Время – самый ценный ресурс человека. Мы не в силах увеличить количество часов в сутках, но можем тратить их максимально эффективно. Одним из самых безжалостных поглотителей времени – хронофагов – являются очереди. При этом, тратятся не только драгоценные минуты (или даже часы), но и нервы. К счастью, это самое время движется вперед и несет в себе перемены в виде технического прогресса. Так, электронное правительство призвано стать ключом к обеспечению комфорта граждан Казахстана.
Время создания е-услуг
Раз уж мы говорим о времени, то интересно будет узнать, как долго создается каждая из услуг, оказываемых на портале электронного правительства (далее – ПЭП) eGov.kz. В среднем, промежуток от идеи до реализации составляет 6-9 месяцев. Этот показатель варьируется в зависимости от следующих факторов:
-
сложности услуги, т.е. количества требуемых документов, которые будут запрашиваться из соответствующих сервисов государственного органа (далее – ГО);
-
готовности, полноты и актуальности данных сервисов информационной системы ГО;
-
актуализации нормативно-правого акта (наличие необходимых изменений для запуска электронной услуги);
-
уровня компетентности заинтересованных ГО;
-
уровня профессионализма со стороны разработчиков;
-
качества планирования и управления сроками, ресурсами проекта.
Этапы создания услуг электронного правительства
Процесс создания каждой услуги портала eGov.kz можно разделить на 6 этапов:
1. Формирование требований к услуге
-
Проведение анализа предметной области и обоснование необходимости автоматизации;
-
Формирование требований со стороны заказчика и заинтересованного ГО.
2. Разработка и утверждение спецификаций технических требований к автоматизации услуги
3. Эскизный проект услуги
-
Разработка прототипа услуги, согласование с ГО предварительных проектных решений по услуге и ее частям;
-
Утверждение бизнес-процесса "как будет", интерфейса, а также выходных форм услуги.
4. Разработка и испытание услуги на тестовых серверах ПЭП
5. Ввод в эксплуатацию услуги
-
Подготовка персонала (обучение Единого контакт-центра);
-
Подготовка и ввод в эксплуатацию услуги на боевых серверах ПЭП.
6. Сопровождение услуги до ее вывода из эксплуатации
Новые услуги
На сегодняшний день на портале eGov.kz доступно 132 электронные услуги и 74 сервиса. Объем оказанных в 2013 году услуг составил 25 миллионов. В планах внедрение новых услуг, таких как:
-
Выдача справки по определению адреса объектов недвижимости на территории Республики Казахстан;
-
Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства;
-
Выдача справки по залогу движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации;
-
Регистрация лиц, управляющих транспортными средствами по доверенности, за исключением регистрации, осуществляемой Министерством сельского хозяйства;
-
Регистрационный учет налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности;
-
Композитная услуга "Оформление земельного участка";
-
Выдача удостоверений на право управления самоходными маломерными судами;
-
Государственная регистрация маломерных судов;
-
Запись на тестирование и т.д.
Обоюдная выгода
Создание электронных услуг выгодно обеим сторонам – как для государственных органов, так и для населения. Госорганам предоставляется возможность формирования автоматической статистики оказанных услуг и экономии за счет эффективного использования человеческих ресурсов. Также за счет электронных услуг пополняются и актуализируются базы ГО, которые служат для анализа, прогнозирования и дальнейшего планирования развития государства во всех сферах деятельности.
Пользователи электронных услуг, помимо экономии времени, получают ряд других преимуществ. Среди них – доступность услуги из любой точки с выходом в Интернет и экономия финансовых средств на получение услуги (нет затрат на проезд и ксерокопии документов). Однако есть еще один важный момент – это открытость и отсутствие коррупции, с чем можно столкнуться при получении этих самых услуг в уполномоченных органах (человеческий фактор пока никто не отменял).
***
Электронное правительство существенно облегчает жизнь граждан. Надеюсь, в будущем нам вообще не нужно будет отрываться от важных дел, чтобы получить государственные услуги, а портал eGov.kz будет помогать в решении подобных задач.