Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:18, 08 января 2014

...И вновь кипят шекспировские страсти

Казахстанская правда, 08.12.2014

Blog post imageУшедший год для балетной труппы Astana Opera был напряженным и творчески плодотворным: после серьезного экзамена практически без потерь танцовщики перешли в новый театр, а потом за полгода уже на новой сцене выдали три крупные премьеры - «Спящую красавицу» в новой редакции Юрия Григоровича, «Родена» Б. Эйфмана и «Ромео и Джульетту» в постановке Шарля Жюда.

Такие разноплановые и мастерски сделанные спектакли, несомненно, украсили репертуар и обогатили опыт артистов. Можно сказать, что нынешняя премьера «Ромео и Джульетты» - это синтез строгой классики «Спящей красавицы» и модерна «Родена» или, как признался сам Шарль Жюд, переход от классики к неоклассике и модерну в отдельных сценах.

Кстати, теперь казахстанцы имеют возможность смотреть и сравнивать «Ромео и Джульетту» в алматинской постановке Юрия Григоровича с французской версией Шарля Жюда в столице. (Так растет и воспитывается зритель.)

Балет начинается с музыки. Она звучит еще при закрытом занавесе и настраивает публику, передавая «краткое содержание» шекспировской трагедии. Улановой приписывают остроту: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». В 1940 году, когда в Ленинграде Леонид Лавровский ставил «Ромео и Джульетту», музыка С. Прокофьева казалась непривычной, «неправильной», но после триумфа Улановой в партии Джульетты вскоре стала классикой.

Как сказал дирижер Джузеппе Акуавива, исполнение балетной музыки всегда подчиняется хореографии, но в данном случае видно, что хореография точно следует за музыкой. Не случайно коллега и наставник Шарля Жюда, направивший его на стезю хореографа, великий Рудольф Нуреев был не только танцовщиком, балетмейстером, но еще и дирижером.

«Сама партитура Прокофьева, - замечает Шарль Жюд, - настолько хорошо рассказывает историю юных веронцев, что заставляет и хореографию следовать всем нюансам». Дирижер же добавляет: «Балет - это форма максимального выражения эмоций в искусстве. А тема Джульетты просто изобилует яркими контрастами и оттенками, это лучшее описание молодости и красоты».

И оркестр Astana Opera справился с задачей. Премьеру дирижировал Джузеппе Акуавива, два следующих спектакля - Айдар Абжаханов.

Blog post imageКак только открылся занавес, можно было уже аплодировать: те, кто видел «Спящую красавицу», узнал руку большого мастера Эцио Фриджерио - рос­кошные золоченые колонны обозначают пространство сцены, а на заднике меняются проекции (художник Серджо Металли), точно определяющие место действия, - площадь Вероны, зал в доме Капулетти, монастырь, спальня Джульетты, вид Мантуи, фамильный склеп Капулетти... Возникает ощущение огромного пространства, а заполняющая его яркая толпа в точно воссозданных Франкой Скуарчапино исторических костюмах создает атмосферу Италии ХVI века с ее жарким солнцем и страстями, праздниками и негой.

Поскольку идет борьба двух кланов, цвета распределяются четко, как на футбольном поле: «красные» Капулетти против «синих» Монтекки. Нейтралитет в зеленоватой гамме держат друзья Ромео - Меркуцио и Бенволио. Но надо видеть эти переливы оттенков и сочетаний тканей многослойных женских одежд и дорогих мужских нарядов!

Нежные светлые тона у платьев Джульетты. Ромео приходит на свидание в романтической белой рубашке, да и у смешной доброй Кормилицы облачение цвета небеленого полотна. Декорации и костюмы с особым тщанием готовились в Италии и могут рассматриваться как самостоятельные произведения искусства, а помогает в этом мастерство известного художника по свету Виничо Кели.

Важную роль в спектакле играет кордебалет: это социальный фон, на котором происходит трагедия. Шарль Жюд в одной из сцен использует кинематографический прием - драка стенка на стенку показана словно в замедленной съемке, где хорошо видно, как одинаково жестоко бьются мужчины и женщины. Их слепая ненависть и беспощадность вызваны только тем, что противник из другого клана, с другой улицы. (Век ХVI, а от нашего только костюмы отличают...)

Главные зачинщики - ревнитель закона кровной мести кузен Джульетты Тибальд и весельчак и забияка - друг Ромео - Меркуцио. Сержан Кауков идеально подошел на роль Тибальда - его надменность и жестокость выражаются и в осанке, и в повороте головы, и в жесте, которым он отталкивает протянутую руку Ромео. Не случайно уже при первом появлении в сцене на праздничной площади он единственный оказывается с оружием, а в роковом поединке с Меркуцио вместо выбитой шпаги пускает в ход кинжал.

Меркуцио - одна из самых ярких и сложных партий. Замысловатые шутовские коленца, которые он выкидывает, надо исполнять легко и весело, а предсмертный танец наполнять философией и горькой иронией, ведь он прощается с жизнью, вспоминая ее лучшие мгновенья, задумываясь о смысле. Серик Накыспеков технически с ролью Меркуцио справляется успешно. А более тонкие краски, уверена, вскоре появятся.

В партии Бенволио выступают Бахтияр Адамжан в первом составе, Николай Коршунов и Арнай Омарбаев - во втором и третьем. Психологически образ проще - это преданный друг и миротворец, пытающийся всякий раз остановить драку, предотвратить вражду.

Всегда эффектны и запоминаются публике комические герои. Таковой в «Ромео и Джульетте» выступает Кормилица в ярком исполнении Сэрины Сунагава. Она бесконечно любит свою воспитанницу, но по недалекости ума и простодушию не понимает, почему бы Джульетте и не выйти замуж за графа Париса?

Но на этот вопрос ясно отвечает исполнитель партии Париса Марат Абдрахманов, рисуя образ молодого человека, настолько самоуглубленного и холодного, что порой он напоминает прекрасное мраморное изваяние. Поэтому именно пылкий Ромео (Таир Гатауов) с первого взгляда полюбился Джульетте.

Шарль Жюд делает акцент на молодости шекспировских героев, ведь Ромео только 17, а Джульетте нет и 14, поэтому и сцена их тайного венчания решена в ироническом ключе: за спиной отца Лоренцо влюбленные вместо молитвы начинают обниматься, и укоризны священника останавливают их не надолго...

Самая сложная - партия Джульетты. Героиня за короткий отрезок времени превращается из беззаботной девочки в сильную личность, переживающую и внутрисемейный, и социальный конфликт, самостоятельно решающую свою судьбу. Мадина Басбаева, танцевавшая в первом составе, призналась, что на премьерных спектаклях в Бордо так сильно проникалась трагедией героини, что в финальной сцене всякий раз плакала над телом возлюбленного.

И Шарль Жюд оценил ее талант: «Я был в зале, когда Мадина танцевала Джульетту в Бордо, и у меня по телу бежали мурашки. За всю жизнь я видел очень много спектаклей и часто на них бывало просто скучно, даже если танцевали технично. С тем же успехом мог бы пойти в спортзал или в цирк. Великий Вацлав Нижинский очень обижался, когда говорили, что его знают как танцовщика, который прыгает выше всех, вертится лучше всех. Он говорил: «Я не хочу, чтобы меня помнили как великого танцовщика - хочу, чтобы меня помнили как великого артиста».

Из трех исполнительниц партии Джульетты Айгерим Бекетаева самая младшая, но, наверное, не только поэтому ей лучше удается передать детскую чистоту и невинность шекспировской героини, ее непосредственность. Шарль Жюд нашел интересный ход: в последней сцене Ромео, согнувшись от горя, несет на спине бездыханное тело Джульетты с раскинутыми руками, как крест. И возникающие ассоциации с Голгофой возвышают его страдания.

В постановке Шарля Жюда гармонично чередуются яркие массовые танцы с лирическими дуэтами, тройками демисолистов (Ромео и его друзья - Розалина (Асель Шайкенова) и ее подруги), хорошо поставленными фехтовальными поединками, праздничными выступлениями шутов, которые носятся по сцене колесом, кувыркаются и выстраивают пирамиду в стиле советских физкультурных парадов 30-40-х годов.

В общем, спектакль, несмотря на печальный сюжет, получился поистине праздничным, и публика выходила из театра со счастливым чувством приобщенности к великому искусству.

Елена КУЗНЕЦОВА
фото Игоря БУРГАНДИНОВА

0
195
0