место в рейтинге
  • 567257
  • 4877
  • 159
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ЗАПРЕТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Часть I.

“В истории человечество ищет не пепел, а огонь”.
(Римский афоризм)

Истоки.

Наверное найдется немало таких людей, кто бы не задумывался почему птицы летят на север строить гнезда, откладывать яйца и выращивать своих птенцов? Почему некоторые лососевые так стремятся отложить свою икру в таежных речках Дальнего востока, а затем погибнуть став кормом для своего будущего потомства, вместо того, чтобы отметать икру в прибрежных водах  теплых южных морей и тем обезопасить процесс продолжения рода? Несомненно, это свидетельствует о том, что в древности в этом регионе существовал субтропический климат с буйной растительностью и обширными болотами богатыми различной живностью. А какие удивительные находки порой совершают палеонтологи, да и просто охотники-оленеводы и геологи на просторах северной тундры. Вот одна из последних, случайно обнаруженных инженером-нефтяником во время очередной служебной командировки.

Как выяснилось, подобные архитектурные сооружения - рисунки, называемые геоглифами, есть и в других районах Сибири.

На этой спутниковой карте отчетливо просматриваются параллельные линии и перпендикуляры. Кто и когда создал подобные рисунки или мегалитические сооружения столь циклопического масштаба?

Возможно, это более совершенные гидротехнические  системы подобные тому, что в свое время были обнаружены в Казахстане, на плато Устюрт? Система рисунков-стрел  на плато Устюрт, расположенного между полуостровом Мангышлак и заливом Кара-Богаз-Гол, Аральским морем и пустынями Кара-Кум и Кызыл-Кум, прослеживается на территории в 100 км, но учёные считают, что она значительно больше, и превосходит своей протяженностью систему загадочных рисунков в пустыне Наска.

Для чего же были созданы эти стрелы? Гипотез не так уж и много — всего две.  Учёные считают, что стрелы представляют собой древние обводнительные сооружения или столь же древние загоны  (араны) для скота.Строительство аранов, по словам местных жителей, осуществлялось вплоть до XIX века, когда по плато Устюрт бродили огромные  стада сайгаков, муфлонов, куланов и диких лошадей – тарпанов. Недалеко от этого места найден огромный комплекс загадочных  уникальных культовых сооружений и могильников древних кочевников, несомненно, как-то связанный со строителями стрел. В результате была открыта неизвестная ранее древняя кочевая культура Устюрта.

Как бы то ни было, существование подобных архитектурных сооружений говорит о возможном родстве этой древней цивилизации.Какие нужно было иметь знания об астрономии, инженерии и культурно -религиозные представления о мироустройстве чтобы строить подобное? И где другие подтверждения существования этой протоцивилизации?

Как ни странно это звучит, но они у нас перед глазами, только мы не хотим их видеть.Еще в 1887 - 89 г. финской экспедицией Й.-Р. Аспелина, были обнаружены и частично опубликованы гравировки на плитах могильника у дер. Подкамень на левом берегу Енисея, в Хакасии, так наываемых таштыкских изображений. И.-Р. Аспелин и X. Аппельгрен-Кивало назвали фигуры изображениями жрецов или проповедников («Priester»).Более 60 лет ученые мужи хранили гордое молчание и хотя в 1959 г. здесь проводил разведку  советский исследователь Л.Р. Кызласов с Хакасской археологической экспедицией МГУ , но результаты копирования остались неизданными.

 

И только много позднее ученые мужи, востоковеды О. Меншен-Хелфен и С.Г. Кляшторный, археолог Л.Р. Кызласов, затеяли затянувшийся во времени научный спор. О. Меншен-Хелфен интерпретировал фигуры как манихейских «electi», т.е. представителей манихейского культа. Основанием послужило подобие подкаменских головных уборов высоким «шапкам» монахов манихейской (?) живописи Турфана IX в. (Maenchen-Helfen 1951). По мнению С.Г. Кляшторного, на подкаменских гравировках изображены «священнослужители, которые в древнекыргызской эпиграфике носят название "mar", а в уйгурских текстах Синьцзяна нередко обозначаются тюркским словом... "долгополые"». Трактуя предметы рядом с «клириками» как древнехристианские рипиды и алтарь с потиром, С.Г. Кляшторный включает их в ряд свидетельств о возможном распространении несторианства среди кыргызской аристократии, относя это событие примерно к середине IX в. (Кляшторный 1959). Л.Р. Кызласов отвергает подобное мнение, видя в «алтаре с потиром» изображение сосуда — так называемого «бочонка на боку», известного в таштыкских памятниках Минусинской котловины. Правда наличие на всех изображениях тенгрианского равностороннего креста никак не комментируется.Кроме того, несколько «фигур со шлейфами» расположены среди рисунков, выполненных в таштыкском стиле, т.е в раннескифское время. Там же, невдалеке от знаменитой Сулекской писаницы, на скальных выходах сопки Озёрная, зафиксированы три плоскости с таштыкскими гравировками и известной рунической надписью.Таким образом, впервые осторожно заявлено о том, что раннескифская кочевая цивилизация имела свою письменность и свою тенгрианскую религию с развитой церковной атрибутикой и традициями, правда не употребляя этого слова. По сути, выдвинутая версия опровергала индоиранскую теорию происхождения саков и распространение ее через причерноморские степи далее на север, а получалось как раз наоборот; Южная Сибирь стала прародиной саков, мало того они оказались тюрками с развитой храмовой культурой.

Позднее, там же были обнаружены еще 10 гравированных композиций . Основные образы — фигуры воинов и специфичные персонажи в длиннополых одеяниях принадлежащие одной раннескифской эпохе. Всего на плитах могильника  зафиксировано 11 фигур. Все они единообразны: в длинных одеждах со «шлейфами», в высоких головных уборах, с объёмными прическами. Ни в одном случае не показаны руки, видимо, спрятанные в рукавах на груди.

Стоит отметить, что испугавшись выдвинутого заключения, в 1975 году появилась версия о "чужеземцах" с китайской традицией, в частности, головным убором якобы аналогичным китайскому тунтяньгуань — принадлежности парадного одеяния высших чиновников, отнеся их к более позднему периоду, игнорируя тот факт, что это нарушает логику композиции.

 

Древнехакасский воин IX-X вв. Гравировка на писанице Сулек-II на левом берегу р. Черный Июс

Там же были найдены изображения воина всадника со знаменем (тугом) в руках, предположительно более позднего IX-X вв. Известно также, что было изображено на знамени всадника - волчья голова символизирующую проматерь всех тюрков и равносторонний тенгрианский крест - знак единого бога Тенгри, сына Неба.

Другой характерной особенностью ранней сакской цивилизации была развитая храмовая архитектура.Из известных нам по курганным раскопкам строениям в сакский период применялись элементарные формы, имеющие в плане только круг,квадрат и крест, в более позднее средневековье этот набор был несколько расширен за счет многогранника и звездчатых в плане фигур, что впрочем, компенсировалось большим количеством их сочетаний - развивались различные концентрические фигуры.

Предположительно тенгрианский храм III-VIII в.в. под холмом Культобе, недалеко от мавзолея Яссови, городище Туркестан.Центральным элементом планировки является сооружение крестообразной формы. Концы сторон «креста» оформлены полукружьями, и в плане эта конструкция имеет четырехлепестковую форму

Но самое главное, чего не появилось в последующей архитектуре, так это квадрата вписанного в круг. В средневековых тюркских памятниках четко соблюдалась направленность к «скруглению» формы по направлению вверх и к центру (квадрат - многоугольник — круг).

Развалины города крепости Хар Бухын Балгас, относятся к до Чингис-Хановской эпохе. IX – X век.

Для композиции сакской храмовой культуры и мавзолеев,освоившей геометрию горизонтальной плоскости, характерной была схема центральной целлы и охватывющих ее помещений, сопряженных в горизонтальной плоскости. Напротив, композиция средневековых мавзолеев основана на постановке элементов «один на другой», то есть, структурирована по вертикали.

Развалины предположительно тенгрианского храма в пустыне Такламакан, имеющего в плане фундамента равносторонний крест.

Духовные ценности культуры сакских кочевников- культ поклонения Небу воплотились в специфическом типе пространства, основанном на сакральной вертикали с преобладающей формой куполов повышенных очертаний. Но даже в приземистых мавзолеях  духовная энергия исподволь ощущалась в стремлении к цельности и обобщенности всего объема. Безусловно первым храмом для кочевника была юрта, ее форма стала куполом Неба. А круг с крестом в центре - шанырак - стал символом Тенгри. Позднее это форма была заимствована при сооружении храмов из дерева и камня.Отдельным направлением стала так называемая "шатровая архитектура", где купол заменяла шатровая крыша.


Мавзолей Дондагул в отрогах Тарбагатая представляет собой восьмигранный бревенчатый (сосна) сруб с купольным завершением, установленный на основании из плоских камней. XIX век.

Корпус тюркского храма — это не более чем подставка для купола.Переход к куполу часто происходил постепенным напуском кладки из углов камеры непосредственно от самого ее пола с полным скруглением лишь на значительной высоте. Благодаря такой конструкции и возникли повышенные очертания куполов. Символическое начало преобладало над конструктивным.

Храмовый комплекс Таш Рабат.Цетральный Тянь-Шань. Приблизительное время постройки ХV век.

Развитие храмовой культуры привело к выделению главного фасада сооружения и ослаблению внимания к куполу, произошло заметное «сращивание» интерьера с внешними формами. В то же время большая часть построек вплоть до начала XX века продолжала развиваться в исходном направлении.Таким образом, заложенная сакральная вертикаль являлась смысловой осью, вдоль которой развивалось архитектурное пространство, наряду с купольными сооружениями, открытыми небу мемориальными оградами и особенно башенными постройками.

Коллаж составлен казахстанским архитектором Лейлой Рахимжановой. С сайта http://www.altyn-orda.kz/lejla-raximzhanova-kazaxskie-nevesty-eto-goty/

Тюркская храмовая архитектура нашла свое отражение в христианстве, буддизме и исламе, а точнее сказать вся храмовая культура тенгрианства вместе с ритуальными обрядами, одеждой и молитвенными книгами легла в основу всех мировых религий современности. Как же такое возможно, скажете вы? Ведь существующая история говорит об обратном, - христианство и буддизм проникали на территорию Южной Сибири и Центральной Азии? Эта тема отдельного разговора.

Продолжение следует....


 
G-git
8 января 2014, 20:56
2666

Загрузка...

Комментарии

mnejer
0
0
и в Антарктиде было жаркое лето
Ждем продолжения!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 10043
  • 8
Кто хочет стать тоқал? Замужние осуждают их, но не смотрят в корень

Кто хочет стать тоқал? Замужние осуждают их, но не смотрят в корень

Ведь одинокие женщины тоже нуждаются в сексе и не все из них имеют устойчивые моральные принципы. Я за институт многоженства не в том понимании, чтобы брать в жены молодых 18-25 летних девушек...
Zhannamakey
26 нояб. 2016 / 12:52
  • 4502
  • 59
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 3458
  • 13
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3215
  • 15
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 2630
  • 10
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 2744
  • 12
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2627
  • 19
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
вчера / 13:57
  • 2319
  • 0