До создания Центра «Кенес» отношение к детям с тяжелыми психоневрологическими патологиями в нашей стране было однозначным - «необучаемые».
Сфера оказания помощи семьям с такими детьми была не развита, в связи с тем, что такой ребенок рассматривался с позиции медицинской модели и считался «непригодным», в этой связи за такими детьми осуществлялся только уход в государственных интернатах закрытого типа.
Усилия Центра «Кенес» с момента его организации были направлены на изменение отношения общества к детям с патологиями в развитии.
Для этого в Центре «Кенес»: создали альтернативную интернатам модель комплексной реабилитации в условиях дневного пребывания, что позволило родителям принимать посильное участие в трудовой деятельности и находить свое место в жизни, так как в дневное время заботу о ребенке мы взяли на себя; реализовали инновационные подходы в оказании помощи семьям и их детям, используя основную концепцию «Все дети способны к развитию». Практический опыт работы показал, что при создании особых условий ребенок способен усваивать жизненно важные навыки самообслуживания, личной гигиены, навыки бытовой и трудовой направленности. При соблюдении необходимых принципов работы, а также при выстраивании правильного пути развития на каждого ребенка можно добиться высоких результатов.
Мы пришли к выводу, что ребенок не прогредиентной формы состояния, может обучаться, если под обучением понимать не академические программы обучения, а, в первую очередь, формирование у ребенка необходимых социальных навыков и только при их наличии вовлекать ребенка в процесс развития его познавательной деятельности, используя при этом важные принципы индивидуального подхода, системности, уважения личности ребенка и другие.
Много интересных методов, приемов разработано за время нашей деятельности: использование системы алгоритмов (пиктограмм) для неговорящих детей; использование метода Глобальное чтение для детей с интеллектуальными проблемами; разработана система формирования жизненно важных социальных навыков; используется единое тематическое планирование; разработаны критерии включения детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей; активно используются методы арт-терапии, кинезиотерапии, психомоторики; созданы условия для трудовой реабилитации по различным направлениями – уход за животными, растениями, швейное и креативное дело и другое.
Проекты, реализуемые Центром «Кенес» долгосрочные, они открывались не ради гранта, а ради создания условий и удовлетворения особых потребностей детей и подростков. В настоящее время Центр занимается комплексным сопровождением детей группы риска от рождения до 3 лет; оказывает комплексные услуги в условиях дневного стационара детям с особыми образовательными потребностями от 3 до 18 лет; формирует социальные бытовые и трудовые навыки лицам с особыми образовательными потребностями от 18 лет и старше; успешно реализует проект дошкольной инклюзии.
Каждый ребенок имеет право на развитие и право на признание его индивидуальности. Мы должны понимать, что не имеем права клеймить детей, появившихся на свет с какими либо проблемами, влияющими на их развитие. Все дети должны быть любимы и все они равны!