовало руководство ЕНПФ для воровства 5 миллиардов тенге пенсионных накоплений.
openqazaqstan
13 янв. 2017 / 11:30
  • 13691
  • 12
«Ещё раз на те же грабли». Премьер Сагинтаев о временной регистрации

«Ещё раз на те же грабли». Премьер Сагинтаев о временной регистрации

Казахстанцы по-прежнему с нескрываемым возмущением и сарказмом комментируют нововведения в миграционное законодательство. Проблема, как это ни парадоксально, в том, что мы, казахстанцы – народ законопослушный.
openqazaqstan
12 янв. 2017 / 10:07
  • 10902
  • 26
Так и думал, что 2017-й начнется отвратительно. Каково вообще таким как я, квартирантам?

Так и думал, что 2017-й начнется отвратительно. Каково вообще таким как я, квартирантам?

В городе у меня нет совершенно никого, поэтому ни прописки, ни регистрации у меня нет, а живу я в съемной, как и многие. К сожалению, далеко не каждый человек готов прописать, хоть и временно, своего квартиранта.
MrVladimirLV
10 янв. 2017 / 15:21
  • 6769
  • 81
Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Если я останусь в Казахстане, то идти мне здесь некуда, пахать за копейки на госслужбе? Прожить всю жизнь в однокомнатной вместе с котом и мамой?
savira6
13 янв. 2017 / 9:44
  • 4484
  • 27
Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Прошло около 2 лет. За эти годы в моей жизни многое изменилось. И мне стало интересно, какие же изменения произошли в жизни тех, у кого я когда-то брал интервью...
DastanIskakov
14 янв. 2017 / 11:43
  • 4014
  • 4
Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Наверняка, все знают крылатую фразу Ленина "Кто не работает - тот не ест" В то время за безработицу осуждали, а кормили народ за счет предприятия - славные были времена, пусть я и застала их лишь...
DoZa
13 янв. 2017 / 9:54
  • 3587
  • 41