Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
01:51, 03 декабря 2013

Рецензия на роман «Морской волк» Джека Лондона

Blog post image

Роман, повествующий о непростых человеческих отношениях, совершенно разных по характеру людей, которым трудно понять друг друга и примириться из-за разных взглядов на жизнь. Представьте себе, что будет, если само проведение соберёт этих разных в одном месте? Где некуда бежать, негде спрятаться друг от друга. Сплотит ли их общее дело? Изменят ли герои своё отношение к жизни, найдут ли общий язык? Или же каждого постигнет своя судьба? Воздастся каждому по заслугам и по вере его. Именно в таких ситуациях раскрывается истинный характер героев: Все добродетели и пороки проявляются, когда накал страстей доходит до предела.
Именно в таких сложных ситуациях рождается истина и закаляется характер. Во всей этой непростой ситуации предстоит разобраться читателю.© Гриф Рифт

______________________________________________________________________

Blog post image

Джон Гриффит Чейни (Джек Лондон) родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско.

Детство и вообще жизнь Джека - были не сахар. Не будем заниматься копанием биографических ньюансов господина Лондона, а просто употребим всем вам знакомое выражение Халеда Хоссейни: "Из грустных историй и судеб получаются хорошие романы ". Именно так. Практически все романы Лондона отражают его жизненную историю. А как иначе? Наверное, именно этот фактор отсеивал, да что уж там, отсеивает таланты от шелухи.

_____________________________________________________________________

«The Sea Wolf» был написан в далёком 1904 году. Книга идейная, философская, прикрытая приключениями и романтикой. Замечательное творение среди груды "морских американских романов" того времени.

Главный герой Хэмфри Ван-Вейден уроженец Сан-Франциско литературный критик, следственно - интеллигент до мозга костей.

Волк Ларсен - антипод литератора, капитан корабля, воплощение монстра, могучего зверя, первобытного существа в одном лице.

«Лучше царить в преисподней, чем быть рабом на небесах»

«Право — в силе»

Вообще, Волк Ларсен проповедует ницшеанские идеалы. Хотя, по словам самого Лондона, книга должна была стать оплотом антиницшианства. Совсем запутался, слииишком тяжело для птичьего мозга, прочитаете, отпишите, разъясните, а то я буду как

Blog post image

в ожидании интригующем и до времени туманным.

Капитан - животное, но не глупое и стадное - "альфа животное", проницательное и диктующее.

Лондон пробуждает у читателя чувство симпатии по отношению к данному персонажу, которая, наряду с любопытством, не покидает нас до самого конца произведения.

Вывод по Волку Ларсену таков: роман необходимо прочитать, даже только ради того, чтобы познакомиться с этим персонажем поближе. Именно через него Джек доносит до читателя смысловую нагрузку произведения. Ей-богу, талантливый писатель всегда делает второстепенных персонажей такими, что порой, забываешь, что это персонаж второстепенный. Нет-нет, даже так: Хэмфри Ван-Вейден - главный герой, капитан Волк Ларсен - центральный персонаж. Чёрт подери, вот всегда бы мысль так легко доносилась=).

Мисс Брустер - цветок, достающийся Хэмфри. Каждому заядлому читателю понятно, что с появлением в сюжетной линии прекрасной дамы, должен образоваться любовный треугольник, ни равносторонний, ни равнобедренный, ни даже прямоугольный, а такой - "сикось-накосевый":

«Я увидел Мод, мою Мод, бьющуюся в железных объятиях Волка Ларсена. Она тщетно старалась вырваться, руками и головой упираясь ему в грудь. Я бросился к ним. Волк Ларсен поднял голову, и я ударил его кулаком в лицо. Но это был слабый удар. Зарычав, как зверь, Ларсен оттолкнул меня. Этим толчком, легким взмахом его чудовищной руки я был отброшен в сторону с такой силой, что врезался в дверь бывшей каюты Магриджа, и она разлетелась в щепы. С трудом выкарабкавшись из-под обломков, я вскочил и, не чувствуя боли - ничего, кроме овладевшей мной бешеной ярости, -- снова бросился на Ларсена. Меня поразила эта неожиданная и странная перемена. Мод стояла, прислонившись к переборке, придерживаясь за нее откинутой в сторону рукой, а Волк Ларсен, шатаясь, прикрыв левой рукой глаза, правой неуверенно, как слепой, шарил вокруг себя».

Джек Лондон помогает Хэмфри случайными и не случайными обстоятельствами одерживать мелкие победы над "диким зверем", и вот сейчас, дописывая эту строку, я понимаю, кАк Лондон выдвинул своё оппозиционное зрение философии Ницше. Спасибо, друзья, можете не утруждать себя объяснениями для меня в комментриях, да, впрочем, вы комментариями себя не утруждаете никогда.(камешек в ваши огороды:)

Книга философская, повторюсь, но на протяжении всего повествования идёт спор между двумя точками зрения на жизнь, спор двух разительно непохожих мировоззрений, но не как у Фредерика Бегбедера с Жан-Мишелем ди Фалько(будет отдельный пост на эту тему).

Жизнь не имеет никакой цены, кроме той, какую она сама себе придает. И, конечно, она себя переоценивает, так как неизбежно пристрастна к себе.

Blog post image

На самом деле это цитата Джека Лондона).

Характер Волка Ларсена - отражение быта  простолюдинов того времени.

"Что же еще я могу рассказать вам? -- сказал он мрачно и со злобой. -- О перенесенных в детстве лишениях? О скудной жизни, когда нечего есть, кроме рыбы? О том, как я, едва научившись ползать, выходил с рыбаками в море? О моих братьях, которые один за другим уходили в море и больше не возвращались? О том, как я, не умея ни читать, ни писать, десятилетним юнгою плавал на старых каботажных судах? О грубой пище и еще более грубом обращении, когда пинки и побои с утра и на сон грядущий заменяют слова, а страх, ненависть и боль - единственное, что питает душу? Я не люблю вспоминать об этом! Эти воспоминания и сейчас приводят меня в бешенство"

Однако, американский писатель и журналист Амброз Бирс рецензировал:

«В общем и целом книга весьма неприятна. И стиль Лондона не блещет, и чувства соразмерности ему не хватает. В сущности повествование строится как нагромождение неприятных эпизодов. Двух-трёх вполне хватило бы, чтобы показать, что за личность Ларсен; высказывания самого героя завершили бы характеристику».

Соглашаться или нет, - ваше дело. Однако, Лондон, создавая героев романа:

  • показывает себя великолепным психоаналитиком, уделяя внимание каждому и детально прорисовывая их внешние и психологические портреты.
  • ни разу долго не задерживал своё внимание на каком-либо одном из персонажей

таким образом роман разнообразен психологическими образами и отличается динамичностью.

«Внимательное чтение книги, - пишет о «Морском волке» Ф. Фонер, - позволяет за увлекательной внешней оболочкой обнаружить идею, ускользнувшую от всех её рецензентов, - мысль о том, что при существующем порядке вещей индивидуалист неминуемо кончает самоуничтожением. Раздираемый внутренними противоречиями, неспособный решить собственные проблемы, Вульф Ларсен ожесточается, деградирует, опускается, превращается в изверга, садиста <...> он сломлен, обессилен, голову раскалывают приступы отчаянной боли, от атлетического сложения и стальной воли ничего не остаётся. Оболочка человеконенавистничества и жестокости прикрывала собой его слабость и страх».

Особенностью романа является то, что Волк Ларсен - все испытания и перипетии Хэмфри Ван-Вейдена в одном лице. Ведь в каждом сюжете, главный герой пробирается через терновники трудностей и потерь. Характер капитана - единое и постоянное препятствие литератора, закаляющее его при каждой попытке преодоления.

Образ господина Ван-Вейдена был бы совсем тусклым, без яркого пылающего Волка Ларсена. Как там говорилось: "Чем ярче свет, тем гуще тень". А лучше и не скажешь.

_____________________________________________________________________

Художественная составляющая.

  • Штормы, штили, даже сам запах моря порой, кажется, веет со страниц этой книги.
  • Борьба смиренных людских душ с этими штормами и буйства характеров во время безветрия.
  • Множество ярких второстепенных персонажей из числа команды "Призрака".

Вот уже ровно 100 лет прошло с первой экранизации этого романа. Киношники по-моему не оставляют вам выбора оставить произведение без внимания, не так ли?

Экранизации:
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1913, США, реж: Хобарт Босворт)
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1920, США, реж: Джордж Мелфорд)
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1926, США, реж: Ральф Инс)
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1930, США, реж: Альфред Сентелл)
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1941, США, реж: Майкл Кёртиц)
— «Вольф Ларсен» / Wolf Larsen (1958, США, реж: Хэрмон Джонс)
— «Морской волк» / Der Seewolf (1971, Франция, Германия (ФРГ), Румыния, Австрия, реж: Вольфганг Штаудте, Серджиу Николаеску)
— «Морской волк» / Il lupo dei mari (1975, Италия, реж: Джузеппе Вери)
— «Морской волк» (1991, Россия, реж: Игорь Апасян)
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1993, США, реж: Майкл Андерсон)
— «Морской волк» / The Sea Wolf (1997, США, реж: Гари Т. МакДональд)
— «Морской волк» / Der Seewolf (2008, Германия, реж: Кристоф Шреве)
— «Морской волк» / Sea Wolf (2009, Германия, Канада, реж: Майк Баркер)

Ой, чуть не забыл про любовь, ну куда же без неё! Любовь в этой книге на грани идеализма. Ни "индийская" любовь Мартина Идена, и не та любовь, что была у Смока Бэллью, кстати, "Смок Бэллью" открывает нам новые виды любви и иные её ипостаси. Но об этом в другой раз. Читайте хорошие книги и следите за обзорами классической литературы! Спасибо за внимание!
P.S.  Как вам такой "Морской волк"?)
Blog post image
3
6128
2