Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
14:46, 02 декабря 2013

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ


ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

WOMAN IN ISLAM (Russian)

 

Впервые издано в 1990 г. издательством

ISLAM INTERNATIONAL PUBLICATIONS LTD., Великобритания.

 

Отпечатано в типографии, ТОО Полиграфресурсы: г.Алматы, ул. Кунаева, 15, тираж 10000, заказ # 499.

 

© 2000 ISLAM INTERNATIONAL PUBLICATIONS LTD.

 

First Published in 1990 by

ISLAM INTERNATIONAL PUBLICATIONS LTD., UK.,

 

Printed at the Press of the Polygraphresursy Ltd: 15, Kunaev st., Almaty, edition 10000, order # 499.

 

ISBN 1 85372 373 8

 

Для дальнейшей информации обращайтесь (по СНГ):

Казань (8432) 57-30-12        Москва (095) 360-27-90

 

СОДЕРЖАНИЕ

Индуизм и женщина

Иудаизм и женщина

Христианство и женщина

Женщина в других обществах

Женщина в доисламской Аравии

Женщина в Исламе

Духовное равенство

Разделение обязанностей

Замужество

Обязанности супругов

Развод

Многожёнство

Мать

Экономическая независимость женщины

Защита прав

Некоторые хадисы Святого Пророка

 

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

 

Эта книга публикуется по разрешению Ахмадийской Мусульманской Общины. Всемирное Ахмадийское движение в Исламе представляет собой миссионерское движение, которое имеет филиалы в более, чем 165 странах мира, а также школы, клиники и больницы в африканских странах. Ахмадийская Мусульманская Община имеет целью перевести Священный Коран на 100 основных языков мира, из которых она уже опубликовала Священный Коран на 60 языка, включая русский, албанский, польский, чешский, болгарский, немецкий, испанский, греческий, английский, датский, персидский, малайский, йоруба, менде.

Кроме полного Священного Корана Община смогла перевести и опубликовать к столетию своего существования в 1989 г. избранные стихи из Священного Корана “Священный Коран. Антология.”, избранные речения Святого Пророка Мухаммада и сборник работ основателя Общины – Хазрата Мирзы Гулама Ахмада, Обетованного Мессии и Махди на более, чем 140 языков, включая русский, грузинский, украинский, латышский, литовский, эстонский, болгарский, венгерский, польский, сербский, хорватский, албанский и другие. Настоящим Верховным Главой общины является Хазрат Мирза Тахир Ахмад, Халифатул Масих Четвёртый (преемник Обетованного Мессии), лидер 40 миллионов ахмадийцев.

В разное время Община публикует исламские книги на разных языках мира. Данная книга является лишь одной из их огромной массы.

Она рассказывает о положении женщины в различных крупных религиях, а также о её высоком статусе в исламе.

 

Музаффар Ахмад

Президент Ахмадийской Мусульманской

Общины Казахстана

   

ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ

 

На заре седьмого века Христианской эры на улицах Мекки часто можно было увидеть тихого задумчивого человека, огненно-проникновенными речами порицающего господствующее в ту пору мужское обращение с женщинами. Этот человек был поборник прав. До его пришествия в умах глубоко укоренились ложные понятия о статусе женщины в обществе. Религия была чрезвычайно несправедлива, и почти в каждом народе можно было наблюдать горестную картину нездорового отношения к женщине. То, что сделал Ислам для возвышения женщины, может быть в полной мере оценено только в том случае, если мы составим себе хотя бы краткое представление об унижающих женщину доктринах, предложенных различными религиями и культами до-Исламского мира.

 

Индуизм и женщина

В индуизме, великой религии Востока, женщина считалась лишь имуществом, и, таким образом, она оставалась собственностью мужчины. Страшное установление Сати обрекало вдову на самосожжение на погребальном костре умершего мужа. Это считалось с ее стороны благочестивым поступком, доказывающим ее набожность и любовь к почившему, и было с энтузиазмом поощряемо родственниками покойного и обществом в целом. Крайне редко такое самосожжение было добровольным, и женщину обычно силой понуждали к этому трагическому концу. Ожидаемое вдовство также предполагалось мотивом к подобному самоубийству, ибо повторное замужество вдов запрещалось индуистским законом. Этот противный разуму обычай просуществовал вплоть до середины девятнадцатого века, пока, наконец, не был законодательно отменен. Ману, великий законодатель древней Индии, установил: “Женщины должны днем и ночью пребывать в зависимости от своих опекунов.” Женщина не имела права наследства или распоряжения собственностью отца, мужа и других родственников.

 

Иудаизм и женщина

Иудаизм также не мог предложить женщине многого. Он полагал женщину чем-то нечистым, ибо сказано было: “А дочь фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для нее; потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева; ибо свят он, так как вошел в него ковчег Господень.” (2-я Паралипоменон, гл.8, ст.11), и в другом месте: “Чту такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным?” (Иов, гл.15, ст.14) Книга Бытия описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама; и вследствие греха женщины был Адам наказан Богом, будучи изгнан из Эдема. Так женщина стала “носящей проклятье” и “надо всеми женщинами тяготеет проклятье Евы. Судьба их - вожделеть.” Иудейская девушка считалась рабыней даже в доме собственного отца, обладавшего правом продать ее, и в случае его смерти сыновья его могли распоряжаться сестрой по своему усмотрению. Дочь не имела права наследования, разве только при отсутствии в семье наследников по мужской линии.

 

Христианство и женщина

Христианство оставляло женщине мало надежды. Короткое кочевое пастырство Иисуса не сделало почти ничего ради улучшения ее положения. Определяя статус женщины в Христианстве, Апостол Павел говорит, что “в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть”, и вновь: “И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление” (Тим.2:14). “Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит” (1 Кор. 14:34), а также: “и не муж создан для жены, но жена для мужа” (1 Кор. 11:9). “И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт. 3:16) - из таких типических наставлений складывается отношение к женщине в Христианстве. Ответ Иисуса матери: “Кто ты, женщина? И что у меня общего с тобою?” - звучит все же уничижающе. Отцы церкви также кляли женщину. Обращаясь к женщине, Тертуллиан говорил: “Да не ведаете ли вы, что всякая из вас - Ева. Что судил Господь в отношении вашей сестры, живо и поныне. Жива по необходимости и вина ваша. Вы - первые, преступившие божеский закон; вы столь легко совратившие человека, созданного по образу и подобию Божию”.

Христианские святые также давали себе полную волю, благочестиво порицая и браня женский пол. Св.Варавва называл женщину “принадлежностью дьявола”; Св.Иероним называл ее “вратами дьявола и стезей беззакония”. Она - “скорпион, всегда готовый ужалить”, согласно Св.Бонавентуре; “орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами”, согласно Св.Сципиону, и - “яд аспида, злоба дракона”, согласно Св.Григорию Великому.

 

Женщина в других обществах

До пришествия Ислама женщина пользовалась малым уважением и полагалась нечистым созданием. В Японии ей не разрешалось молиться и участвовать в любых религиозных отправлениях. В Китае ей было запрещено входить в храмы. В Индии она была лишена права читать священные тексты, ибо женщина и ложь были синонимами. Если она касалась священного образа, он считался оскверненным и удалялся из храма. В Египте женщин часто и самым варварским обычаем приносили в жертву на берегах Нила. По закону Рима женщина была зависима от мужа. Она не обладала имуществом и не могла считаться свидетелем. Она не могла усыновлять или удочерять, и не могла быть удочеренной. Договоры или завещания ее считались недействительными.

 

Женщина в доисламской Аравии

Среди оседлых арабов-язычников женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. На нее смотрели, как на низшее существо и неодушевленную вещь. Ее можно было свободно продать, обменять или убить. Знать полагала добродетелью убивать девочек во младенчестве, пока они не навлекли позор на семью.

По смерти отца сын мог жениться на собственной мачехе, и общество рассматривало это как простую смену главы семейства. Священный Коран рисует картину положения женщины в арабском обществе в следующих словах:

“И они приписывают дочерей Аллаху, - Свят Он! - тогда как (сами) они имеют то, чего желают. И когда кому-нибудь из них сообщают весть о (рождении) дочери, лицо его омрачается, тогда как он подавляет внутреннее горе свое. Он прячется от людей из-за полученной им недоброй вести: ‘Сохранить ли ее, несмотря на позор, или закопать в пыль?’ Воистину, злы суждения их.” (16:58-60)

Нечестивый обычай заживо закапывать новорожденных девочек впервые завели вожди племени Бану Аса’ад, и впоследствии этот обычай переняла высшая знать племен Бану Рабийя, Бану Кунда и Бану Тамим. Видя плачевно жалкое состояние нравов, Святой Основатель Ислама со всей серьезностью приступил к своей миссии освобождения женщин  и уравнивания их в правах с мужчинами. Эта задача была воистину трудной и требовала от него терпения и упорства. Для арабов она была тождественна революции в сознании, ни больше, ни меньше. Абсолютный переворот должен был совершиться в их отношении к женщинам . Они должны были постичь, что их жены достойны любви, их дочери - внимания, матери - уважения и благоговения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, должен был духовно просветить их заскорузлое сознание. Он выполнил свою задачу самым замечательным образом. При этом он вызвал на себя бурю недовольства своих противников. Мекканская знать обвинила его в том, что он навлек на них бесчестье своими проповедями об общественном равенстве мужчин и женщин. Но их уверенность, что женщина - существо неодушевленное, было навсегда опровергнуто Кораном так:

“О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал супруга ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и (страшитесь Его особенно) в отношении родственных уз. Истинно, Аллах наблюдает за Вами”. (4:2)

Тем самым Священный Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Ну не ирония ли это, что Ислам должен быть постоянно обвиняем в том, что он отрицает наличие души у женщины, тогда как он делает особенное ударение на ее равенстве с мужчиной?

 

Женщина в Исламе

Раскрывая Божественные предписания касательно взаимных отношений мужчин и женщин, Ислам относится к женщине с уважением и достоинством.

Такое благожелательное отношение существенно предопределяет мир, покой, счастье, продолжение рода и человеческий прогресс в целом.

Священный Коран особенно подчеркивает, что Бог в Своей совершенной мудрости сотворил все виды живых существ парами; так же были сотворены и человеческие существа, ибо согласно Корану:

“Он создал вас из единой души; затем Он сотворил из нее супруга ей”. (39:7)

“Он создал для вас пары из вас самих.” (42:12)

“Он сотворил вас из одной души, и создал из нее супруга ей, дабы она могла снискать утешение в нем.” (7:190)

“И среди знамений Его есть то, что Он сотворил супруг(ов) вам из среды вашей, дабы вы обрели успокоение в них, и также Он положил между вами любовь и участие. Истинно, в этом - знамения для людей размышляющих.” (30:22)

Ислам учит, что способности и силы человека являются щедротами Бога и должны быть использованы благодетельно:

“И Аллах произвел вас из чрева матерей ваших, когда вы ничего не знали, и даровал вам уши, и глаза, и сердца, дабы вы могли быть благодарны.” (16:79)

Это значит, что таланты и способности должны употребляться в подходящее время и, по существу, на добрые дела, и в этом случае они будут усилены и умножены. Употребленные во зло или не по назначению, они могут, напротив, вызвать на себя гнев Божий.

Некоторые религиозные авторитеты ошибочно полагают безбрачие духовно более возвышенным, нежели супружеская жизнь. Ислам предостерегает от безбрачия и осуждает его. Священный Коран говорит:

“Но монашескую жизнь, которую они придумали для самих себя, Мы не предписывали им как путь искания угоды Аллаху. Но они не соблюли это в должной мере.” (57:28)

Монашество как понятие проистекло в целом из представления, что женщина принадлежит к низшим типам существ, и общение с ней является унизительным и безнравственным. Отцы Церкви возлагали на женщину ответственность за падение мужчины, отказывая ей в наличии души и полагая орудием дьявола.

Ислам отменил подобное отношение и возвел женщину до состояния духовного равенства с мужчиной. Он постановил, что мужчина и женщина дополняют друг друга и являются друг для друга средством взаимного совершенствования. Сказано, к примеру:

“Они одежда для вас, как и вы одежда для них.” (2:188)

 

Духовное равенство

Духовное равенство женщины мужчине настойчиво подчеркивается в Священном Коране. Так, например:

“Истинно, мужчины, которые покоряются Богу, и женщины, которые покоряются Ему, и верующие мужчины и верующие женщины, и послушные мужчины и послушные женщины, и верные мужчины и верные женщины, и твердые мужчины и твердые женщины, и мужчины, которые смиренны, и женщины, которые смиренны, и мужчины, которые подают милостыню, и женщины, которые подают милостыню, и мужчины, которые постятся, и женщины, которые постятся, и мужчины, которые охраняют целомудрие свое, и женщины, которые охраняют целомудрие свое, и мужчины, которые много помнят Аллаха, и женщины, которые много помнят Аллаха, - уготовил им Аллах прощение и великую награду.” (33:36)

“Аллах обращается с милосердием к верующим мужчинам и верующим женщинам; ибо Аллах есть Наиболее Прощающий, Милосердный.” (33:74)

Мужчины и женщины равно опекаемы Богом. Так:

“И те, которые злословят на верующих мужчин и верующих женщин безо (всякой) вины с их стороны, точно понесут (на себе вину за) клевету и явный грех.” (33:59)

“А что касается тех, которые подвергают гонениям верующих мужей и верующих жен и не раскаиваются потом, им (уготовано) наказание Ада и (уготовано) им наказание сожжением.” (85:11)

По поводу событий, имевших место в Худайбийе, говорится:

“И если бы неверующие мужи и жены, которых вы не знаете, и которых вы могли бы затоптать, и этим принять на себя грех, без ведома, из-за них, - (Он позволил бы вам сразиться, но не сделал Он этого), чтобы принять в милость Свою кого угодно Ему. Ежели были бы они разделены, несомненно, Мы наказали бы тех из них, которые не веровали, тяжкою карою.” (48:26)

Женщинам, более уязвимым, чем мужчины, дарована особая защита:

“Те, которые обвиняют целомудренных, верующих женщин, которые неосторожны, будут прокляты в мире этом и в Жизни Будущей. Тягостная кара уготована для них, в день, когда языки их, и руки их, и ноги их засвидетельствуют против них относительно того, что они делали.” (24:24-25)

Мужчинам и женщинам равно воздастся по их делам:

“Но всякий, кто творит добрые дела, будь то мужчина или женщина, и кто верует, войдет в Рай, и не будет обижен даже на (столь малую величину, как ямка) ямку на финиковой косточке.” (4:125)

“Всякому, кто поступает праведно, будь то мужчина или женщина, и кто верует, истинно, даруем Мы ему чистую жизнь; и, истинно, воздадим Мы таковым в соответствии с лучшими из трудов их.” (16:98)

“Творящий добро, будь то мужчина или женщина, и верующий, такие войдут в Сад; и будут дарованы им там щедроты без меры.” (40:41)

“Верующие, и мужи, и жены, друзья друг другу. Они призывают к добру и воспрещают зло, и соблюдают Молитву, и платят Закят, и повинуются Аллаху и Посланнику Его. И на них будет милость Аллаха. Истинно, Могущ и Мудр Аллах.

Обещал Аллах верующим, мужам и женам, сады, по которым текут реки, где будут они обитать, и усладительные жилища в садах вечности. Благоволение Аллаха - выше всего. Наивысшее это блаженство.” (9:71-72)

“Дабы мог Он ввести верующих мужей и верующих жен в Сады с текущими реками, чтобы они обитали там, и (дабы) снял Он с них злые дела их: - и это есть, в глазах Аллаха, наивысшее достижение.” (48:6)

“Владыка ответил на (моления) их, (говоря): “Не допущу Я, чтобы пропал труд кого-либо из среды вас, будь то мужчина или женщина. Вы - (зависимы) друг от друга.” (3:196)

“Вы, которые уверовали в Наши знамения и покорились, войдите вы в Сад, вы и жены ваши, чтимые и счастливые.” (43:69-70)

“Истинно, обитатели небес в день тот насладятся великим деянием. Будут они и жены их пребывать в приятной тени, возлежа на тронах. Будут у них там плоды, и будут получать они все, чего ни спросят.” (36:56-58)

“И (подумай о дне,) когда увидишь ты верующих мужей и верующих жен, с лучами света их, сияющими впереди их и правых рук их (и когда будет сказано им): ‘Благая весть вам в этот день! Сады с текущими через них реками, в которых будете вы обитать. Это наивысшее достижение’. ” (57:13)

Аллах призывал Святого Пророка молиться о прощении как для верующих мужчин, так и для верующих женщин. (47:20)

 
Разделение обязанностей

Божественное устроение являет доказательства Божественной мудрости во всех своих аспектах. Мужчины и женщины сродни друг другу духовно, они равно наделяются от щедрот и милостей Бога, но жизненные функции их не идентичны. Вследствие этого разнятся их соответствующие возможности и способности. Это означено в Священном Коране следующим образом:

“Господь наш Тот, Кто придал всему его (должный) вид, и затем направил его к (его должной) обязанности.” (20:51)

“(Будь верен) природе своей, дарованной Аллахом, с которой он сотворил род человеческий. Нет возможности изменить творение Аллаха.” (30:31)

Напрасны и гибельны все усилия, направленные к тому, чтобы заставить женщину жить как мужчина, а мужчину - жить как женщина. Каждая и каждый выполняет подобающие ей или ему обязанности, правильное распределение которых обеспечивает достоинство, радость, полноту и красоту жизни.

Размышления над различиями между женским и мужским организмом обнаруживает обоснованность в различии их обязанностей, что предписано самой их природой. К примеру, женский организм прекрасно приспособлен для деторождения, тогда как мужчина вовсе не способен к сему. С другой стороны, мужчина хорошо соответствует полководческой деятельности; доверить женщине командование на поле боя равносильно бедствию. Это не вопрос превосходства или неполноценности, - речь идет об отпущенных природой возможностях и подобающем их использовании.

Определенная на долю женщины обязанность деторождения накладывает на нее некоторые тяготы при том, что мужчина свободен от них, но именно женщине предназначена славная и лучезарная корона материнства, домогаться которой не может мужчина. Воспитание детей в их раннем детстве является, главным образом, обязанностью женщины; мужчина в этот период играет только вспомогательную роль. В этом возрасте дитя инстинктивно обращается именно к матери за лакомством, утешением, и у матери ищет защиты. Когда мать упрекает ребенка или выговаривает ему, ребенок не чувствует обиды, однако обижается, будучи наказан отцом. Узы, которыми природа связывает мать и дитя, несут больше нежности, чем узы, связывающие отца и ребенка.

Женщина более ранима и нуждается в мужской силе для защиты и поддержки. Женщину можно вынудить поступить против ее воли; мужчина не поступается своими принципами.

Первичная и естественная сфера деятельности женщины - ее дом; естественная сфера деятельности мужчины как кормильца - вне дома. Общественная система, построенная на началах мудрости и доброжелательности, обеспечивает и помогает поддерживать равновесие и слаженность между тем и другим. Ислам заявляет себя именно такой системой.

 
Замужество

Конечное предназначение замужества по Исламу - это снискать расположение Аллаха целомудрием, совершенством, довольством и продолжением рода. К примеру, среди характерных черт истинно верующих сохранение целомудрия в супружестве подчеркивается строгим и смиренным соблюдением Молитвы, избеганием всего суетного, уплатой Закята и верность долгу и договоренностям:

“Но те, которые ищут (что-либо) помимо сего, творят беззаконие. И которые соблюдают свои обязанности и соглашения, и которые устойчивы в соблюдении своих молитв, эти суть наследники, которые унаследуют Рай. Там будут они пребывать.” (23:8-12)

Есть и такое наставление:

“И вступайте в брак со вдовами вашими, и с добродетельными рабами вашими, (как) с женщинами, (так) и мужчинами. Если они бедны, Аллах обогатит их от щедрот Своих.” (24:33)

Святой Пророк сказал: “Наш путь - супружество; кто уклоняется от него - тот не из нас.”

К сожалению, Запад более не считает целомудрие добродетелью, оно на деле даже порицается. Пробная совместная жизнь, неразборчивость в связях стали нормой. Извращенность и чувственность, беспорядочность связей считаются ныне главной целью и истинным назначением сексуальных нужд.

По Исламу, взаимоотношения супругов должны характеризоваться доброжелательством. Священный Коран наставляет:

“И живите с ними доброжелательно; и если вы чувствуете неприязнь к ним, может быть, вы чувствуете неприязнь к тому, во что Аллах вложил много доброго.” (4:20)

О характере супружеских отношений в Исламе можно судить по наставлению Святого Пророка: “Когда вы сходитесь, скажите: ‘О, Аллах, охрани нас от Сатаны, и не позволяй Сатане приблизиться к тому, чем Тебе угодно облагодетельствовать нас’.”

Как уже отмечалось, Священный Коран уподобляет мужа и жену одежде друг для друга (2:88); то есть средству, призванному обеспечить надежность, достоинство и украшение.

Все, что касается супружеских отношений, рассматривается Исламом с позиции высокой нравственной и духовной сознательности, что исключает трактовку их единственно как способа удовлетворения телесных потребностей. Это хорошо видно из следующих назиданий и увещеваний:

“И они спрашивают тебя о кровотечении (у жещин). Скажи: ‘Это нечто зловредное, посему удаляйтесь от женщин во время кровотечения, и не возлежите с ними, как Аллах повелевал вам. Аллаху угодны те, которые прибегают к Нему, и угодны те, которые держат себя в чистоте’.”

“Ваши жены - (как-бы) пахотное поле для вас; итак, посещайте пахоту свою, когда и как вам угодно, и предпосылайте (нечто доброе) для самих себя; и бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретите Его; и несите благую весть повинующимся.” (2:223-224)

Таким образом, предупреждается любое действие, могущее оказать злое влияние на способность и удачные обстоятельства к зачинанию ребенка. Чистота отношений и праведность (зачатия) должны постоянно иметься в виду. Вот одна из молитв для праведных, которую приводит Священный Коран    “Владыка наш, даруй нам в женах и чадах наших утешение глазам (нашим), и сделай нас образцом праведности.” (25:75)

 
Обязанности супругов

В системе Ислама супружество является договором на гражданской основе, учитыващим целый набор взаимных обязательств. Для того, чтобы этот договор имел силу, необходимо публичное выражение согласия на брак обоими новобрачными, согласие опекуна невесты, долг которого – гарантирование и охрана её прав, и вручение женихом посильного для него свадебного дара невесте целиком или частично (араб. “аджр”, перс. “мехр”, “мейр”).

Случаи, когда супружество воспрещается, точно перечисляются в Священном Коране и далее следует:

“А женщины помимо этих разрешаются вам, дабы вы искали (их) через имущество ваше, вступая в законный брак с ними, и не совершая прелюбодеяния. И за пользу, получаемую вами от них, давайте им свадебный дар, как установлено, и не будет для вас греха в том, о чем взаимно согласились вы по выбору (дара). Истинно, Всеведущ и Мудр Аллах.” (4:25)

Мужья и жены имеют одинаковые обязательства по отношению друг к другу, однако муж как кормилец, несущий ответственность за обеспечение жены и детей, обладает решающим словом в случае различия мнений касательно семейных дел, иначе начнется неразбериха, и семейная жизнь может потерпеть крах:

“И (в отношении справедливости) они (женщины) имеют одинаковые права с ними (мужчинами); но мужчины стоят степенью выше их. И Аллах Всемогущ и Мудр.” (2:229)

Женщины более слабы физически, более утонченны и уязвимы, поэтому мужчины обязаны опекать их:

“Мужчины - покровители женщин, ибо Аллах сотворил одних из них превосходнее других, и ибо они (мужчины) расходуют из богатства своего. Итак, добродетельны (те жены, которые) повинуются и соблюдают тайны мужей своих при покровительстве Аллаха.” (4:35)

Если же жена постоянно своенравничает, из-за чего разрушается мир и гармония семейной жизни, муж должен увещевать ее. Если это не имеет успеха, он может на время отказаться разделять с ней ложе. Как последнее средство в крайних случаях, он может употребить легкое наказание:

“И если женщина опасается дурного обращения или равнодушия со стороны мужа своего, не будет то грехом для них, если они подобающим образом примирятся друг с другом; и примирение всего лучше. И люди склонны к жадности. И если вы доброжелательны по отношению друг к другу и праведны, истинно, Аллаху ведомы деяния ваши.” (4:129)

Если примирение на основе взаимного согласия затруднительно, стороны должны искать советчиков со стороны, ибо сказано:

“И если вы опасаетесь раздора между ними, назначьте посредника из его родни и посредника из ее родни. Если они (посредники) желают примирения, Аллах осуществит его между ними. Истинно, Аллах Всезнающ, Всеведущ.” (4:36)

 
Развод

Если все попытки к примирению оказались тщетными, расторжение брака - единственный путь из тупика. Следует, тем не менее, заметить, что Ислам не одобряет развода. Святой Пророк сказал: “Из всего, что дозволено Аллахом, развод наименее желателен.”

Развода имеют право желать и муж, и жена; в последнем случае, дело должно быть рассмотрено юридически, чтобы права жены могли быть полностью соблюдены.

Если произошла размолвка, и муж, видя, что попытки примирения не увенчались успехом, воздерживается от сожития, ситуация должна разрешиться в течение четырех месяцев.

“Для дающих обет (воздержания) от (сожития с) женами своими, (высший) предел воздержания есть четыре месяца; и если после этого они отрекутся от обета своего, то, истинно, Всепрощающ (и) Милостив Аллах.

И если они решатся на развод, то, истинно, Аллах Всеслышащий, Всеведающий.” (2:227-228)

Развод обставлен целым рядом требований. Они призваны гарантировать, что развод не является следствием легкомыслия или горячности. Он должен быть совершен осмотрительно, после тщательного взвешивания всех обстоятельств, затрагивающих обе стороны, а также права детей от брака, если есть и дети. Имея в виду последнее, процедура всегда несколько затягивается так, что стороны располагают временем для спокойного осмысления и примирения до того, как развод станет необратимым.

“(Обратимый) развод может быть провозглашен дважды; после чего, или оставьте их (жен) при себе достойным образом, или препроводите их дружелюбно. И незаконно для вас брать обратно что-либо из того, что вы дали им (вашим женам), кроме как в случае, если обе стороны боятся, что они не могут соблюсти (предписанные) Аллахом пределы. Если же вы боитесь, что они не смогут соблюсти (предписанных) Аллахом пределов, то в том, что она даст для получения свободы, не будет греха ни для кого из них. Таковы пределы, (предписанные) Аллахом, не преступайте их; и кто преступит (установленные) Аллахом пределы - сотворит зло.” (2:230)

Другое предупреждение поспешного развода таково:

“И если он (муж) разведет ее (жену) в третий раз, после сего она не будет для него законной, пока не выйдет замуж за другого мужчину; и если тот также разведет ее, тогда не будет им грехом вернуться друг к другу, если они уверены в том, что смогут соблюсти (предписанные) Аллахом пределы. Таковы пределы, (предписанные) Аллахом, которые Он поясняет людям разумеющим.” (2:231)

“И когда вы развелись (обратимо) с вашими женами, и они подошли к концу положенного им предела, то или оставьте их при себе достойным образом, или препроводите их пристойным образом; но не удерживайте их неправомерным путем, ибо кто делает это, вредит своей душе. И не обращайте в шутку заповеди Аллаха, и помните о милости Аллаха к вам, и о Книге, и о Мудрости, которые Он ниспослал вам, чрез которые Он увещевает вас. И бойтесь Бога и знайте, что Аллаху все хорошо ведомо.” (2:232)

“И когда вы разводите жен, и они достигают конца их предела (трех месячных очищений), не препятствуйте их замужеству с их (намеченными) мужьями, если они пришли к соглашению между собой подобающим образом. Это увещание (дается) тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день. В нем более благодати для вас, и чистоты, и Аллаху ведомо, а вы не знаете.” (2:33)

И разведенные жены должны соблюдать себя и ожидать в течение трех месячных очищений; и незаконно для них скрывать, что Аллах сотворил в утробе их, если они верят в Аллаха и в Последний день. И мужья их имеют большее право принять их обратно в течение этого времени, в случае, если они желают примирения.” (2:229)

Если муж и жена приходят к согласию после объявления обратимого развода, такой развод аннулируется.

“И если кто из вас умрет, и оставит после себя жен, они (жены) должны соблюдать себя в течение четырех месяцев и десяти дней. И когда они достигнут конца этого срока, не будет на вас греха за все, что бы они ни делали с собой пристойно; и Аллаху ведомо, что вы делаете.” (2:235)

“И не будет вам осуждения ни за высказанный вами открыто намек о предложении брака такой женщине, ни за утаивание (желания) в вашем уме. Аллаху ведомо, что таковы будут ваши мысли о них. Но не заключайте с ними договора втайне, кроме того, что вы честно скажете. Не решайтесь на брачные узы до истечения предписанного срока. И знайте, что Аллах знает, что в уме вашем; итак, берегитесь, и знайте, что Аллах Всепрощающ и Долготерпелив.” (2:236)

“И те из вас, которые умирают и оставляют после себя жен, должны завещать своим женам содержание на один год, и не выселять (их) из дома. Ежели они (сами) уйдут из дома, не будет вам осуждения, что бы они ни делали с собой. И Аллах - Всемогущ и Мудр.” (2:241)

“И для разведенных женщин (также) должно быть определено известное справедливое содержание, - как обязательство для боящихся Бога.” (2:242)

“Не будет для вас грехом, если вы разведете жен прежде, чем вы коснулись их и определили им свадебный дар. Но обеспечьте их пристойным образом, - богатый по его средствам, и бедный - по его средствам. Это есть обязанность добродетельного (человека).” (2:237)

“И если вы разведете их до того, как вы коснулись их, но назначили им дар, тогда (предписывается вам уплатить) половину назначенного, если они (жены) не откажутся (от своего права), или если тот, в чьих руках брачные узы (муж) не откажется (от своего права).

И ближе к праведности, чтобы вы были великодушны. И не забывайте делать добро друг другу. Истинно, Аллах видит, что вы делаете.” (2:238)

“Ни одна душа не отягощается превыше сил ее. Мать не должна причинять ущерба (отцу) из-за ребенка ее, и тот, кому принадлежит ребенок, не должен причинять ущерба (матери) из-за ребенка его; и та же (обязанность) лежит на наследнике.”

Все предписания подытоживаются следующим:

“О Пророк, когда вы разводите жен, разводите их в (начале) предписанного срока, и начинайте высчитывать (время) срока; и бойтесь Аллаха. Не выселяйте их из домов их, и (сами) они не должны уходить, разве только совершив что-то явно безнравственное. И это пределы, установленные Аллахом; тот, кто не соблюдает точно пределы, установленные Аллахом, наносит вред собственной душе своей. Не знаешь ты; возможно, что Аллах после этого позволит совершиться чему-то новому.” (65:2)

“Тогда, когда они подходят к предписанному сроку, или возьмите их назад дружелюбно, или расстаньтесь с ними дружелюбно, и призовите свидетелями двух справедливых людей из вашей среды; и да будет это истинным свидетельством перед Аллахом. Это есть увещание тому, кто верует в Аллаха и в Последний день.” (65:3)

“И, если вы находитесь в сомнении относительно тех из женщин ваших, которые потеряли надежду на месячные очищения, (знайте же, что) для них срок есть три месяца, и (таков же срок) для тех, у которых не было еще очищений. И (что касается тех), которые беременны, их срок должен быть до времени их разрешения от бремени. И тем, которые боятся Аллаха, уготовит Он им облегчение в делах их.” (65:5)

“Устройте их (во время предписанного срока) в домах, где вы обитаете, соответственно с вашими лучшими средствами; и не притесняйте их с целью подвергнуть их трудностям. И, если они беременны, содержите их, пока не разрешатся они от бремени. И, если они кормят грудью (ребенка) для вас, вознаграждайте их, и совещайтесь вместе дружелюбно; но если вы сделаете это затруднительным друг для друга, то дайте другой (женщине) кормить ребенка для отца.

Пусть тот, кто обладает изобилием, расходует из своего изобилия. И пусть тот, средства которого ограничены, расходует соответственно тому, что даровал ему Аллах. Не обременяет Аллах ни одной души свыше того, что Он даровал ей. После лишения Аллах скоро подаст облегчение.” (65:7-8)

 

Многоженство

Многоженство не запрещено специальным запретом Господа ни в одной из религий; и ни в одной из религий, за исключением Ислама, не оговаривается число жен. Ислам разрешает многоженство, однако ограничивает их число до четырех, при этом строго обуславливая равно справедливое отношение ко всем женам:

“Если же вы боитесь, что не будете поступать по справедливости, то возьмите в жены только одну.” (4:4)

Справедливое отношение к женам, если их более одной, означает равно доброе отношение к ним в вопросах обхождения, обеспечения и товарищества, иначе говоря, в подобных вопросах не следует выделять ни одной в ущерб остальным. Равенство не предписывается, однако, в тех вопросах жизни, над которыми человек не властен, к примеру, в вопросах эмоциональной привязанности или склонности. Это оговорено основным положением:

“Аллах не обременяет никакую душу превыше сил ее.” (2:87)

И в этом случае, однако, замечается, что:

“И не можете вы поддерживать (совершенного) равновесия между женами, как бы вы ни желали того. Но не проявляйте склонности исключительно к одной, оставляя другую во временно отстраненном положении. И если вы исправитеь и будете поступать справедливо, истинно, Аллах - Всепрощающ (и) Милосерд.” (4:130)

Некоторые современные Мусульманские писатели в страстном желании угодить Западу принялись доказывать, что, коль скоро полигамия разрешена при строгом условии равного обращения с женами (4:4), но такое обращение объявлено недостижимым (4:130), отсюда следует, что разрешение полигамии таким образом в действительности отменено. Такое толкование Корана ошибочно и совершенно не приемлемо. Аят (4:130) самим собою проясняет, что что является продолжением и уточнением аята (4:4). Кроме того, ни сам Святой Пророк, ни его соратники никогда не считали аят (4:130) отменой аята (4:4), и - в течение столетий - этот аят никогда не трактовался подобным образом Мусульманскими правоведами.

Правда состоит в том, что многоженство, как оно определено и ограничено Исламом, - это жизнеустройство на началах Божественной мудрости, направленное к укреплению нравственных ценностей и сохранению целомудренности обоих полов. Оно может быть определено как благодетельное, нравственное и культурное защитное устройство сродни клапану, регулирующему давление. Общества, в которых не предусмотрен такой клапан, были вынуждены ввести принудительную моногамию, и, как следствие, пали жертвой широко распространенной беспорядочности связей, гомосексуализма, лесбиянства и повального разврата. Полная сексуальная вседозволенность стала в этих обществах нормой бытия, абсолютно свободной от нравственного осуждения.

Моральная граница должна быть проведена не между моногамией и полигамией, но между обусловленностью и вседозволенностью. При отсутствии нравственных пределов и моногамия, и полигамия могут быть равно обращены во зло. Возвышает либо принижает их только характер взаимоотношений, - как уже отмечалось, конечным назначением брака в Исламе является снискание благорасположения Аллаха.

Ислам в принципе кладет в основу мудрое и добродетельное использование всех способностей и возможностей, предоставленных человеку; и беспрекословно осуждает подавление или выставление их в смешном виде.

В ранние годы Ислама многие мужчины, повинуясь зову Аллаха, расстались с жизнью. Многие поплатились жизнью в Мекке; еще больше в Медине и на поле брани. Несмотря на то, что женщины также были готовы на жертвы, сравнительно немногие из них были призваны к величайшей жертве жизнью. Как следствие, число женщин резко превысило число мужчин.

Вдовы и сироты мужского и женского пола нуждались в покровительстве. Охранение нравственных и духовных ценностей в этих условиях делало полигамию обязательной, она также была жертвенной и уж конечно не была потаканием мужским прихотям или слабостям.

Были и другие предпосылки личностного, общественного и политико-религиозного характера, ведшие к полигамии. В теперешние времена условия изменились, и моногамия повсюду, кроме Африки, все более и более становится правилом, но везде в частных обстоятельствах нравственные предпосылки все еще могут обусловить полигамию. Ислам учитывает возможность возникновения таких обстоятельств.

Среди мусульман ничто не препятствует возможности полигамии, она столь же уважаема, как и моногамия, и исключает любую дискриминацию в отношени жен и детей от такого брака.

 
Мать

Ислам предписывает глубочайшее уважение к матери. Необходимость любви, почитания и нежности к родителям, и особенно к матери, настойчиво подчеркивается Священным Кораном:

“И Мы предписали человеку делать добро родителям его.” (29:9)

“Скажи: ‘Придите, я возвещу вам, что запретил Владыка ваш: чтобы не приобщали вы ничего, как равного, к Нему, были добросердечны к родителям...’ ” (6:152)

“И поклоняйтесь Аллаху, и не приобщайте никого к нему, и оказывайте заботливость родителям...” (4:37)

“Владыка твой повелел, говоря: Не поклоняйтесь никому, кроме Него, будьте добры к родителям. Если один из них доживет до преклонных лет с тобой, или оба они, никогда не говорите им ни слова, выражающего отвратительность, и не упрекайте их, но обращайтесь к ним с добрым словом. И склони к ним крыло подчинения твоего из доброты. И скажи: ‘Владыка мой, окажи милость им, так же, как они питали меня, когда я был юн’.” (17:26-27)

“И Мы повелели человеку относительно родителей его - матерь его родила его немощного, будучи немощной, и отнятие его от груди берет два года, - ‘Принеси благодарность Мне и родителям твоим. Ко Мне есть (конечное) возвращение’.” (31:15)

“И предписали Мы человеку делать добро родителям его. Мать его носит его с болью, и родит его с болью. И ношение его и (кормление до) отнятия от груди берет тридцать месяцев, пока, когда он достигает полной зрелости, он не говорит: ‘Владыка мой, побуди меня быть благодарным за Милость Твою, которую Ты ниспослал мне и родителям моим, и творить добро, угодное Тебе. И сделай потомство мое праведным для меня. Прибегаю я к Тебе и, истинно, я из тех, которые покоряются Тебе’.” (46:16)

Святой Пророк (мир ему и благословения) завещал:

“Лучшие из вас те, кто лучше ведет себя по отношению к родителям. Рай для человека лежит в ногах его матери. Тот, кто хорошо воспитывает дочерей своих, не делая разницы между ними и сыновьями своими, будет ближе ко мне в Раю.”

 
Экономическая независимость женщины

Изо всех великих религий Ислам сделал наибольшее для обеспечения экономической независимости женщины. Хорошо известно, что в Великобритании до 1882 г., когда парламентом был принят “Акт о собственности замужних женщин”, замужняя женщина не имела прав обладания собственностью независимо от мужа. Любая собственность, которой обладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически переходила в право собственности мужа. Ныне, более века спустя, следы этого пережитка все еще обнаруживаются в некоторых актах британского законодательства, что иллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины.

Экономическая независимость женщин была законодательно установлена Исламом с самого начала. За мужем была закреплена обязанность составить брачный договор с женой - пропорционально его средствам. Этим договором обуславливается свадебный дар жене со стороны мужа. Если ко времени смерти мужа свадебный дар еще не выплачен, эта сумма (или это имущество) считается долгом, вычитаемым из наследуемого имущества прежде всех остальных долгов. В добавление к этому, вдова имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства.

Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть полагающегося ей наследства, подарок или результат ее деловых качеств, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, однако, если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела.

Замужняя женщина, обладающая своей собственностью, может, и в большинстве случаев вкладывает ее часть или всю ее в общее хозяйство супругов, но она вовсе не обязана поступать так. Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа, даже если жена является в собственных правах экономически более состоятельной, чем ее муж.

Это хорошо показывает следующий случай: Святой Пророк, да благословит его Аллах, однажды при некоторых обстоятельствах распорядился, чтобы женщины оказывали благотворительность также из собственных средств. После этого, две женщины, обе по имени Зейнаб, одна из которых была женой хорошо известного Соратника Пророкаса Абдуллы бин Масуда, пришли к Святому Пророкуса и сказали ему, что их досточтимые мужья являются людьми, стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты. Будет ли для них духовной заслугой, спросили они, если они помогут мужьям из собственных средств? Святой Пророкса уверил их, что их трата на помощь мужьям будет двойной заслугой, так как это будет считаться и благотворительностью, и милосердием по отношению к близким.

Священный Коран наставляет:

“И не завидуйте тому, чем Аллах возвысил одних из вас перед другими. Получат мужчины долю из заслуженного ими, и женщины долю из заслуженного ими. И молите Аллаха о щедротах Его. Истинно, Аллах ведает все в совершенстве.”

“И каждому назначили Мы наследников - тому, что оставят родители и родственники, (а также) те, с которыми вы заключили клятвенное соглашение. Итак, дайте им долю их. Истинно, все видит Аллах.”

Исламская система старшинства и наследования, определенная в айятах 4:12-13 и 4:177, нацелена на возможно более широкое распределение собственности. Если человек умирает, оставляя после себя родителей, мужа или жену, сыновей и дочерей, они все получают долю наследства при том главном условии, что мужская доля вдвое превышает женскую при равной степени родства. Здесь нет никакого неравенства, если учесть, что мужчина ответственен за содержание семьи, в то время как женщина освобождена от такой ответственности. Этот закон, как показывает практика, более выгоден для наследниц.

Мусульманин имеет право завещательно распределить только одну треть своей собственности. То, что он хочет оставить на благотворительность или тем, кто не является наследником по закону, не должно превышать одной трети того, чем он владеет; он не властен исключить из наследования или уменьшить долю наследства законных наследников. Исламская система не оставляет места для несправедливостей в распределении наследства, таких, как право первородства или исключение женщины из права наследования.

Указание, данное с целью гарантировать свидетельства при гражданских сделках, и гласящее, что эти сделки должны быть обязательно оформлены письменно, иногда ошибочно приводится в доказательство дискриминации женской половины Исламского общества. Это указание таково:

“И призовите двух свидетелей из ваших ближних: но если не найдется двух мужчин, то мужчину и двух женщин из тех, кого вам угодно взять в свидетели, так что если одной (из женщин) изменит память, другая напомнит ей.” (2:283)

Здесь нет и малейшего следа дискриминации. Нормальным правилом является то, что женщина должна быть вообще ограждена от случайной повинности выступать в качестве свидетеля при юридических процедурах. Таким образом, вообще говоря, женщину не должно призывать для засвидетельствования документа при совершении гражданских сделок. Это правило может иметь исключение, если дело - спешное. Но тогда может возникнуть иная трудность. В случае свидетелей-мужчин, их память о сделке, которую они призваны засвидетельствовать, освежается во время их социального общения, когда по разным причинам событие сделки вспоминается. В случае же свидетеля-мужчины и одной свидетельницы-женщины их общение, согласно правилам Ислама, которые еще будут по достоинству оценены, обыкновенно происходит не настолько часто, чтобы постоянно держать в памяти совместное свидетельство.

С целью обойти этот недостаток возможностей для освежения совместной памяти, мудро предложено, чтобы в случае отсутствия двух свидетелей-мужчин, сделку засвидетельствовали один мужчина и две женщины, так как они имеют возможность общения и тем самым гарантированно держат в памяти каждое слово документа.

Это указание имеет в виду лишь сохранность свидетельства, а вовсе не относительную весомость мужских и женских свидетельств. Следующая иллюстрация окончательно проясняет существо дела. Представим себе, что сделка, засвидетельствованная одним мужчиной и двумя женщинами, стала предметом спора и требует юридического разбирательства. Теперь обнаруживается, что со времени совершения сделки одна из свидетельниц умерла. Свидетель-мужчина и свидетельница-женщина дали показания в суде, но судья находит, что их свидетельства не во всем совпадают друг с другом; при этом он сильнее склоняется к тому, что беря во внимание все привходящие факторы, показания свидетельницы более правдоподобны. Тогда простой обязанностью судьи будет предпочесть женское свидетельство мужскому. В таком случае, не будет и речи о дискриминации в пользу мужчине или во вред женщине.

 
Защита прав
 

Женщины и мужчины - Божественный дар друг для друга, и в этом качестве должны быть заботливо хранимы, ибо они явлены как средство взаимного совершенствования и снискания Божественной благодати. Тот, Кто создал их, хорошо знает их силу и слабость, и Он, в милосердии Своем, даровал им в равной степени руководство, как сохранить силу и превозмочь слабость. Неисполнение этих правил ведет ко злу и гибели, тогда как строгое и внимательное соблюдение делает жизнь ясной и полной радости.

Священный Коран провозглашает:

“И истинно, Мы создали человека, и ведомо нам все, что плоть его нашептывает ему.” (50:17)

“Мы создали человека из капли смеси, дабы Мы могли испытать его; итак, Мы сделали его способным видеть и слышать. Мы указали ему путь, благодарен ли он, или неблагодарен.” (76:2-3)

Разум человека получает впечатления при посредстве слуха, зрения и других чувств и либо направляет своего владельца к добродетели, либо толкает на прегрешения. Поэтому человек предупрежден:

“И не следуй тому, о чем ты не знаешь. Истинно, ухо, и глаз, и сердце - все они будут призваны к ответу.” (17:37)

Поэтому сдерживание чувств и постоянный контроль за чувствами - это сущность добродетельности. Святому Пророку было повелено:

“И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали глаза свои, и соблюдали свое целомудрие, и чтобы они не открывали красоту свою (естественную и искусственную) кроме того, что

подобает показывать, и чтобы они закрывали своими головными покрывалами груди свои, и чтобы не открывали они красоты своей, кроме как мужьям своим, или отцам своим, или отцам мужей своих, или сыновьям своим, или сыновьям мужей своих, или братьям своим, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, которыми владеют правые руки их, или таким прислужникам мужского пола, у которых нет полового влечения, и юным детям, которые ничего не знают о женской наготе. И не допускайте их трясти ногами своими, чтобы стало известно то, что скрыто из украшений их. И обращайтесь вы все вместе к Аллаху, о верующие, дабы могли вы преуспеть.” (24:31-32)

“Что же касается женщин, перешедших возраст деторождения, у которых нет желания выйти замуж, нет хулы им, если они снимают свои верхние одеяла, не открывая красоты своей. Но воздержание (даже от этого) лучше для них. И Аллах - Всеслышащий, Всеведающий.” (24:61)

Есть некоторые веления, особо адресованные женам Святого Пророка, которыми определяется идеал добронравного поведения для всех верующих женщин:

“О Пророк! Скажи женам твоим: ‘Если вы желаете жизни этого мира и ее красы, придите тогда, я дам вам дар и отпущу вас с честью.

Но если вы стремитесь к Аллаху и Его Посланнику, и к Обители Будущей Жизни, тогда, истинно, уготовил Аллах для тех из вас, которые творят добро, великую награду.

О, жены Пророка! Если какая из вас окажется повинной в явно непристойном поведении, наказание будет удвоено для нее. И это легко для Аллаха.

Но каждой из вас, которая посвящает себя Аллаху и Его Посланнику, и делает добрые дела, Мы даруем награду ее вдвойне; и Мы уготовили ей честные дары.

О, жены Пророка, вы не подобны ни одной из (других) женщин, если вы праведны. Итак, не будете (слишком) уступчивы в речи вашей, чтобы тот, у кого в сердце (гнездится) недуг, не возымел бы (сверх)должных надежд; но да будет речь ваша праведна.

Пребывайте с достоинством в домах ваших, и не выставляйте себя напоказ, подобно выставлению напоказ в прежние дни невежества, и соблюдайте молитву, и платите Закят, и повинуйтесь

Аллаху и Посланнику Его. Аллаху только угодно удалить от вас нечистоту, о, члены семьи, и сделать вас полностью чистыми.

И помните знамения Аллаха и слова мудрости, которые возглашаются в домах ваших; ибо Аллах Проницателен, Всеосведомлен. (33:29-35)

Указания, приведенные выше, даны в установление высочайших образцов добронравного поведения мужчин и женщин с тем, чтобы они вели себя достойно и сдержанно в любых жизненных обстоятельствах.

Трезвость, целомудрие и сдержанность являют собой символы Исламского общества. Вольному и вседозволяющему смешению полов положены пределы. От мужчин и женщин требуется следование определенному этикету приличия. Прекрасный пол здесь огражден от любого риска назойливых приставаний, как сказано:

“О Пророк! Скажи женам твоим, и дочерям твоим, и женщинам верующих, чтобы они держали близко к себе часть их свободного верхнего покрывала. Так лучше, дабы могли они быть отличены и не подвергались оскорблению. И Аллах Наиболее Прощающ, Милосерд.” (33:60)

Ничем не ограниченное и не связанное никакими правилами общение полов и женское самоукрашательство с целью привлечь мужчин стало бичом западного общества, где все соображения целомудрия и пристойности отставлены в сторону, а прежние высокие ценности подверглись сомнению и признаны недостойными цивилизации. Вызывает глубокую озабоченность то, что часть мусульман прозападной ориентации оказалась неспособной противостоять убийственному мировоззрению, которое превалирует на Западе. Нужно благочестиво надеяться, что опасности, коренящиеся в таком образе мышления, будут вскоре уяснены, и благодетельность Исламских ценностей будет осознаваться более строго и благодарно.

 

Некоторые хадисы Святого Пророка

 

Муавия ибн Хейда повествует: “Я спросил Святого Пророкаса, каковы права жены перед ее мужем? Он сказал: ‘Питай ее, когда · питаешься сам, одевай ее, когда одеваешься сам, не бей ее по лицу, не оскорбляй ее и не оставляй ее одну, разве только дома’.”

  • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Наиболее совершенны в вопросах веры те, кто наиболее добронравного поведения, и лучшие из вас те, кто лучше относится к своим женам.”
  • Абдулла ибн Амр ибн ‘Ас повествует, что Святой Пророк сказал: “Мирские блага есть ничто иное, как казна, и лучшим в ней сокровищем является женщина.”
  • Айшара повествует: “Женщина пришла ко мне за милостыней вместе с двумя своими дочерьми; я не нашла ничего, кроме единственного финика, который отдала ей. Она разделила его между дочерьми, не взяв для себя ни кусочка. Затем она поднялась и ушла. Когда пришел Святой Пророк, я рассказала ему об этом. Он сказал: ‘Тот, кто посвящает себя дочерям и хорошо обращается с ними, узнает, что они будут его щитом против Пламени’.”
  • Абу Шурайх Хувайлад ибн Амр Хузай повествует, что Святой Пророк сказал: “Именем Аллаха, я объявляю грехом то, что - по любой причине - не смогли быть защищены права двух немощных мира сего: сирот и женщин.”
  • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Обращайтесь с женщинами по-доброму. Женщина была сотворена как бы из ребра, и самая кривая часть ребра - она же наиболее выдающаяся. Если вы попытаетесь выпрямить его, вы его сломаете, если оставите в покое - оно пребудет искривленным. Так что обращайтесь с женщинами по-доброму.”
  • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Не позволяйте мусульманину проявлять злобность по отношению к мусульманке. Если ему разонравилось в ней одно качество, он может найти другое, которое приятно.”
  • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Когда муж позовет жену на свою постель, а она не придет, и он проводит ночь, рассерженный на нее, то ангелы клянут ее всю ночь напролет.”
  • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Если бы я повелел, чтобы один человек простирался ниц перед другим, я повелел бы жене простираться ниц перед мужем.”
    • Умм Салама повествует, что Святой Пророк сказал: “Если женщина умирает, и ее муж был счастлив с ней, она попадет в рай.”
    • Умм Салама повествует, что Святой Пророк сказал: “Я не накладываю на женщин более суровой кары, чем на мужчин.”
    • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Из числа: динара, потраченного на служение Богу, динара, потраченного на освобождение раба, динара, потраченного на милостыню бедняку, и динара, потраченного на жену и детей, самая высшая трата в глазах Аллаха - это трата на жену и детей.”
    • Са’ад ибн Абу Уаккас повествует в продолжение длинного хадиса, что Святой Пророк сказал: “Чтобы вы ни тратили, имея в виду угодить Аллаху, будет вознаграждено Им, даже пища, которую вы положили в рот своей жене.”
    • Айшара повествует: “Я никогда не ревновала Святого Пророкаса к другим женам так, как ревновала его к Хадиджера (первой жене Пророкаса), хотя я никогда не видела ее. Святой Пророкса часто поминал ее. Если резалась коза, он разрезал тушу на куски и посылал их подругам Хадиджира. Порой я говорила ему: ‘Ты говоришь о ней так, будто в мире никогда не было других женщин, кроме Хадиджи’; и он отвечал: ‘Это потому, что она действительно была такой, и что я имел от неё детей’.”
 

(Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи)

   
0
2289
0