Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
04:15, 25 ноября 2013

Мои таёжные приключения

Позади 2 месяца тяжёлой и кропотливой работы, 2 месяца ярких эмоций и приключений, которые я, наверное, не забуду никогда. Сибирская тайга в выборе людей очень разборчива, с распростёртыми объятиями никого не встречает. Сколько таких же авантюристов как я едут туда в погоне за деньгами и впечатлениями и сколько разочарованные возвращаются обратно. Зато те, кто остаются очень скоро влюбляются в эту дикую природу. Леса, реки, озёра, места, где и на вездеходе то не везде проберёшься. Влюбляются, потому что здесь, преодолевая многочисленные  трудности, по сути, формируется характер, а главное – есть время многое обдумать вдали от цивилизации и попытаться найти ответы на беспокоившие долгое время вопросы...

Blog post image

То, что я ни с того, ни с сего собрался в археологическую экспедицию в Ханты-Мансийский автономный округ, для многих стало удивлением. Вроде бы  профессия журналиста никак с поиском древних артефактов не вяжется, да и глупо бросать всё ради того, чтобы на протяжении нескольких месяцев махать где-то в  тайге лопатой. На самом деле туда меня гнал отнюдь не интерес к истории, а в большей степени авантюризм, жажда попробовать что-то новое и испытать на прочность себя. В итоге, о сделанном выборе нисколько не пожалел.

Наша таёжная столовая. На открытом воздухе еда кажется гораздо вкуснее

На протяжении 2-х десятилетий экспедиции в ХМАО организовывает Научно-Аналитический Центр проблем сохранения культурного и природного наследия - ООО НАЦ «АВ КОМ-Наследие». Ежегодно в полевых и камеральных работах принимают участие порядка 300 человек, представители России, Казахстана, даже Сербии и Венгрии. В основном это молодёжь. К слову, с нашей республики, а именно из Северо-Казахстанской области,  ребят каждый сезон приезжает достаточно. В июльской смене нас было пятеро, в августе уже 13.

6 дней в неделю смена выезжала на раскопки. Искали керамические и каменные изделия, «наследие энеолита». Под палящим летним солнцем загорели все как на курорте. Вообще, таёжная погода – это нечто. Если жарко – то, как в пустыне, если дождь - то явно не на один день. Но к этому привыкаешь. Вообще, заметил удивительную вещь:  как бы люди не уставали на работе, после вечерней баньки и сытного ужина, все были как новенькие, энергии хоть отбавляй. На природе силы восстанавливаются очень быстро. С ухмылкой вспоминаешь то, как немыслимо уставал, работая в офисе.

комары одолевали сильно. но как-то со временем привыкли. правда, вскоре появилось настоящее таёжное зло - мошки...

Вечер в лагере это всегда время интересное. Палаточный городок не засыпал до поздней ночи: шутки, песни под гитару у костра, ну и, естественно, таёжные романы, куда без них.

Июльская и августовская смены пролетели как один день, пришла пора археологических разведок. Ребята, с полным багажом впечатлений разъехались по своим городам, многие  с мыслью обязательно вернуться сюда через год. Лагерь опустел, но я уже тогда догадывался что основные приключения ещё впереди. Нас осталось пятеро: трое из СКО, и двое из города Шадринска Курганской области. Вместе со специалистами «ООО НАЦ «АВ КОМ-Наследие» мы отправились по маршрутам. Сквозь тайгу собирались прокладывать волоконно-оптическую линию связи. Задача археологов: полностью исследовать территорию, на которой будет трасса ВОЛС на наличие памятников истории.

природа там - не описать, блин

Нас поделили на две группы: одна, на вездеходах отправилась вглубь тайги, вторая исследовала территорию, прилегающую к городу Урай. Объём работы был значительный, в день выкапывали по 5-6 шурфов (ямка шириной 1*1м, глубиной минимум 70 см) на человека. У меня никогда в жизни так не болели мышцы. Убрать верхний слой, выдернуть корни, прорубиться сквозь твёрдую глину. И всё это время тебя сопровождает таёжный холод, постоянно моросящий дождь. Отогревались у костра и снова принимались за дело. В те моменты, когда приходилось оставаться одному в лесу, адреналин зашкаливал. В тайге человек не хозяин, а вот от медведя убежать весьма проблематично. Да и гадюкой не хотелось бы быть покусанным. Но, слава археологии, всё обошлось. Иногда беспокоила охрана нефтепроводов, очень часто над нами кружил вертолёт, откуда пристально следили за нашими действиями.

Blog post image

В общем, всем пришлось тяжко. Но именно в таких условиях проверяется характер человека. Работать, несмотря на мышечную боль, на усталость, когда мозг так и шепчет тебе: «Давай, брось всё, поехали домой, там нас ждут!». Однако не сдался никто. И когда и этот барьер был преодолён, появилось чувство большой победы над собственной слабостью. Это непередаваемое ощущение.

Сейчас, вернувшись домой, смотря в зеркало, самого себя, порой не узнаю. Настолько привык к суровому образу таёжника: борода, взлохмаченные волосы на голове, спецовка.. Всё это осталось в памяти и немного на фотографиях. Наша группа открыла 14 памятников – это важный вклад в российскую археологию. Но ещё важнее то, что каждый из ребят нашёл в той дикой местности для себя, или внутри себя. А ради этого, иногда стоит идти на подобные авантюры.

Павел  ПРИТОЛЮК

Фото: Михаил ЛИДБЕРГ

Постскриптум. Вернулся я в сентябре, сам материал был написан в начале октября. Прошло уже достаточно времени, но своё таёжное приключение я помню, как будто это произошло вчера. Спасибо, ХМАО!

 
1
903
0