Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-3
08:56, 08 января 2014

ЗАПРЕТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Blog post image

Часть I.

“В истории человечество ищет не пепел, а огонь”.
(Римский афоризм)

Истоки.

Наверное найдется немало таких людей, кто бы не задумывался почему птицы летят на север строить гнезда, откладывать яйца и выращивать своих птенцов? Почему некоторые лососевые так стремятся отложить свою икру в таежных речках Дальнего востока, а затем погибнуть став кормом для своего будущего потомства, вместо того, чтобы отметать икру в прибрежных водах  теплых южных морей и тем обезопасить процесс продолжения рода? Несомненно, это свидетельствует о том, что в древности в этом регионе существовал субтропический климат с буйной растительностью и обширными болотами богатыми различной живностью. А какие удивительные находки порой совершают палеонтологи, да и просто охотники-оленеводы и геологи на просторах северной тундры. Вот одна из последних, случайно обнаруженных инженером-нефтяником во время очередной служебной командировки.

Blog post image

Как выяснилось, подобные архитектурные сооружения - рисунки, называемые геоглифами, есть и в других районах Сибири.

Blog post image

На этой спутниковой карте отчетливо просматриваются параллельные линии и перпендикуляры. Кто и когда создал подобные рисунки или мегалитические сооружения столь циклопического масштаба?

Blog post image

Возможно, это более совершенные гидротехнические  системы подобные тому, что в свое время были обнаружены в Казахстане, на плато Устюрт? Система рисунков-стрел  на плато Устюрт, расположенного между полуостровом Мангышлак и заливом Кара-Богаз-Гол, Аральским морем и пустынями Кара-Кум и Кызыл-Кум, прослеживается на территории в 100 км, но учёные считают, что она значительно больше, и превосходит своей протяженностью систему загадочных рисунков в пустыне Наска.

Blog post image

Для чего же были созданы эти стрелы? Гипотез не так уж и много — всего две.  Учёные считают, что стрелы представляют собой древние обводнительные сооружения или столь же древние загоны  (араны) для скота.Строительство аранов, по словам местных жителей, осуществлялось вплоть до XIX века, когда по плато Устюрт бродили огромные  стада сайгаков, муфлонов, куланов и диких лошадей – тарпанов. Недалеко от этого места найден огромный комплекс загадочных  уникальных культовых сооружений и могильников древних кочевников, несомненно, как-то связанный со строителями стрел. В результате была открыта неизвестная ранее древняя кочевая культура Устюрта.

Как бы то ни было, существование подобных архитектурных сооружений говорит о возможном родстве этой древней цивилизации.Какие нужно было иметь знания об астрономии, инженерии и культурно -религиозные представления о мироустройстве чтобы строить подобное? И где другие подтверждения существования этой протоцивилизации?

Как ни странно это звучит, но они у нас перед глазами, только мы не хотим их видеть.Еще в 1887 - 89 г. финской экспедицией Й.-Р. Аспелина, были обнаружены и частично опубликованы гравировки на плитах могильника у дер. Подкамень на левом берегу Енисея, в Хакасии, так наываемых таштыкских изображений. И.-Р. Аспелин и X. Аппельгрен-Кивало назвали фигуры изображениями жрецов или проповедников («Priester»).Более 60 лет ученые мужи хранили гордое молчание и хотя в 1959 г. здесь проводил разведку  советский исследователь Л.Р. Кызласов с Хакасской археологической экспедицией МГУ , но результаты копирования остались неизданными.

Blog post image

 

И только много позднее ученые мужи, востоковеды О. Меншен-Хелфен и С.Г. Кляшторный, археолог Л.Р. Кызласов, затеяли затянувшийся во времени научный спор. О. Меншен-Хелфен интерпретировал фигуры как манихейских «electi», т.е. представителей манихейского культа. Основанием послужило подобие подкаменских головных уборов высоким «шапкам» монахов манихейской (?) живописи Турфана IX в. (Maenchen-Helfen 1951). По мнению С.Г. Кляшторного, на подкаменских гравировках изображены «священнослужители, которые в древнекыргызской эпиграфике носят название "mar", а в уйгурских текстах Синьцзяна нередко обозначаются тюркским словом... "долгополые"». Трактуя предметы рядом с «клириками» как древнехристианские рипиды и алтарь с потиром, С.Г. Кляшторный включает их в ряд свидетельств о возможном распространении несторианства среди кыргызской аристократии, относя это событие примерно к середине IX в. (Кляшторный 1959). Л.Р. Кызласов отвергает подобное мнение, видя в «алтаре с потиром» изображение сосуда — так называемого «бочонка на боку», известного в таштыкских памятниках Минусинской котловины. Правда наличие на всех изображениях тенгрианского равностороннего креста никак не комментируется.Кроме того, несколько «фигур со шлейфами» расположены среди рисунков, выполненных в таштыкском стиле, т.е в раннескифское время. Там же, невдалеке от знаменитой Сулекской писаницы, на скальных выходах сопки Озёрная, зафиксированы три плоскости с таштыкскими гравировками и известной рунической надписью.Таким образом, впервые осторожно заявлено о том, что раннескифская кочевая цивилизация имела свою письменность и свою тенгрианскую религию с развитой церковной атрибутикой и традициями, правда не употребляя этого слова. По сути, выдвинутая версия опровергала индоиранскую теорию происхождения саков и распространение ее через причерноморские степи далее на север, а получалось как раз наоборот; Южная Сибирь стала прародиной саков, мало того они оказались тюрками с развитой храмовой культурой.

Позднее, там же были обнаружены еще 10 гравированных композиций . Основные образы — фигуры воинов и специфичные персонажи в длиннополых одеяниях принадлежащие одной раннескифской эпохе. Всего на плитах могильника  зафиксировано 11 фигур. Все они единообразны: в длинных одеждах со «шлейфами», в высоких головных уборах, с объёмными прическами. Ни в одном случае не показаны руки, видимо, спрятанные в рукавах на груди.

Blog post image

Стоит отметить, что испугавшись выдвинутого заключения, в 1975 году появилась версия о "чужеземцах" с китайской традицией, в частности, головным убором якобы аналогичным китайскому тунтяньгуань — принадлежности парадного одеяния высших чиновников, отнеся их к более позднему периоду, игнорируя тот факт, что это нарушает логику композиции.

 

Blog post image

Древнехакасский воин IX-X вв. Гравировка на писанице Сулек-II на левом берегу р. Черный Июс

Там же были найдены изображения воина всадника со знаменем (тугом) в руках, предположительно более позднего IX-X вв. Известно также, что было изображено на знамени всадника - волчья голова символизирующую проматерь всех тюрков и равносторонний тенгрианский крест - знак единого бога Тенгри, сына Неба.

Blog post image

Другой характерной особенностью ранней сакской цивилизации была развитая храмовая архитектура.Из известных нам по курганным раскопкам строениям в сакский период применялись элементарные формы, имеющие в плане только круг,квадрат и крест, в более позднее средневековье этот набор был несколько расширен за счет многогранника и звездчатых в плане фигур, что впрочем, компенсировалось большим количеством их сочетаний - развивались различные концентрические фигуры.

Blog post image

Предположительно тенгрианский храм III-VIII в.в. под холмом Культобе, недалеко от мавзолея Яссови, городище Туркестан.Центральным элементом планировки является сооружение крестообразной формы. Концы сторон «креста» оформлены полукружьями, и в плане эта конструкция имеет четырехлепестковую форму

Но самое главное, чего не появилось в последующей архитектуре, так это квадрата вписанного в круг. В средневековых тюркских памятниках четко соблюдалась направленность к «скруглению» формы по направлению вверх и к центру (квадрат - многоугольник — круг).

Blog post image

Развалины города крепости Хар Бухын Балгас, относятся к до Чингис-Хановской эпохе. IX – X век.

Для композиции сакской храмовой культуры и мавзолеев,освоившей геометрию горизонтальной плоскости, характерной была схема центральной целлы и охватывющих ее помещений, сопряженных в горизонтальной плоскости. Напротив, композиция средневековых мавзолеев основана на постановке элементов «один на другой», то есть, структурирована по вертикали.

Blog post image

Развалины предположительно тенгрианского храма в пустыне Такламакан, имеющего в плане фундамента равносторонний крест.

Духовные ценности культуры сакских кочевников- культ поклонения Небу воплотились в специфическом типе пространства, основанном на сакральной вертикали с преобладающей формой куполов повышенных очертаний. Но даже в приземистых мавзолеях  духовная энергия исподволь ощущалась в стремлении к цельности и обобщенности всего объема. Безусловно первым храмом для кочевника была юрта, ее форма стала куполом Неба. А круг с крестом в центре - шанырак - стал символом Тенгри. Позднее это форма была заимствована при сооружении храмов из дерева и камня.Отдельным направлением стала так называемая "шатровая архитектура", где купол заменяла шатровая крыша.

Blog post image


Мавзолей Дондагул в отрогах Тарбагатая представляет собой восьмигранный бревенчатый (сосна) сруб с купольным завершением, установленный на основании из плоских камней. XIX век.

Корпус тюркского храма — это не более чем подставка для купола.Переход к куполу часто происходил постепенным напуском кладки из углов камеры непосредственно от самого ее пола с полным скруглением лишь на значительной высоте. Благодаря такой конструкции и возникли повышенные очертания куполов. Символическое начало преобладало над конструктивным.

Blog post image

Храмовый комплекс Таш Рабат.Цетральный Тянь-Шань. Приблизительное время постройки ХV век.

Развитие храмовой культуры привело к выделению главного фасада сооружения и ослаблению внимания к куполу, произошло заметное «сращивание» интерьера с внешними формами. В то же время большая часть построек вплоть до начала XX века продолжала развиваться в исходном направлении.Таким образом, заложенная сакральная вертикаль являлась смысловой осью, вдоль которой развивалось архитектурное пространство, наряду с купольными сооружениями, открытыми небу мемориальными оградами и особенно башенными постройками.

Blog post image

Коллаж составлен казахстанским архитектором Лейлой Рахимжановой. С сайта http://www.altyn-orda.kz/lejla-raximzhanova-kazaxskie-nevesty-eto-goty/

Тюркская храмовая архитектура нашла свое отражение в христианстве, буддизме и исламе, а точнее сказать вся храмовая культура тенгрианства вместе с ритуальными обрядами, одеждой и молитвенными книгами легла в основу всех мировых религий современности. Как же такое возможно, скажете вы? Ведь существующая история говорит об обратном, - христианство и буддизм проникали на территорию Южной Сибири и Центральной Азии? Эта тема отдельного разговора.

Продолжение следует....


 
-3
1770
2