За свою 118-ти летнюю историю кино сумело почти полностью овладеть нашим безумным миром, как нечто, что в состоянии вдохновлять и разрушать, объединять и разобщать. И все из-за ее глобальности и доступности, способной отправлять нас в иные миры, галактики, вселенные, и делать это максимально быстро и легко. О том, что это будут за миры, будут ли они нести в себе нечто возвышенное или наоборот изображать дешевую порнографию, вопрос другой. Такова плата каждой из десяти муз. Но кино не стоит на месте, оно активно развивается, эволюционирует, и полностью подражает нам - зрителям.
Так сложилось, что один из моих любимейших фильмов - «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, почти идеально подходит как к новогоднему просмотру, так и к празднованию дня кино. К новому году, во многом благодаря структуре и гуманизму, и очень длинной ночи в течении которой и происходят главные события фильма (Справедливости ради стоит заметить, что этот фильм с тем же успехом можно смотреть и на судный день!). С днем кино все чуть сложнее, но попробуем разобраться.
«Магнолию» вполне можно было бы подписать как один из наиболее универсальных фильмов всех времен и народов, идеально сочетающий в себе эпический размах и камерность изложения. Здесь нет нравоучений, нет строгой драматургии, нет хороших и плохих, нет даже обстоятельств и злого рока, есть лишь герои со своим личным горем, своими причудами и страстями, каждый из которых страдает в одиночку, двигаясь в беспорядочном вихре жизни, сталкиваясь время от времени, реагируя, и удаляясь вновь. Все это могло бы напоминать латиноамериканский сериал с их дешевыми проблемами если бы не подача, отсылающая скорее к опере – как вершине искусства, чем к бульварному чтиву. Сложнейшая конструкция фильма, где одна история рассказывается параллельно другой, этот эффект только усиливает.
Лента хороша еще и тем, что сколько бы о ней не говорили, описать ее невозможно. И все от того, что нет здесь доминантной линии, не за что зацепиться. В «Магнолии» есть лишь жизни героев в которых что-то происходит, и все. Однако режиссер настолько мастерски играет этими образами, что создает напряжение на пустом месте, буквально высасывая драматизм из пальца, и делает это так, что не оторваться.
Бывший вундеркинд, а ныне просто неудачник, идущий на ограбление ради того чтобы понравиться другому человеку. Юная наркоманка, разрушающая себя в отместку своему отцу, некогда намекавшему на инцест. Полицейский, вдруг проникший чувствами к той самой наркоманке. Отец наркоманки, ныне почитаемый ведущий интеллектуального шоу, умирающий от рака. Мальчик, играющий в том самом шоу, ставший жертвой пренебрежения со стороны взрослых. Другой отец, так же умирающий от рака, решивший перед смертью отыскать брошенного в детстве сына. Его супруга, вышедшая замуж по расчету, но вдруг открывшая в себе чувства к умирающему супругу. Тот самый сын, брошенный умирающим отцом, а теперь ведущий тренинг «Соблазни и уничтожь». И это только центральные персонажи.
«Магнолия» не развлекательное кино и не арт-хаус, она вне жанра. Необъятна как сама жизнь, бесстрастна, но и не равнодушна к своим персонажам. Режиссер не иронизирует над своими героями, не издевается над ними разыгрывая жребий фортуны, но и не дарует им счастье на блюдечке. Он искренне любит героев, как бог мог бы любить нас, со всеми нашими тараканами в голове, страхами и предрассудками, стереотипами и жизненными установками. Этому и посвящен фильм – маскараду, самообману, двуличности, как то озвучил ребенок в прямом эфире. Как бы нас любили или ненавидели, на самом деле мы все одинаковы и хотим одного и того же.