Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
23:29, 28 декабря 2013

[День Кино] «Маленькая Принцесса» (Альфонсо Куарон, 1995)

Blog post image

Классическое произведение для детей писательницы Фрэнсис Бернетт «Маленькая принцесса», еще называвшееся «Сара Кру: или о том что, случилось в пансионе Мисс Панчин», когда автор только опубликовала первоначальный вариант повести в литературном журнале, не раз переносилось на кинополотно в различных, даже мультипликационных формах. Первая экранизация датируется 1917 годом, выпущенная при жизни Бернетт, где Сару играла звезда зарождающегося кинематографа Мэри Пикфорд, идеально вписавшая себя в роль оказавшейся жертвой общественного безразличия маленькой девочки. Позже, в 1939 году, Голливуд снимает на самом пике своего «золотого века» второй фильм, уже описанный как снятый по мотивам повести, с измененным счастливым финалом. Роль Сары здесь исполнила Ширли Темпл, одна из важнейших и признанных актрис в истории американского кино, знаменитая широкой публике еще и тем, что стала самой молодой обладательницей премии «Оскар» (правда, стоит заметить, что отдельная номинация для детских актеров была спустя годы упразднена).

Следующими пересказами через кинокамеру стали телевизионные проекты – английский мини-сериал, скрупулезно и подробно трансформировавший текст повести (1986) и японское анимэ «Принцесса Сара», вышедший в рамках «Театра мировых шедевров» (анимэ сериалов, экранизирующих классическую литературу) в 1985 году. Оба произведения остались в памяти зрителей благодаря своему высокому уровню исполнения.

Также существует российский вариант кино-интерпретации, снятый в 1997 году. В нем образ главной героини в жизнь воплотила Анастасия Меськова, известная артистка балета Большого Театра.

И последней экранизацией «Маленькой Принцессы» на сегодня является выпущенный в 1995 году фильм мексиканского тандема Куарона, как режиссера и Любецки, как оператора. После дебюта (Любовь во время истерии) на родине, Альфонсо Куарон был тут же приглашен в штаты для постановки римейка экранизации повести Бернетт 1939 года. Римейком он считается, потому, как отличающаяся от первоисточника концовка той картины здесь тоже осталась более светлой.

* * *

Blog post image

Голливудский дебют Куарона открывается по-доброму наивной фантазией детского воображения, слушающего древнюю индийскую легенду. Впечатляющая до отклика в сердце, почти сокровенная для просмотра форма «Маленькой Принцессы» сохраняется от вступления и до завершающих аккордов по-настоящему тонкого мотива. Со вступительных прекрасно превращенных в натуралистичные индийских сцен к обрамлению равнодушным пейзажем городской паутины улиц, где туманный серый Лондон был заменен на спертый удручающим настроением лиц прохожих Нью-Йорк начала XX века, режиссер рисует волшебство, витающее между монтажными склейками, которые превращаются во что-то невозможное и ненужное. Потому что, эта трогательная история о превозношении истинного человеческого духа над любыми тяготами и невзгодами, пропитана искренней  верой в добро настолько, что любое представление о том, что все это игра света, камеры и актеров, невозможно. И во многом, благодаря блистательной, канонической операторской работе Любецки, каждым своим плавным движением, напоминающим классические постановки, и глазам бесподобно играющей Лизель Мэттьюз, вместе с дарованным картине талантом и чувством режиссера магическим обаянием «Маленькая Принцесса» становится одним из лучших фильмов, где детская непоколебимая вера в победу добра над силами зла оправдывает себя полностью и взывает к идентичной рефлексии зрителя, который, сколько ему ни было лет, верил бы вместе с Сарой в то, что любая бескорыстная и честная добродетель будет отблагодарена и вознаграждена.

Расставляя образы, посылы и метафоры на поверхности, Куарон тем самым не дает неосязаемой магии своего фильма разрушиться по крупицам из-за какого-то либо намека на структурированную глубину. Это все-таки экранизация детской повести, а потому тот факт, что смыслы фильма точны и ясны, идет ей только на пользу. Кто-то говорил на посещенном мной писательском семинаре о том, как по-настоящему трудно писать хорошие сказки. А снимать их, получается несравнимо сложнее, но «Маленькая принцесса» - именно сказка, в первую очередь, снятая и рассказанная чудесным киноязыком, таким, что ложится теплыми и ровными слоями на глаз зрителя, без нарочитой замысловатости и с предельно необходимой открытостью.

Каждый эпизод картины окутывает предыдущий неподдельным очарованием, не теряющимся ни на секунду всего повествования. Созданное магическое настроение всех сцен, от старинного дома, где существует школа для девочек, куда попала Сара, до вставок ее как рассказчицы индийских мифов, которые слушают потянувшиеся к непритворному добродушию главной героини девочки-сокурсницы и редких моментов вне, весь хронометраж тянется крепкой нитью уверенности автора – Куарон снимал до деталей так, как хотел и как того требует детское, но очень, как это должно и зачастую бывает, чуткое кино. Настолько чуткое и правильное, что концовку сделали счастливой с вернувшимся во всех смыслах отцом, героем и защитником, чтобы там для реализма не было придумано в повести. Бернетт росла в Лондоне, будучи ребенком бедной семьи и весь страх, отчаяние и ужас трущоб Лондона и людей в них живущих она вычитала не из книг, но тем не менее, чтобы она не написала, не потеряла оптимизма и стойкой надежды. Куарон вникнув в суть, говорит, и вторит писательнице о том, что нужно стремиться делать этот мир таким, чтобы каждая маленькая девочка знала, что она принцесса, как делал это отец Сары, из-за чего она и несла свет внутри себя, с чем бы ей не пришлось столкнуться – с бедностью, голодом, жестокостью или непониманием. Но эта бесконечная стойкость и нерушимая вера делает из Сары – одновременно беспредельно светлый и до слез бесповоротно грустный символ того, в каком мире мы живем. И смысла, что не странно, в этом выводе больше, чем во многих взрослых произведениях.

Всех с днем кино! Смотрите его с удовольствием.

3
880
1